Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




1. Существуют обычно два вида наказаний:

а. группа наказаний, основанная на разных формах лишения родительской любви (к примеру, ставят в угол, отправляют в другую комнату, обещают выгнать из дома и т.д.);

б. группа наказаний, рассчитанная на страх перед болью.

Чем отличаются эти наказания в плане воздействия на ребенка и что их объединяет. Согласны ли вы с утверждением, что одно наказание существенно отличается от другого по степени его воспитательного значения.

2. Является ли сомнение и стыд формой проявления «Я-концепции» ребенка? Ответ аргументируйте. С чем связывает Э. Эриксон их появление у ребенка.

3. В таблице отражены результаты опроса родителей (данные из книги П. Экмана)

Возраст, лет Количество ответов родителей и воспитателей, считавших, что дети этого возраста способы лгать
   
   
   
   

 

Почему дети лгут? Почему самое большое распространение имеет ложь об отношении к предметам, а меньше всего – ложь о чувствах? Назовите мотивы детской лжи.

4. Чем можно объяснить попытки собирательства, коллекционирования, борьбы за «мою игрушку», за «мою» вилку, стул и т.д?

5. Почему в дошкольном возрасте влияние соседей является одним из сильных психотравмирующих факторов?

 

Семинар №7 (2ч).

Тема: Психическое развитие младшего школьника(от 6-7до 10-11).

Вопросы для обсуждения:

1. Анатомо-физиологическое созревание организма в младшем школьном возрасте и его связь с особенностями психического развития.

2. Готовность к школе. Основные компоненты психологической готовности к школе. Специфика готовности к школе 6 и 7-летнего возраста.

3. Адаптация к школе. Трудности, испытываемые первоклассниками. Проблема «насыщением учением». Содержание и структура учебной деятельности. Мотивация учения.

4. Психическое развитие младшего школьника в процессе учебной деятельности.

Литература:

  1. Готовность к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методическая разработка для школьных психологов. Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер и др. М., 1989.
  2. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1988. стр. 111-128.
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. стр.207-259.
  4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  5. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. стр. 177-258.
  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
  8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М., 1999.
  9. Шадриков В.Д. Готовность детей к обучению//Возрастная психология:Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед.вузов/ Сост. И науч. Ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов.
  10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. /Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М., 1989, «Психология обучения младшего школьника», стр. 239, «О структуре учебной деятельности», стр. 285.
  11. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Заполнить таблицу по предложенной схеме:

 

Возникновение школьной дезадаптации.

Биологические факторы Социальные факторы Недостатки в развитии личности Испытываемые трудности в учебной деятельности Первичные проявления
         
  1. Учитель начинает урок так:

- Спросите меня о чём-нибудь…

- О чём? – удивляются дети.

- Спросите, какое у меня настроение.

- Какое у вас настроение? – спрашивают ученики.

- Плохое…

 

Ø Какие задачи решаются такой речевой разминкой?

Ø Приведите примеры других вариантов такого упражнения?

 

  1. Проанализируйте сценки из школьной жизни.

 

а) – Елена Петровна, - обращается первоклассник к своей учительнице. – Поставьте, пожалуйста, мне отметку.

- Ты же знаешь, Алёша, что я ставлю только хорошие отметки, а сегодня ты не заслужил их, - объясняет ситуацию учительница.

- Поставьте мне плохую отметку, - требует мальчик, - а то меня мама ругает, что у меня нет отметок.

 

б) Девочка уткнулась в конец коридора и тихо плачет. Школьная няня её спрашивает:

- Что случилось?

- Я так старалась, так старалась, - отвечает сквозь слёзы Маша, - а учительница опять мне синюю звёздочку поставила, это значит «двойку». Она меня не любит, всех любит, а меня нет. Не хочу ходить в школу.

 

Ø Каковы цели контроля в первом классе?

Ø При каких условиях первоклассники принимают оценку учителя?

Ø Что нужно делать, чтобы контролирующая деятельность помогала ребёнку, а не формировала отрицательное отношение к школе.

Семинар №8 (2ч)

«Психическое развитие в младшем школьном возрасте:
познавательное и личностное развитие»

Вопросы для обсуждения

1. Развитие познавательных процессов, устной и письменной речи

а. развитие памяти (произвольность, овладение приемами и способами запоминания, смысловая и логическая память);

б. развитие внимания, возрастные возможности и ограничения;

в. динамика умственного развития на протяжении младшего школьного возраста;

г. развитие речи.

2. Развитие личности

а. особенности нравственного развития, моральный реализм;

б. самооценка и уровень притязаний;

в. эмоциональное развитие, эмоционально неблагополучные дети, школьные фобии, агрессивность

Литература

1. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2, М., 1982, с. 184-294

2. Выготский Л.С. Мышление и речь.

3. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984

4. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985

5. Общение и формирование личности школьника / Под ред. Р.Л. Кричевского. М., 1987, с. 17-40

6. Прихожан Н.М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии, 1981, № 2

7. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987

8. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981

9. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. М., 1989. с. 177-199

Периодические издания

1. Николаева Е.И. Психология детской лжи // Вестник практической психологии образования. 2010. №3. – C. 109-118

2. Берсенева Н.В. Динамика развития творческого мышления в онтогенезе // Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 60-66

3. Давыдова Л.Н., Колокольцева М. А. Динамика нравственного развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: региональный опыт // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 93-102

4. Болотова А.К., Башкин Е.Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология. 2009. №1. – C. 19-27

5. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 78-85

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...