Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие методические рекомендации по теме




Богатый десятилетний опыт осуществления профилактики торговли людьми позволил разработать и обобщить методические рекомендации к проведению занятий среди учащейся и студенческой молодежи.

 

1. Активные методы работы, основанные на демократическом стиле взаимодействия, направлены на самостоятельный поиск истины и способствуют формированию критического мышления, инициативы и творчества. К таким методам относятся: "мозговой штурм", метод открытой трибуны, тренинги, интеллектуальные аукционы, ролевые и моделирующие игры, анализ конкретных ситуаций, игры-драматизации, работа в малых группах и др.

 

2. Традиционные и нетрадиционные методы обучения. Их целесообразно комбинировать: беседы, дискуссии и целевые диспуты, лекции и реферативные сообщения, семинары, устные и письменные коллоквиумы, "круглые столы", вечера вопросов и ответов, обсуждение материалов со СМИ по предотвращению торговли людьми, изучение официальных государственных документов, просмотр программ учебного характера, самостоятельное рецензирование. Рекомендуется придумать небольшую пьесу или обыграть жизненную ситуацию. Желающим принять в ней участие, следует предоставить время для обдумывания вариантов ответов. Ученики должны уметь прокомментировать доклад или ситуацию, придуманную одноклассниками, задавать вопросы, подключаться к игре, если это поможет делу. Следует стимулировать коллективное обсуждение проблем при полной свободе выдвижения проектов решений.

 

3. Из различных форм и методов работы специалистами выбираются те, которые наиболее соответствуют целям, задачам и особенностям занятий, их месту в учебном плане и отведенном времени.

 

4. Важным является проведение интегрированных уроков. Их можно проводить по темам по истории, правоведению, географии, иностранных языков и т.п.

 

5. При подборе адекватных форм и методов необходимо помнить о практической направленности занятий, то есть после изучения темы ученики должны придерживаться моделей безопасного поведения.

 

6. Необходимым и важным является широкое использование наглядности в работе с учащейся молодежью. Визуальность усиливает и концентрирует внимание учащихся. Ведь 20% всех знаний человек получает с помощью зрения. Среди раздаточных материалов могут быть любые схемы или таблицы, которые можно найти в пособиях или разработать для тематического курса. Также можно использовать различные бланки, тексты и карточки для выполнения задач.

 

7. Использование методик "равный равному". Известно, что наибольший процент знаний (90%) человек усваивает в процессе обучения других. Поэтому важно готовить задания, где бы ученики выступали в роли консультантов, экспертов, учителей и т.д.

 

8. Использование в творческой деятельности поискового или репродуктивно-поискового пути усвоения знаний. Если учителем ставятся вопросы, которые заставляют учеников мыслить, они оказываются в активной позиции. В этой ситуации, опираясь на ранее полученные знания, они конструируют ответы, высказывают свои предположения, вступают в полемику, в ходе которой сопоставляются различные точки зрения, различные подходы к анализу материала. Эта совместная деятельность помогает им лучше усвоить суть и познать закономерности явлений, которые рассматриваются. При эвристической беседе гипотезы одних, доказательства и аргументы других, уточнения третьих, общие выводы и формулировки четвёртых позволяют ученикам в наиболее короткое время разобраться в учебном материале.

 

9. Поощрение учеников к ответу на вопросы и выражения своих идей. Следует избегать вопросов, на которые можно ответить "да" или "нет". Для стимулирования процесса мышления следует ставить открытые вопросы, требующие полного и развернутого ответа. Такие вопросы чаще всего начинаются со слова "как".

 

10. Познавательная активность возрастет, если материал выкладывать не в виде готовых выводов, а ставя проблему или изучая конкретную ситуацию. Неотъемлемой составляющей проблемной ситуации является проблемное задание, которое ставится перед изложением материала. В процессе занятия ученикам предлагаются логические вопросы. Такие ситуации могут быть запланированы заранее или возникать спонтанно.

 

11. Важным является создание атмосферы доверия для свободного обмена мнениями и активной работы над решением проблемных ситуаций. Необходимо учесть, что процесс преподавания темы торговли людьми иногда связан с очень деликатными моментами и касается самых интимных сторон жизни.

 

12. Демонстрация внимания ко всем ученикам и стимулирования их к активному участию в работе.

 

13. Осторожность в оценке. Для определения оценки можно практиковать тесты в произвольной форме. Поскольку часто оценивают не столько знания школьника, как его суждения, что может негативно повлиять на желание учеников высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях.

 

14. Приглашение на уроки специалистов, имеющих непосредственное отношение к защите прав человека и предотвращения торговли людьми.

 

15. Важно помнить о принципе креативности и индивидуального подхода, поэтому следует продумывать несколько вариантов с учетом возможности проявить свои творческие способности.

 

 

Модель профилактики

Социальный заказ

Примеры работы в школах

Деятельность социально-психолого-педагогической службы ООШ № 38 г. Харькова по предотвращению торговли людьми и эксплуатации детей

 


Колесникова О.В.,
директор ХООШ № 38,
соискатель ХНПУ им. Г. С. Сковороды

 

Сегодня школьной СППС реализуются как составляющие работы по предотвращению торговли людьми и эксплуатации детей такие мероприятия:


• содействие реализации на базе общеобразовательного учреждения государственной программы "Развитие национальной системы помощи детям, пострадавшим от торговли людьми и их сексуальной эксплуатации" путем внедрения разработанной технологии по защите детей от жестокого обращения, насилия над ними;

• организация и проведение просветительской работы с учащимися, членами их семей, с работниками школы и представителями общественности (самостоятельно, а также с привлечением специалистов государственных учреждений и негосударственных организаций, в том числе - из Международного женского правозащитного центра "Ла Страда - Украина") относительно торговли людьми как негативного социального явления и противозаконного действия, о последствиях вовлечение детей в торговлю людьми в психологическом, социальном, правовом плане, с позиций безопасности жизни и здравоохранения - групповые и коллективные формы работы;

• распространение информации по проблеме торговли людьми через школьный пресс-центр (публикации в газете "Школьные вести", стенгазеты, молнии и т.п.) с целью формирования в школьном коллективе атмосферы социальной нетерпимости к фактам проявления данного явления;

• распространение печатного (МЖПЦ «Ла Страда - Украина) раздаточного материала по противодействию торговле людьми и эксплуатации детей во время проведения разъяснительной работы с учащимися, членами их семей, педагогами, представителями общественности в индивидуальном порядке;

• предоставление информационных услуг клиентам - ученикам, членам их семей, работникам учреждения, представителям общественности - относительно специализированных учреждений, к которым можно обратиться в случае возникновения потребности;
• проведение тренингов "Предотвращение торговли людьми" для учеников 8-х, 10-х классов по методике программы "Равный-равному";

• преподавание факультатива для выпускников 9, 11 классов по программе тематического спецкурса в рамках вариативной составляющей учебного плана школы, внедрение его для учеников других классов заведения через спектакли школьного социотеатра;
• подготовка команды учеников-тренеров (9-е классы) для реализации тренингового курса "Предотвращение торговли людьми и эксплуатации детей" в школе и за ее пределами (в других общеобразовательных учебных заведениях района, города, области).

 

Внедренные на принципах системного и компетентностного подходов обозначенные мероприятия на конец учебного 2006-2007 года дали определенные результаты, которые значительно отличаются от показателей предыдущего учебного года. Так, по данным мониторинговых срезов, уровень осведомленности участников учебно-воспитательного процесса по проблемам торговли людьми и эксплуатации детей вырос в среднем на 25%, непосредственно среди учащихся - на 36% (см. диаграмму 1).

 

Диаграмма 1

 


 

 


Увеличилось количество выявленных случаев, связанных с торговлей людьми и эксплуатацией детей, что является свидетельством роста доверия детей и взрослых к школьной СППС. Это позволило осуществить своевременную действенную помощь в одних случаях, в других - держать ситуацию под контролем (если решение проблемы требует времени или уже не зависит в полной мере только от школы) - см. диаграмму 2.

 

Диаграмма 2

 

• Несмотря на положительную динамику, остается для нас открытым вопрос усовершенствования системы работы школьной СППС в аспекте предотвращения торговли людьми и эксплуатации детей. На повестке дня - углубленная систематизация содержания деятельности службы в данном направлении, ее структурирование и циклическая организация, работа по подготовке руководителей первичных детских коллективов (классных руководителей - работников СППС) к участию в работе.

Ожидаемые результаты работы:

• оптимизация условий в учебном заведении для успешной социализации каждой личности;

• повышение уровня информационно-правовой осведомленности учащихся, членов их семей, общественности относительно торговли людьми и эксплуатации детей как негативного социального явления, как преступления;

• повышение готовности школьников, членов их семей, работников школы к самозащите и самопомощи в случае попадания в соответствующую кризисную ситуацию;

• обеспечение готовности работников школьной СППС (основных и работающих на общественных началах) выполнять необходимые действия в аспекте охраны и защиты, поддержки и помощи клиенту, потерпевшему от торговли людьми;

• уменьшение количественного показателя «группы риска» среди участников учебно-воспитательного процесса, увеличение показателя фактического предотвращения случаев;
• увеличение показателя количества реально решенных проблем в отношении к количеству фактически выявленных проблем.

И все это:

• при финансовой ограниченности (бюджетное финансирование отсутствует, доноры отсутствуют; основные источники материального обеспечения процесса: собственные средства руководителя учебного заведения и основных работников школьной СППС - социального педагога и практического психолога; средства фонда родительских советов заведения);

• при кадровой малообеспеченности (в соответствии с нормативами, квалифицированных специалистов 2 - социальный педагог и практический психолог, каждый на 0,75 должностного оклада);

• при наличии в учебном заведении с 640 учеников 4% сирот и полусирот, 14% детей из малообеспеченных и многодетных семей, 58% учащихся из неполных семей (в основном воспитываются матерью-одиночкой, матерью после развода без участия отца, отцом после развода без участия матери).

 

Таблица профилактики

Вид Целевая группа Содержание
Первичная Общество в целом Информация о проблеме Правила безопасного поведения Примеры
Вторичная Группы риска Формирование умений и навыков безопасного поведения Формирование представления о деятельности учреждений и организаций Изменение отношения к проблеме
Третичная Потерпевшие Выявление причин и особенностей поведения и сознания, которые привели к возникновению проблемы, устранение причин через переобучение человека, повышение его социального статуса, поддержку в устройстве в жизни.

 


Работа в команде

 
 


Неформальные / первичные группы образуются из людей, между которыми устанавливаются тесные личные взаимоотношения, основанные на индивидуальных особенностях. Возникают стихийно, для того, чтобы удовлетворить стремление к социальному одобрению, поддержке, уважению и доверию.

Формальные / вторичные. Основное значение придается профессиональным навыкам, умению выполнять определенные функции, а вот личные качества играют второстепенную роль.

Команда -эффективно действующая группа, в которой четко распределены обязанности, установились тесная взаимосвязь и взаимопонимание, создан особый микроклимат.

 

Команда- это вторичная группа, которая в процессе развития приобрела черты первичной.

 

Роли в команде

 

реализатор

координатор

творец

генератор идей

исследователь

эксперт

дипломат

исследователь

 

Роль Характерные черты Функции
Реализатор Реализаторам присущи практический здравый смысл и хорошее чувство самоконтроля и дисциплины. Они любят тяжелую работу и преодоление проблем в системном режиме. В большей степени Реализаторы являются типичными личностями, чья верность и интерес совпадают с ценностями Компании. Они менее сконцентрированы на преследовании собственных интересов. Тем не менее, им может не хватать спонтанности и они могут проявлять жесткость и непреклонность. Они очень полезны компании благодаря своей надежности и прилежанию. Они добиваются успеха, потому что очень работоспособны и могут четко определить то, что выполнимо и имеет отношение к делу. Говорят, что многие исполнители делают только ту работу, которую хотят делать и пренебрегают заданиями, которые находят неприятными. Реализаторы, наоборот, будут делать то, что необходимо делу. Хорошие Реализаторы часто продвигаются до высоких должностных позиций в управлении благодаря своим хорошим организаторским способностям и компетентности в решении всех важных вопросов.
Координатор   Отличительной чертой Координаторов является способность заставлять других работать над распределенными целями. Зрелый, опытный и уверенный, Координатор охотно раздает поручения. В межличностных отношениях они быстро раскрывают индивидуальные наклонности и таланты и мудро их используют для достижения целей команды. Они не обязательно самые умные члены команды, это люди с большим кругозором и опытом, пользующиеся общим уважением команды. Они хорошо себя проявляют, находясь во главе команды людей с различными навыками и характерами. Они лучше работают совместно с коллегами равными по рангу или позиции, чем с сотрудниками более низких уровней. Их девизом может быть «консультация с контролем». Они верят, что проблему можно решить мирным путем. В некоторых компаниях Координаторы могут вступать в конфликты из-за разности во взглядах с Творцами.  
Творец   Это люди с высоким уровнем мотивации, неисчерпаемой энергией и великой жаждой достижений. Обычно, это ярко выраженные экстраверты, обладающие сильной напористостью. Им нравится бросать вызов другим, их цель – победа. Им нравиться вести других и подталкивать к действиям. Если возникают препятствия, они быстро находят обходные пути. Своевольные и упрямые, уверенные и напористые, они имеют склонность эмоционально отвечать на любую форму разочарования или крушения планов. Целеустремленные, любящие поспорить. Но им часто не хватает простого человеческого понимания. Их роль самая конкурентная в команде. Они, обычно, становятся хорошими руководителями, благодаря тому, что умеют генерировать действия и успешно работать под давлением. Они умеют легко воодушевлять команду, и очень полезны в группах с разными взглядами, так как способны укротить страсти. Творцы способны парить над проблемами такого рода, продолжая лидировать, не считаясь с ними. Они могут легко провести необходимые изменения и не отказываются от нестандартных решений. Отвечая названию, они пытаются навязывать группе некоторые образцы или формы поведения и деятельности. Они являются самыми эффективными членами команды, способными гарантировать позитивные действия.
Генератор идей   Генераторы идей являются инноваторами и изобретателями, могут быть очень креативными. Они сеют зерно и идеи, из которых прорастают большинство разработок и проектов. Обычно они предпочитают работать самостоятельно, отделившись от других членов команды, используя свое воображение и часто следуя нетрадиционным путем. Имеют склонность быть интровертами и сильно реагируют как на критику, так и на похвалу. Часто их идеи имеют радикальный характер, и им не хватает практических усилий. Они независимы, умны и оригинальны, но могут быть слабыми в общении с людьми другого уровня или направления. Основная функция Генераторов идей – создание новых предложений и решение сложных комплексных проблем. Они очень необходимы на начальных стадиях проектов или когда проект находится под угрозой срыва. Они обычно являются основателями компаний или организаторами новых производств. Тем не менее, большое количество Генераторов идей в одной компании может привести к контр-продуктивности, так как они имеют тенденцию проводить время, укрепляя свои собственные идеи и вступая друг с другом в конфликт.
Исследователь   Исследователи - часто энтузиасты и яркие экстраверты. Они умеют общаться с людьми в компании и за ее пределами. Они рождены для ведения переговоров, исследования новых возможностей и налаживания контактов. Хотя и не являясь генераторами оригинальных идей, они очень легко подхватывают идеи других и развивают их. Они очень легко распознают, что есть в наличии и что еще можно сделать. Их обычно очень тепло принимают в команде благодаря их открытой натуре. Они всегда открыты и любознательны, готовы найти возможности во всем новом. Но, если они не стимулируются другими, их энтузиазм быстро снижается. Они очень хорошо реагируют и отвечают на новые идеи и разработки, могут найти ресурсы и вне группы. Они самые подходящие люди для установки внешних контактов и проведения последующих переговоров. Они умеют самостоятельно думать, получая информацию от других.
Эксперт   Это очень серьезные и предусмотрительные люди с врожденным иммунитетом против чрезмерного энтузиазма. Медлительны в принятии решения, предпочитают хорошо все обдумать. Они способны критически мыслить. Они умеют быть проницательными в суждениях, принимая во внимания все факторы. Эксперты редко ошибаются. Эксперты наиболее подходят для анализа проблем и оценки идей и предложений. Они хорошо умеют взвешивать все «за» и «против» предложенных вариантов. По сравнению с другими, Эксперты кажутся черствыми, занудными и чрезмерно критичными. Некоторые удивляются, как им удается стать руководителями. Тем не менее, многие Эксперты занимают стратегические посты и преуспевают на должностях высшего ранга. Очень редко удача или срыв дела зависит от принятия спешных решений. Это идеальная «сфера» для Экспертов, людей, которые редко ошибаются и, в конце концов, выигрывают.
Дипломат   Это люди, пользующиеся наибольшей поддержкой команды. Они очень вежливы, обходительны и общительны. Они умеют быть гибкими и адаптироваться к любой ситуации и разным людям. Дипломаты очень дипломатичны и восприимчивы. Они умеют слушать других и сопереживать, очень популярны в команде. В работе они полагаются на чувствительность, но могут столкнуться с трудностью при принятии решений в срочных и неотложных ситуациях.   Роль Дипломатов состоит в предотвращение межличностных проблем, появляющихся в команде, и поэтому это позволяет эффективно работать всем ее членам. Избегая трений, они будут идти длинной дорогой, ради того чтобы обойти их стороной. Они не часто становятся руководителями, тем более, если их непосредственный начальник подчиняется Творцу. Это создает климат, в котором дипломатия и восприимчивость людей этого типа является настоящей находкой для команды, особенно при управленческом стиле, где конфликты могут возникать и должны искусственно пресекаться. Такие люди в качестве руководителя не представляют угрозу не для кого и поэтому всегда желанны для подчиненных. Дипломаты служат своего рода «смазкой» для команды, а люди в такой обстановке сотрудничают лучше.
Исполнитель   Обладают огромной способностью доводить дело до завершения и обращать внимание на детали. Они никогда не начинают то, что не могут довести до конца. Они мотивируются внутренним беспокойством, хотя часто внешне выглядят спокойными и невозмутимыми. Представители этого типа часто являются интровертами. Им обычно не требуется стимулирование из вне, или побуждения. Они не терпят случайностей. Не склонны к делегированию, предпочитают выполнять задания самостоятельно. Являются незаменимыми в ситуациях, когда задания требуют сильной концентрированности и высокого уровня аккуратности. Они несут чувство срочности и неотложности в команду и хорошо проводят различные митинги. Хорошо справляются с управлением, благодаря своему стремлению к высшим стандартам, своей аккуратности, точности, вниманию к деталям и умению завершать начатое дело.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...