Общие методические рекомендации по теме
Богатый десятилетний опыт осуществления профилактики торговли людьми позволил разработать и обобщить методические рекомендации к проведению занятий среди учащейся и студенческой молодежи.
1. Активные методы работы, основанные на демократическом стиле взаимодействия, направлены на самостоятельный поиск истины и способствуют формированию критического мышления, инициативы и творчества. К таким методам относятся: "мозговой штурм", метод открытой трибуны, тренинги, интеллектуальные аукционы, ролевые и моделирующие игры, анализ конкретных ситуаций, игры-драматизации, работа в малых группах и др.
2. Традиционные и нетрадиционные методы обучения. Их целесообразно комбинировать: беседы, дискуссии и целевые диспуты, лекции и реферативные сообщения, семинары, устные и письменные коллоквиумы, "круглые столы", вечера вопросов и ответов, обсуждение материалов со СМИ по предотвращению торговли людьми, изучение официальных государственных документов, просмотр программ учебного характера, самостоятельное рецензирование. Рекомендуется придумать небольшую пьесу или обыграть жизненную ситуацию. Желающим принять в ней участие, следует предоставить время для обдумывания вариантов ответов. Ученики должны уметь прокомментировать доклад или ситуацию, придуманную одноклассниками, задавать вопросы, подключаться к игре, если это поможет делу. Следует стимулировать коллективное обсуждение проблем при полной свободе выдвижения проектов решений.
3. Из различных форм и методов работы специалистами выбираются те, которые наиболее соответствуют целям, задачам и особенностям занятий, их месту в учебном плане и отведенном времени.
4. Важным является проведение интегрированных уроков. Их можно проводить по темам по истории, правоведению, географии, иностранных языков и т.п.
5. При подборе адекватных форм и методов необходимо помнить о практической направленности занятий, то есть после изучения темы ученики должны придерживаться моделей безопасного поведения.
6. Необходимым и важным является широкое использование наглядности в работе с учащейся молодежью. Визуальность усиливает и концентрирует внимание учащихся. Ведь 20% всех знаний человек получает с помощью зрения. Среди раздаточных материалов могут быть любые схемы или таблицы, которые можно найти в пособиях или разработать для тематического курса. Также можно использовать различные бланки, тексты и карточки для выполнения задач.
7. Использование методик "равный равному". Известно, что наибольший процент знаний (90%) человек усваивает в процессе обучения других. Поэтому важно готовить задания, где бы ученики выступали в роли консультантов, экспертов, учителей и т.д.
8. Использование в творческой деятельности поискового или репродуктивно-поискового пути усвоения знаний. Если учителем ставятся вопросы, которые заставляют учеников мыслить, они оказываются в активной позиции. В этой ситуации, опираясь на ранее полученные знания, они конструируют ответы, высказывают свои предположения, вступают в полемику, в ходе которой сопоставляются различные точки зрения, различные подходы к анализу материала. Эта совместная деятельность помогает им лучше усвоить суть и познать закономерности явлений, которые рассматриваются. При эвристической беседе гипотезы одних, доказательства и аргументы других, уточнения третьих, общие выводы и формулировки четвёртых позволяют ученикам в наиболее короткое время разобраться в учебном материале.
9. Поощрение учеников к ответу на вопросы и выражения своих идей. Следует избегать вопросов, на которые можно ответить "да" или "нет". Для стимулирования процесса мышления следует ставить открытые вопросы, требующие полного и развернутого ответа. Такие вопросы чаще всего начинаются со слова "как".
10. Познавательная активность возрастет, если материал выкладывать не в виде готовых выводов, а ставя проблему или изучая конкретную ситуацию. Неотъемлемой составляющей проблемной ситуации является проблемное задание, которое ставится перед изложением материала. В процессе занятия ученикам предлагаются логические вопросы. Такие ситуации могут быть запланированы заранее или возникать спонтанно.
11. Важным является создание атмосферы доверия для свободного обмена мнениями и активной работы над решением проблемных ситуаций. Необходимо учесть, что процесс преподавания темы торговли людьми иногда связан с очень деликатными моментами и касается самых интимных сторон жизни.
12. Демонстрация внимания ко всем ученикам и стимулирования их к активному участию в работе.
13. Осторожность в оценке. Для определения оценки можно практиковать тесты в произвольной форме. Поскольку часто оценивают не столько знания школьника, как его суждения, что может негативно повлиять на желание учеников высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях.
14. Приглашение на уроки специалистов, имеющих непосредственное отношение к защите прав человека и предотвращения торговли людьми.
15. Важно помнить о принципе креативности и индивидуального подхода, поэтому следует продумывать несколько вариантов с учетом возможности проявить свои творческие способности.
Модель профилактики Социальный заказ
Примеры работы в школах Деятельность социально-психолого-педагогической службы ООШ № 38 г. Харькова по предотвращению торговли людьми и эксплуатации детей
Сегодня школьной СППС реализуются как составляющие работы по предотвращению торговли людьми и эксплуатации детей такие мероприятия:
• организация и проведение просветительской работы с учащимися, членами их семей, с работниками школы и представителями общественности (самостоятельно, а также с привлечением специалистов государственных учреждений и негосударственных организаций, в том числе - из Международного женского правозащитного центра "Ла Страда - Украина") относительно торговли людьми как негативного социального явления и противозаконного действия, о последствиях вовлечение детей в торговлю людьми в психологическом, социальном, правовом плане, с позиций безопасности жизни и здравоохранения - групповые и коллективные формы работы; • распространение информации по проблеме торговли людьми через школьный пресс-центр (публикации в газете "Школьные вести", стенгазеты, молнии и т.п.) с целью формирования в школьном коллективе атмосферы социальной нетерпимости к фактам проявления данного явления; • распространение печатного (МЖПЦ «Ла Страда - Украина) раздаточного материала по противодействию торговле людьми и эксплуатации детей во время проведения разъяснительной работы с учащимися, членами их семей, педагогами, представителями общественности в индивидуальном порядке; • предоставление информационных услуг клиентам - ученикам, членам их семей, работникам учреждения, представителям общественности - относительно специализированных учреждений, к которым можно обратиться в случае возникновения потребности; • преподавание факультатива для выпускников 9, 11 классов по программе тематического спецкурса в рамках вариативной составляющей учебного плана школы, внедрение его для учеников других классов заведения через спектакли школьного социотеатра;
Внедренные на принципах системного и компетентностного подходов обозначенные мероприятия на конец учебного 2006-2007 года дали определенные результаты, которые значительно отличаются от показателей предыдущего учебного года. Так, по данным мониторинговых срезов, уровень осведомленности участников учебно-воспитательного процесса по проблемам торговли людьми и эксплуатации детей вырос в среднем на 25%, непосредственно среди учащихся - на 36% (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1
Увеличилось количество выявленных случаев, связанных с торговлей людьми и эксплуатацией детей, что является свидетельством роста доверия детей и взрослых к школьной СППС. Это позволило осуществить своевременную действенную помощь в одних случаях, в других - держать ситуацию под контролем (если решение проблемы требует времени или уже не зависит в полной мере только от школы) - см. диаграмму 2.
Диаграмма 2
• Несмотря на положительную динамику, остается для нас открытым вопрос усовершенствования системы работы школьной СППС в аспекте предотвращения торговли людьми и эксплуатации детей. На повестке дня - углубленная систематизация содержания деятельности службы в данном направлении, ее структурирование и циклическая организация, работа по подготовке руководителей первичных детских коллективов (классных руководителей - работников СППС) к участию в работе. Ожидаемые результаты работы: • оптимизация условий в учебном заведении для успешной социализации каждой личности; • повышение уровня информационно-правовой осведомленности учащихся, членов их семей, общественности относительно торговли людьми и эксплуатации детей как негативного социального явления, как преступления; • повышение готовности школьников, членов их семей, работников школы к самозащите и самопомощи в случае попадания в соответствующую кризисную ситуацию; • обеспечение готовности работников школьной СППС (основных и работающих на общественных началах) выполнять необходимые действия в аспекте охраны и защиты, поддержки и помощи клиенту, потерпевшему от торговли людьми; • уменьшение количественного показателя «группы риска» среди участников учебно-воспитательного процесса, увеличение показателя фактического предотвращения случаев;
И все это: • при финансовой ограниченности (бюджетное финансирование отсутствует, доноры отсутствуют; основные источники материального обеспечения процесса: собственные средства руководителя учебного заведения и основных работников школьной СППС - социального педагога и практического психолога; средства фонда родительских советов заведения); • при кадровой малообеспеченности (в соответствии с нормативами, квалифицированных специалистов 2 - социальный педагог и практический психолог, каждый на 0,75 должностного оклада); • при наличии в учебном заведении с 640 учеников 4% сирот и полусирот, 14% детей из малообеспеченных и многодетных семей, 58% учащихся из неполных семей (в основном воспитываются матерью-одиночкой, матерью после развода без участия отца, отцом после развода без участия матери).
Таблица профилактики
Работа в команде Неформальные / первичные группы образуются из людей, между которыми устанавливаются тесные личные взаимоотношения, основанные на индивидуальных особенностях. Возникают стихийно, для того, чтобы удовлетворить стремление к социальному одобрению, поддержке, уважению и доверию. Формальные / вторичные. Основное значение придается профессиональным навыкам, умению выполнять определенные функции, а вот личные качества играют второстепенную роль. Команда -эффективно действующая группа, в которой четко распределены обязанности, установились тесная взаимосвязь и взаимопонимание, создан особый микроклимат.
Команда- это вторичная группа, которая в процессе развития приобрела черты первичной.
Роли в команде
реализатор координатор творец генератор идей исследователь эксперт дипломат исследователь
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|