Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




1. Ситуация. Первоклассникам был задан вопрос: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?». Результаты были такие: отличники ценят учебное содержание и школьные правила «нравится русский язык, там интересно», «нравятся уроки», «надо, чтобы все были хорошие». Троечники и неуспевающие отвечали иначе: «нравится, что играем», «нравится, что в школе бывают выходные».

Какие различия в области познавательных интересов детей?

2. Ситуация. Типичными антигуманными отношениями между мальчиками и девочками являются (заполните таблицу):

Отношение мальчиков к девочкам Отношение девочек к мальчикам
   

Какова роль учителя в воспитании гуманистических отношений мальчиков и девочек?

Семинар № 9

Тема: Психическое развитие в подростковом возрасте(от 11-12 до 15-16).

Вопросы для обсуждения:

  1. Переход от детства и взрослости как основное содержание подросткового периода развития. Сравнение различных культур.
  2. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте и её влияние на подростковые реакции: повышенная возбудимость.
  3. Кризис подросткового возраста. Теории подросткового кризиса. Влияние кризиса на развитие личности подростка.
  4. Общение со взрослыми и сверстниками: амбивалентность отношений со взрослыми, потребности, удовлетворяемые в общении со сверстниками.

 

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 11968. с. 292-296.
  2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М., 1967.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. М., 1984. с.6-40.
  4. Психология современного подростка/ под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1987. с. 6-36.
  5. Общение и формирование личности школьника/под ред. А.А.Бодалёва, Р.Л.Кричевского. М., 1987.
  6. Формирование личности в переходный период: От подросткового раннему юношескому возрасту. М., 1987.с.95-130.
  7. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве. «Психологическая наука и образование», 1998, 3-4.
  8. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков//Вопросы психологии – 2005, №4.
  9. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка. (с. 325) Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И.Фельдштейна, 2003 г.
  10. Кон И.С. Психология старшеклассника. С. 355. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И.Фельдштейна, 2003 г.
  11. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. С. 333. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И.Фельдштейна, 2003 г.
  12. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по-разному. – с.330. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И.Фельдштейна, 2003 г.

 

СЕМИНАР №10

Тема: «Характеристика психического развития в подростковом возрасте:
формирование личности»

Вопросы для обсуждения

1. Становление самосознания. Развитие рефлексии. Ориентация на самооценку.

2. «Чувство взрослости» как центральное личностное новообразование подросткового периода.

3. Нравственное развитие. Переход от «нравственности подчинения» к «нравственности сотрудничества» (Ж. Пиаже). Поиск образцов для подражания. Подростки с утилитарной моралью.

4. Развитие волевой сферы. Проблемы саморегуляции. «Слабость целей» (Л.С. Выготский).

5. Особенности эмоциональной жизни подростков. Роль мечты и воображения.

 

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –М., 1968, с.365-386
  2. Возрастные особенности старшеклассников. / Под ред. И.В.Дубровиной. –М, 1989
  3. Крайг Г. Психология развития. –СПб, 2000
  4. Кон И.С. Введение в сексологию. –М, 1988 (-М,1990)
  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. –М, 1979, с.3-46
  6. Мир детства: Юность / под ред. А.Г.Хрипковой. – М, 1988, с.15-35
  7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста (перев.с анг.). –СПб, 1999
  8. Ремшмидт Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. –М., 1994

Периодические издания

1. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. 1998. №3-4

2. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии. 2005. № 4

3. Баташев А.Р. Моделирование социальной действительности в подростковом возрасте // Мир психологии. 2007. №4. – C. 26-37

4. Розин В.М. Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения // Мир психологии. 2007. №4. – C. 49-57

5. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. №1. – C. 175-189

6. Лишин О.В. Подросток в эпоху перемен // Мир психологии. 2007. №4. – C. 11-26

7. Басимов М.М. Психологическая типологизация старшеклассников (старших подростков и юношей) по фактору успеваемости в школах нового типа // Мир психологии. 2007. №4. – C. 142-158

8. Шмырева О.И. Психологические особенности эмоционального реагирования в подростковом возрасте // Мир психологии. 2007. №4. – C. 124-130

9. Егорычева И.Д. Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста // Мир психологии. 2007. №4. – C. 37-48

10. Манолова О.Н. Среда как психологический ресурс подростка // Мир психологии. 2007. №4. – C. 116-123

11. Соловьева Н.В. Условия и факторы развития подростка // Мир психологии. 2007. №4. – C. 76-83

СЕМИНАР №10 (2ч)

Тема: Общая характеристика психического развития в юности (от14-18)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие юности. Границы и этапы юношеского периода развития (исторический аспект).

2. Юность как жизненная фаза в теориях взросления в зарубежной и отечественной психологии.

3. Биологические аспекты взросления. Психосексуальное развитие. Нарушения в развитии личности и поведении, связанные с особенностями сексуального развития.

4. Зависимость особенностей протекания юношеского периода от социальных условий, типа учебного заведения (школа, СУЗ, ВУЗ и др.)

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с. 365-386.

2. Возрастные особенности старшеклассников / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000

4. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988, 1990

5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979, с. 3-46

6. Мир детства: Юность / под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988, с. 15-35

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста (перев. с анг.). СПб., 1999

8. Ремшмидт Х. Подростковой и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

Периодические издания

1. Медведев А.М., Судьина И.С. Риски взросления в самосознании молодых людей пятнадцати и двадцати лет // Психологическая наука и образование. 2009. №2. – C. 14 – 22

2. Новожилова Н. И. Социально-психологические особенности современной детско-юношеской организации // Психологическая наука и образование. 2009. №1. – C. 32 – 40

3. Пиаже Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 1997. №4.

4. Смирнова Л.М. Проблема личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте и пути ее преодоления в рамках телефонного консультирования // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.

5. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. №3. – C. 16-25

СЕМИНАР № 11 (2ч)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...