Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные вопросы для обсуждения.

Б) В чем суть расхождения в понимании возрастных кризисов в культурно-исторической теории и теории деятельности?

В) Что является показателем психологического возраста? В чем его отличие от других возрастов?

Семинар № 4 (2ч)

Теории психического развития в зарубежной психологии

«Биогенетические теории развития»

Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.

Вопросы для обсуждения

  1. Теория рекапитуляции Ст. Холла.
  2. Теория З.Фрейда. Стадии психосексуального развития.
  3. Концепция психического развития А.Фрейд.
  4. Социально-ориентированная теория развития Э.Эриксона. Фазы развития Эго-идентичности, и их характеристика.

Литература

Основная:

  1. Кириллова Г.Д. Введение в возрастную психологию. Орел, 1999.
  2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995. Гл.3.
  3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. Гл.8.
  4. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теории и исследования. М., 2000. Гл.12, с. 447-452.

Дополнительная:

  1. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. М., 1997, гл.4.
  2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996, с.100-152
  3. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996, с. 346-379
  4. А. Фрейд, З. Фрейд Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб, 1997.

Задания для самостоятельной работы

А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные вопросы для обсуждения.

Б) Найдите общие положения в теории психического развития А. Фрейд и
М. Кляйн?

В) В чем состоит отличие теории развития личности Э.Эриксона от теории развития личности З.Фрейда?

Г) Что является основанием для выделения фаз развития по Э. Эриксону?

«Теории развития бихевиорального направления»

Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.

Вопросы для обсуждения

  1. Теории бихевиорального направления:
    • теория базисного научения И.П. Павлова;
    • закон эффекта Э. Торндайка;
    • модель Б. Скиннера (поощрение и наказание как условия формирования нового поведения)
  2. Теории социального научения. Основные положения теории Р.Сирса.
  3. Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Роль подражания в формировании нового поведения.

Литература

Основная:

  1. Кириллова Г.Д. Введение в возрастную психологию. Орел, 1999, с. 43-52.
  2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. Гл.7.
  4. Г. Крайг Психология развития. СПб., Питер. 2002.
  5. Л. Зиглер, Л. Хьелл. Теории личности. СПб., 2002.

Дополнительная:

  1. Бурменская Г.Ф., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология. М..1986
  2. Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность. Теории. Эксперименты. Упражнения. М., 2002, гл. 11, 21, 24.
  3. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. 30 – 60-е г. XX века. М., 1986.

Задания для самостоятельной работы

А) В чем коренное отличие теории социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека?

Б) В чем прикладное значение теории социального научения?

В) Каков механизм воздействия поощрения и наказания на формирование поведения ребенка?

«Когнитивное направление в психологии развития»

Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.

Вопросы для обсуждения

  1. Генетическая психология Ж. Пиаже и генетическая эпистемология.
  2. Основные понятия концепции Ж. Пиаже:

· принцип развития;

· психологические механизмы логических операций (трансформация, конструкция);

· функции субъекта (адаптация, ассимиляция, аккомодация);

· понятие схемы действия;

· понятие активности субъекта.

  1. Закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации.
  2. Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже.
  3. Формирование нравственных принципов (Ж.Пиаже).
  4. Теория морального развития Л. Колберга.

Литература

Основная:

  1. Пиаже Ж. Теория Пиаже // В кн. История зарубежной психологии. 30-е – 60-е г. XX века. М., 1986.
  2. Сапогова Е.Е.Психология развития человека. М., 2001. Гл. 10.
  3. Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.
  4. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. М., 1981.
  5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  6. Г. Крайг Психология развития. М., 2000, с. 74-79.
  7. Л. Зиглер, Л. Хьелл. Теории личности. СПб, 2002.

Дополнительная:

  1. Данольдсон М. Мыслительная деятельность детей. 1991.
  2. Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избранные психологические труды. 1994.
  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. М., 2000, с. 390

Задания для самостоятельной работы

А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные вопросы для обсуждения.

Б) Студентам необходимо быть готовыми к проведению терминологического диктанта по основным понятиям данной темы:

механизмы логических операций, адаптация, ассимиляция, аккомодация, эгоцентричность, моральное развитие, нравственный релятивизм

В) Заполните таблицу:

Стадии когнитивного развития (по Ж. Пиаже)

Стадии Возраст Характеристики и главные достижения
     
     

Вопросы для самопроверки к теме 4

  1. В чем коренное отличие теории социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека?
  2. В чем прикладное значение теории социального научения?
  3. Каков механизм воздействия поощрения и наказания на формирование поведения ребенка?

Семинар № 5(2ч)

Тема: «Особенности психического развития ребенка на первом году жизни» Психическое развитие ребенка до 3 лет

Вопросы для обсуждения

  1. Кризис новорожденности.
  2. Структура и динамика младенческого возраста.
  3. Общение ребенка со взрослыми на первом году жизни.
  4. Развитие движений и речи.
  5. Кризис одного года. Характеристика основных психологических новообразований к концу первого года жизни.

Литература

  1. Выготский Л.С. Собр. соч. том 4. «Младенческий возраст». М. 1982
  2. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Бурменской Г.В. М., 1996
  3. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986
  4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 123-129
  5. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970
  6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М. 1996, гл. 7. С. 198-218

Вопросы для обсуждения

6.Переходный возраст от младенчества к раннему возрасту.

7.Структура и динамика раннего возраста.

8.Развитие высших психических функций в раннем возрасте.

9.Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.

10.Развитие изобразительной деятельности в раннем возрасте.

11.Кризис 3-х лет.

Литература

  1. Божович Л.И., Славина И.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии. Под. Ред. Бурменской Г.В., М., 1996
  2. Выготский Л.С. Собрание соч. том 4. М., 1982
  3. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981
  4. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978
  5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М. 1996
  6. Фролова А.Н. Умственное развитие детей раннего возраста. 1989
  7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. Под. ред. Д.И. Фельдштейна
  8. Белогай К.Н., Сонина Н.А., Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. М.: ПИРАО, 2008
  9. Авдеева Н.Н., Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения в раннем возрасте // Электронный журнал Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010, № 5.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...