Задания для самостоятельной работы
1. Ситуация. Первоклассникам был задан вопрос: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?». Результаты были такие: отличники ценят учебное содержание и школьные правила «нравится русский язык, там интересно», «нравятся уроки», «надо, чтобы все были хорошие». Троечники и неуспевающие отвечали иначе: «нравится, что играем», «нравится, что в школе бывают выходные». Какие различия в области познавательных интересов детей? 2. Ситуация. Типичными антигуманными отношениями между мальчиками и девочками являются (заполните таблицу):
Какова роль учителя в воспитании гуманистических отношений мальчиков и девочек? Семинар № 9 Тема: Психическое развитие в подростковом возрасте(от 11-12 до 15-16). Вопросы для обсуждения:
Литература:
СЕМИНАР №10 Тема: «Характеристика психического развития в подростковом возрасте: Вопросы для обсуждения 1. Становление самосознания. Развитие рефлексии. Ориентация на самооценку. 2. «Чувство взрослости» как центральное личностное новообразование подросткового периода. 3. Нравственное развитие. Переход от «нравственности подчинения» к «нравственности сотрудничества» (Ж. Пиаже). Поиск образцов для подражания. Подростки с утилитарной моралью. 4. Развитие волевой сферы. Проблемы саморегуляции. «Слабость целей» (Л.С. Выготский). 5. Особенности эмоциональной жизни подростков. Роль мечты и воображения.
Литература:
Периодические издания
1. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. 1998. №3-4 2. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии. 2005. № 4 3. Баташев А.Р. Моделирование социальной действительности в подростковом возрасте // Мир психологии. 2007. №4. – C. 26-37 4. Розин В.М. Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения // Мир психологии. 2007. №4. – C. 49-57 5. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. №1. – C. 175-189 6. Лишин О.В. Подросток в эпоху перемен // Мир психологии. 2007. №4. – C. 11-26 7. Басимов М.М. Психологическая типологизация старшеклассников (старших подростков и юношей) по фактору успеваемости в школах нового типа // Мир психологии. 2007. №4. – C. 142-158 8. Шмырева О.И. Психологические особенности эмоционального реагирования в подростковом возрасте // Мир психологии. 2007. №4. – C. 124-130 9. Егорычева И.Д. Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста // Мир психологии. 2007. №4. – C. 37-48 10. Манолова О.Н. Среда как психологический ресурс подростка // Мир психологии. 2007. №4. – C. 116-123 11. Соловьева Н.В. Условия и факторы развития подростка // Мир психологии. 2007. №4. – C. 76-83 СЕМИНАР №10 (2ч) Тема: Общая характеристика психического развития в юности (от14-18) Вопросы для обсуждения 1. Понятие юности. Границы и этапы юношеского периода развития (исторический аспект). 2. Юность как жизненная фаза в теориях взросления в зарубежной и отечественной психологии. 3. Биологические аспекты взросления. Психосексуальное развитие. Нарушения в развитии личности и поведении, связанные с особенностями сексуального развития. 4. Зависимость особенностей протекания юношеского периода от социальных условий, типа учебного заведения (школа, СУЗ, ВУЗ и др.) Литература 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с. 365-386.
2. Возрастные особенности старшеклассников / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989. 3. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000 4. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988, 1990 5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979, с. 3-46 6. Мир детства: Юность / под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988, с. 15-35 7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста (перев. с анг.). СПб., 1999 8. Ремшмидт Х. Подростковой и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994. Периодические издания 1. Медведев А.М., Судьина И.С. Риски взросления в самосознании молодых людей пятнадцати и двадцати лет // Психологическая наука и образование. 2009. №2. – C. 14 – 22 2. Новожилова Н. И. Социально-психологические особенности современной детско-юношеской организации // Психологическая наука и образование. 2009. №1. – C. 32 – 40 3. Пиаже Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 1997. №4. 4. Смирнова Л.М. Проблема личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте и пути ее преодоления в рамках телефонного консультирования // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам. 5. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. №3. – C. 16-25 СЕМИНАР № 11 (2ч)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|