Задания для самостоятельной работы
А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные вопросы для обсуждения.
Б) В чем суть расхождения в понимании возрастных кризисов в культурно-исторической теории и теории деятельности?
В) Что является показателем психологического возраста? В чем его отличие от других возрастов?
Семинар № 4 (2ч)
Теории психического развития в зарубежной психологии
«Биогенетические теории развития»
Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.
Вопросы для обсуждения
- Теория рекапитуляции Ст. Холла.
- Теория З.Фрейда. Стадии психосексуального развития.
- Концепция психического развития А.Фрейд.
- Социально-ориентированная теория развития Э.Эриксона. Фазы развития Эго-идентичности, и их характеристика.
Литература
Основная:
- Кириллова Г.Д. Введение в возрастную психологию. Орел, 1999.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995. Гл.3.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. Гл.8.
- Первин Л., Джон О. Психология личности. Теории и исследования. М., 2000. Гл.12, с. 447-452.
Дополнительная:
- Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. М., 1997, гл.4.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996, с.100-152
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996, с. 346-379
- А. Фрейд, З. Фрейд Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб, 1997.
Задания для самостоятельной работы
А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные вопросы для обсуждения.
Б) Найдите общие положения в теории психического развития А. Фрейд и
М. Кляйн?
В) В чем состоит отличие теории развития личности Э.Эриксона от теории развития личности З.Фрейда?
Г) Что является основанием для выделения фаз развития по Э. Эриксону?
«Теории развития бихевиорального направления»
Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.
Вопросы для обсуждения
- Теории бихевиорального направления:
- теория базисного научения И.П. Павлова;
- закон эффекта Э. Торндайка;
- модель Б. Скиннера (поощрение и наказание как условия формирования нового поведения)
- Теории социального научения. Основные положения теории Р.Сирса.
- Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Роль подражания в формировании нового поведения.
Литература
Основная:
- Кириллова Г.Д. Введение в возрастную психологию. Орел, 1999, с. 43-52.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. Гл.7.
- Г. Крайг Психология развития. СПб., Питер. 2002.
- Л. Зиглер, Л. Хьелл. Теории личности. СПб., 2002.
Дополнительная:
- Бурменская Г.Ф., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология. М..1986
- Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность. Теории. Эксперименты. Упражнения. М., 2002, гл. 11, 21, 24.
- Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. 30 – 60-е г. XX века. М., 1986.
Задания для самостоятельной работы
А) В чем коренное отличие теории социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека?
Б) В чем прикладное значение теории социального научения?
В) Каков механизм воздействия поощрения и наказания на формирование поведения ребенка?
«Когнитивное направление в психологии развития»
Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование готовности применять их в практической деятельности.
Вопросы для обсуждения
- Генетическая психология Ж. Пиаже и генетическая эпистемология.
- Основные понятия концепции Ж. Пиаже:
· принцип развития;
· психологические механизмы логических операций (трансформация, конструкция);
· функции субъекта (адаптация, ассимиляция, аккомодация);
· понятие схемы действия;
· понятие активности субъекта.
- Закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации.
- Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже.
- Формирование нравственных принципов (Ж.Пиаже).
- Теория морального развития Л. Колберга.
Литература
Основная:
- Пиаже Ж. Теория Пиаже // В кн. История зарубежной психологии. 30-е – 60-е г. XX века. М., 1986.
- Сапогова Е.Е.Психология развития человека. М., 2001. Гл. 10.
- Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.
- Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. М., 1981.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
- Г. Крайг Психология развития. М., 2000, с. 74-79.
- Л. Зиглер, Л. Хьелл. Теории личности. СПб, 2002.
Дополнительная:
- Данольдсон М. Мыслительная деятельность детей. 1991.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избранные психологические труды. 1994.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. М., 2000, с. 390
Задания для самостоятельной работы
А) Используя рекомендованную литературу, подготовьте ответы на представленные вопросы для обсуждения.
Б) Студентам необходимо быть готовыми к проведению терминологического диктанта по основным понятиям данной темы:
механизмы логических операций, адаптация, ассимиляция, аккомодация, эгоцентричность, моральное развитие, нравственный релятивизм
В) Заполните таблицу:
Стадии когнитивного развития (по Ж. Пиаже)
Стадии
| Возраст
| Характеристики и главные достижения
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы для самопроверки к теме 4
- В чем коренное отличие теории социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека?
- В чем прикладное значение теории социального научения?
- Каков механизм воздействия поощрения и наказания на формирование поведения ребенка?
Семинар № 5(2ч)
Тема: «Особенности психического развития ребенка на первом году жизни» Психическое развитие ребенка до 3 лет
Вопросы для обсуждения
- Кризис новорожденности.
- Структура и динамика младенческого возраста.
- Общение ребенка со взрослыми на первом году жизни.
- Развитие движений и речи.
- Кризис одного года. Характеристика основных психологических новообразований к концу первого года жизни.
Литература
- Выготский Л.С. Собр. соч. том 4. «Младенческий возраст». М. 1982
- Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Бурменской Г.В. М., 1996
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 123-129
- Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М. 1996, гл. 7. С. 198-218
Вопросы для обсуждения
6.Переходный возраст от младенчества к раннему возрасту.
7.Структура и динамика раннего возраста.
8.Развитие высших психических функций в раннем возрасте.
9.Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.
10.Развитие изобразительной деятельности в раннем возрасте.
11.Кризис 3-х лет.
Литература
- Божович Л.И., Славина И.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии. Под. Ред. Бурменской Г.В., М., 1996
- Выготский Л.С. Собрание соч. том 4. М., 1982
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981
- Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М. 1996
- Фролова А.Н. Умственное развитие детей раннего возраста. 1989
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. Под. ред. Д.И. Фельдштейна
- Белогай К.Н., Сонина Н.А., Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. М.: ПИРАО, 2008
- Авдеева Н.Н., Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения в раннем возрасте // Электронный журнал Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010, № 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: