Задания для самостоятельной работы
1. Существуют обычно два вида наказаний: а. группа наказаний, основанная на разных формах лишения родительской любви (к примеру, ставят в угол, отправляют в другую комнату, обещают выгнать из дома и т.д.); б. группа наказаний, рассчитанная на страх перед болью. Чем отличаются эти наказания в плане воздействия на ребенка и что их объединяет. Согласны ли вы с утверждением, что одно наказание существенно отличается от другого по степени его воспитательного значения. 2. Является ли сомнение и стыд формой проявления «Я-концепции» ребенка? Ответ аргументируйте. С чем связывает Э. Эриксон их появление у ребенка. 3. В таблице отражены результаты опроса родителей (данные из книги П. Экмана)
Почему дети лгут? Почему самое большое распространение имеет ложь об отношении к предметам, а меньше всего – ложь о чувствах? Назовите мотивы детской лжи. 4. Чем можно объяснить попытки собирательства, коллекционирования, борьбы за «мою игрушку», за «мою» вилку, стул и т.д? 5. Почему в дошкольном возрасте влияние соседей является одним из сильных психотравмирующих факторов?
Семинар №7 (2ч). Тема: Психическое развитие младшего школьника(от 6-7до 10-11). Вопросы для обсуждения: 1. Анатомо-физиологическое созревание организма в младшем школьном возрасте и его связь с особенностями психического развития. 2. Готовность к школе. Основные компоненты психологической готовности к школе. Специфика готовности к школе 6 и 7-летнего возраста. 3. Адаптация к школе. Трудности, испытываемые первоклассниками. Проблема «насыщением учением». Содержание и структура учебной деятельности. Мотивация учения.
4. Психическое развитие младшего школьника в процессе учебной деятельности. Литература:
Задания для самостоятельной работы:
Возникновение школьной дезадаптации.
- Спросите меня о чём-нибудь…
- О чём? – удивляются дети. - Спросите, какое у меня настроение. - Какое у вас настроение? – спрашивают ученики. - Плохое…
Ø Какие задачи решаются такой речевой разминкой? Ø Приведите примеры других вариантов такого упражнения?
а) – Елена Петровна, - обращается первоклассник к своей учительнице. – Поставьте, пожалуйста, мне отметку. - Ты же знаешь, Алёша, что я ставлю только хорошие отметки, а сегодня ты не заслужил их, - объясняет ситуацию учительница. - Поставьте мне плохую отметку, - требует мальчик, - а то меня мама ругает, что у меня нет отметок.
б) Девочка уткнулась в конец коридора и тихо плачет. Школьная няня её спрашивает: - Что случилось? - Я так старалась, так старалась, - отвечает сквозь слёзы Маша, - а учительница опять мне синюю звёздочку поставила, это значит «двойку». Она меня не любит, всех любит, а меня нет. Не хочу ходить в школу.
Ø Каковы цели контроля в первом классе? Ø При каких условиях первоклассники принимают оценку учителя? Ø Что нужно делать, чтобы контролирующая деятельность помогала ребёнку, а не формировала отрицательное отношение к школе. Семинар №8 (2ч) «Психическое развитие в младшем школьном возрасте: Вопросы для обсуждения 1. Развитие познавательных процессов, устной и письменной речи а. развитие памяти (произвольность, овладение приемами и способами запоминания, смысловая и логическая память); б. развитие внимания, возрастные возможности и ограничения; в. динамика умственного развития на протяжении младшего школьного возраста; г. развитие речи. 2. Развитие личности а. особенности нравственного развития, моральный реализм; б. самооценка и уровень притязаний; в. эмоциональное развитие, эмоционально неблагополучные дети, школьные фобии, агрессивность Литература 1. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2, М., 1982, с. 184-294 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. 3. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984 4. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985 5. Общение и формирование личности школьника / Под ред. Р.Л. Кричевского. М., 1987, с. 17-40 6. Прихожан Н.М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии, 1981, № 2
7. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987 8. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981 9. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. М., 1989. с. 177-199 Периодические издания 1. Николаева Е.И. Психология детской лжи // Вестник практической психологии образования. 2010. №3. – C. 109-118 2. Берсенева Н.В. Динамика развития творческого мышления в онтогенезе // Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 60-66 3. Давыдова Л.Н., Колокольцева М. А. Динамика нравственного развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: региональный опыт // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 93-102 4. Болотова А.К., Башкин Е.Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология. 2009. №1. – C. 19-27 5. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 78-85
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|