Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и интерпретация результатов




Среди 14 участников по результатам методики «Шкала одиночества», проводимой в начале тренинга, у 4 человек был выявлен низкий уровень одиночества, у 7 – средний уровень одиночества, у 3 – высокий уровень одиночества.

Статистический анализ данных, полученных до и после тренинга, показал значимые различия (p<0,05) (см. Таблица 10.). В качестве критерия мы использовали t-критерий для зависимых выборок. Предварительно выборки проверялись на нормальность распределения.

Таблица 10.

Статистики парных выборок  
    Среднее N Стд. отклонение Стд. ошибка среднего  
Пара 1 Уровень одиночества до тренинга 31,0000   10,11473 2,70327  
Уровень одиночества после тренинга 29,0714   8,46226 2,26163  
Корреляции парных выборок  
    N Корреляция Знч.  
Пара 1 Уровень одиночества до тренинга & Уровень одиночества после тренинга   ,953 ,000  
Критерий парных выборок
    Парные разности t ст.св. Значимость (2-сторонняя)
    Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего 95% доверительный интервал разности средних
    Нижняя граница Верхняя граница
Пара 1 Уровень одиночества до тренинга – Уровень одиночества после тренинга ,92857 3,29252 ,87996 ,02753 3,82961 ,192   ,047
                                       

 

Т.о. выявлены статистически значимые различия между показателями уровня одиночества до и после тренинга. У респондентов наблюдалась тенденция к принятию одиночества и его положительных качеств. Данный вывод опирается на результаты методики «Шкала одиночества» до и после тренинга и качественный анализ рисунков направленных визуализаций.

Обратимся к некоторым из них.

Участник тренинга К., мужчина, 83 г.

В рисунках «Остров одиночества» отражается тенденция к положительному принятию одиночества. В начале тренинга участник рисует остров с множеством людей на нем: «Толпа людей вокруг, все ходят, суетятся… Кругом народ, а ты вроде в оболочке, но тоже коричневый. Схватился за голову, «О господи кричишь»…Башка болит. Ты в толпе чужих людей, в жестоком обществе, все орут…Непонятно…» (см. рисунок 26)

Рис.26. Остров одиночества, К., 1 рисунок

Рисунок выполнен в коричневом цвете. Этот цвет может означать борьбу с разрушительными силами и желание вернуться к нормальному (здоровому) состоянию. На участника общество оказывает давление. Оно непонятно ему и мешает уединиться, углубиться в себя. Повышение скорости жизни, предъявляемых требований со стороны общества, информационного давления с одной стороны, и нехваткой собственных сил с другой, в данном случае мешает переживанию одиночества как необходимого компонента творческого процесса.

В поздних рисунках автор рисует два острова, один зеленого цвета с белой церковью посередине, как знак уединения, аскетизма, религиозности и возрождения. Другой остров – в темных тонах с сухим деревом с «суком на всякий случай». Первым был нарисован зеленый остров с церковью. Расположение его в левой части листа может быть интерпретировано как направленность на прошлые впечатления. Это вполне согласуется с тем, что многие пожилые люди живут воспоминаниями и своим прошлым. Изображение двух островов может говорить о тенденции участника к рефлексии и размышлениям. Остров с деревом был нарисован позднее. Сухое дерево – символ старости, умирания.(см. рисунок 27)

 

Рис.27. Остров одиночества, К., 2 рисунок

Рис.28. Остров одиночества, К., 3 рисунок

Описывая свой рисунок, участник пояснил, что «Всегда есть выход приплыть к острову и использовать сук».

На последнем своем рисунке (рисунок 28) этот участник изобразил себя, сидящего в ограниченном пространстве (келье) за письменным столом с пером в руках.

Участник положительно принимает одиночество. Одиночество для него – это путь к творчеству и раскрытию своего творческого потенциала, своих идей и видения жизни. Ограниченное пространство может означать отстраненность от внешнего мира, от социума и его влияния для нахождения внутренней тишины.

Участница Н., женщина, 72 г.

На первых рисунках «острова одиночества» участница изображает острова, закрытые серыми острыми скалами с пустотой внутри. Незаполненность острова символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира. Чувство одиночества неприятно для нее, оно опустошает. Оно принимается как некая «кара», связанная со старостью. Остров отделен от окружающего мира скалами.

Рис.29. Остров одиночества, Н., 1 рисунок

Вероятно участнице не хватает социальных поддерживающих связей со стороны близких ей людей. Симметричность острова может говорить о пассивности и инертности. Не хватает витальных сил для преодоления или принятия одиночества. А при попытке это сделать, участница встречает острые, режущие скалы, встречает внутреннее сопротивление. В результате участница погружается в одиночество, которое является для нее разрушительным.

В последующих рисунках для участницы открываются способы положительного принятия одиночества. Происходят внутренние изменения, участница открывается одиночеству, обживает его.

Рис.30. Остров одиночества, Н., 2 рисунок

Одиночество продолжает оставаться защищенным от других (горы вокруг острова все еще есть), но находятся новые точки соприкосновения с окружением, социумом. Горы с левой стороны острова могут означать желание забыть, выкинуть из головы некоторые прошлые события и травмы, возможно ставшие причиной одиночества. Выход к морю с правой стороны рисунка может говорить о желании изменить существующее чувство одиночества, поделиться им с кем-то. Горы спереди рисунка закрывают часть острова – возможно за ними участница оставляет комфортный скрытый от всех обжитой участок одиночества.

Рис.31. Остров одиночества, Н., 3 рисунок

Третий рисунок участница пытается сделать наиболее эстетически приятным. Много внимания уделяется деталям острова и его окружению. Процесс рисования привлекает и затягивает. Одиночество становится комфортнее и приятнее. Но отчетливая линия неба сверху может обозначать и то, что одиночество является тяжелым бременем для Н., а от необходимости искать способы справиться с этим бременем или от сомнений взять ситуацию под контроль рождается страх.

 

Участница В., женщина, 76 лет.

На основании рисунков можно говорить о страхе, которую испытывает участница при описании своего одиночества. Об этом свидетельствует и характер выполнения рисунков, и выбор цветов. Одиночество для нее носит явно выраженный негативный характер.

Рис.32. Остров одиночества, В., 1 рисунок

Характер штриха говорит о тревожности и беспокойстве. Эта тревожность проходит через все рисунки. Черные острова – угрожающий характер одиночества. На островах нет никаких объектов, что говорит о непринятии и вытеснении темы одиночества. Одиночество связано с отсутствием сильной опоры, мужчины (скалы вытянутой формы).

Рис.33. Остров одиночества, В., 2 рисунок

На всех рисунках участницы в правом верхнем углу либо дождевые тучи, либо солнце, скрытое за тучи, либо красное жгучее солнце. Возможно участница считает внешние факторы причиной ее одиночества.

Дождевые тучи с правой стороны - символ ожидания неприятностей.

Рис.34. Остров одиночества, В., 3 рисунок

Одиночество не принимается участницей. Ей, напротив, хочется покинуть его. Яркое красное солнце может означать «жгучую» нависающую проблемность одиночества. Корабль вдалеке, копирующий форму острова, - отстраненность от близких. А неровная линия горизонта, препятствующая кораблю подплыть к острову – проблемы в отношении с близкими людьми.

С другой стороны зеленый цвет последнего острова говорит об изменениях, произошедших в результате тренинга, о желании поменять сложившееся отношение к нему.

 

Участница И., женщина, 66 лет.

Заполненность ее рисунков говорит об активности и энергичности участницы. На первом рисунке остров изображен вдалеке. На этом острове ничего нет. Он практически сливается то с водой, то с небом. Одиночество – вытесняемая тема, носящая негативную окраску. Участница неохотно делится своими переживаниями.

Рис.35. Остров одиночества, И., 1 рисунок

На втором рисунке участница больше рассказывает о своем одиночестве. Остров изображается также со стороны воды, но уже гораздо ближе. Весь остров занимают плотно растущие деревья. Мы не видим, что находится за ними. Доступна лишь небольшая часть желтого песка у воды. Густая зеленая растительность на острове символизирует здоровое принятие одиночества.

Рис.36. Остров одиночества, И., 2 рисунок

На третьем рисунке участница изображает другой остров. С пальмой и шалашом, окруженным изгородью. Участница даже на своем острове одиночества строит забор, чтобы отстраниться, отдалиться, защититься от посторонних.

Рис.37. Остров одиночества, И., 3 рисунок

Изображенная пальма (не растущее в наших широтах дерево) может говорить о желании уехать или тоске по ранее посещенным местам. В данном окружении участница возможно не чувствует себя комфортно. Остров показан не целиком. Он как бы продолжается вправо. Край листа можно расценивать как своего рода границу. Это метод, позволяющий не отдаваться целиком, а быть вовлеченным лишь частично. Это способность и присутствовать, и в то же время находиться в стороне. В целом на последнем рисунке участница делится своим переживанием одиночества. Показывает обжитой остров.

Результаты тренинга показывают, что он способствует изменению отношения к переживанию чувства одиночества.

В процессе тренинга некоторые участники написали стихи об одиночестве. Стихи – это отражение внутреннего мира личности. Творчество всегда является процессом сложных объективно-субъективных отношений между человеком, его состоянием и объектами творчества – как единство познания и преобразования.

Вне сомнения, реальность всегда субъективна и рождается из взаимодействия человека с опредмеченной (предметной) средой на когнитивном уровне (познание, интроспекция, рефлексия), эмоциональном (вчувствование, олицетворение, анимация) и моторно-поведенческом (освоение мира и себя самого через двигательные действия). Творчество, вне сомнения, имеет объективный характер в том смысле, что в нем проявляется реальный мир материальных, социальных и духовных явлений.

Сознание – активное, открытое, целостное, саморазвивающееся неструктурированное пространство энергии, способное наполнять внутреннюю и внешнюю реальность смыслом, отношением, переживанием и действием.

Сознание творит факт нашего существования в каждый момент жизни. В творчестве возникает интеграция всех языков сознания (ощущений, эмоций, образов, символов, знаков) и чувственного отражения опредмеченной реальности в мышлении личности, синтетические способы познания и интерпретации мира, при которых задействованы всевозможные виды чувственно-логического опыта. В творческом акте человек действует как источник своих сущностных сил. К. С. Станиславский замечал: «Творчество требует полной сосредоточенности всего организма – целиком» [Станиславский К.С. Собр. соч. В 8 т. Т.2. М., 1954.]. Осваиваемая и порождаемаядеятельностная среда предстает как адекватное, истинное отражение глубинных интенций личности, его потенциальности. Человек существует в опредмеченной деятельностной среде как демиург, создатель, который и творит ее, и отображает себя в ней наиболее полно и целостно. Творчество дает возможность проявить ресурс витальности человека, его энергии, жизненных сил.

Принятие одиночества как здорового и самодостаточного состояния и закономерного этапа в жизни каждого человека приводит к позитивным личностным изменениям, выражающимся в значительно большей интегрированности личности.

Тренинг может быть рекомендован для формирования здорового чувства одиночества как экзистенционального факта человеческого существования.

На основе проведенных достаточно глубокого теоретического, экспериментального, практического анализа проблемы социально-психологических особенностей переживания одиночества мы разработали следующие практические рекомендации, которые касаются субъективного переживания одиночества в пожилом возрасте. Хотя они звучат несколько поэтично, но как показывает опыт, одиночество является глубинным, интимным, сакральным переживанием и рекомендации такого рода более доступны:

1. Чувство одиночества появляется тогда, когда мы бежим от него. Поэтому для сохранения своей энергии и жизненной силы необходимо осознать, что одиночество – это объективный факт, независимый от того, сознается он человеком или нет. Если ты человек – ты одинок. Личность в пожилом возрасте должна принять факт отчужденности себя от других и сделать героический шаг в пространство одиночества, иметь смелость оставаться в одиночестве.

2. Необходимо учиться общению с собой, т.к. это единственный способ не быть одиноким, быть, прежде всего, с самим собой. Твоя единственная родина – это твоя душа и твой внутренний мир. Познай самого себя и учись быть с самим собой, научись слушать себя и слышать свой внутренний голос.

3. Нет нужды ждать сострадания своему одиночеству. Все одиноки – и ты одинок. Человек по жизни странствует только по своей тропе и никто не может пройтись рядом с ним. Вой одинокого волка в степи это не крик о помощи, а торжество силы и не спеши сопереживать, когда ближний говорит о своем одиночестве. Одиночество – это зов души, жаждущей понимания. Не мешай другому услышать шепот души. И пусть не мешают тебе.

ВЫВОДЫ

1. Одиночество является социально нормативным, изначально данным состоянием существования личности, одним из главных компонентов самосознания, интегрирующим ядром личности, которое в социально психологическом отношении возникает как несоответствие между желаемым и достигнутым уровнями собственных социальных контактов по плотности и содержанию.

2. Детерминантами одиночества и социально-психологической удовлетворенности в пожилом возрасте являются: а). наличие партнера; б). возможность контроля – важность восприятия окружающей обстановки, как предсказуемой и поддающейся контролю; в). социально сравниваемые процессы – то, как индивиды оценивают свою настоящую жизнь в сравнении с собственным прошлым опытом и опытом близких людей. Также существуют не менее важные причины одиночества – это состояние здоровья, место жительства, уровень дохода.

3. В гендерном отношении можно констатировать, что мужчины, вышедшие на пенсию, тяжелее переживают смену статуса, чем женщины, однако первые более скованы в проявлении своих чувств по этому поводу. Женщины быстрее адаптируются к новым условиям пенсионной жизни, приверженность стереотипным моделям поведения мужчин не способствует выработке новых поведенческих тактик.

4. Социально-психологические характеристики (образовательный, семейный статус и уровень социально-психологической активности) влияют на уровень одиночества таким образом, что чем выше уровень образования и уровень социально-психологической активности, тем выше степень адаптации к одиночеству. Семейный статус не коррелирует с уровнем одиночества, т.к. наличие семьи не решает проблем одиночества в старости, степень одиночества здесь зависит от ожиданий, питаемых по отношению к окружающим.

5. Основной причиной одиночества в пожилом возрасте является потеря самоидентичности и целостности личности.

6. Главный принцип психогигиены одиночества в пожилом возрасте – это принятие данного состояния как закономерного этапа в жизни каждого человека.

7. Принятие одиночества как здорового и самодостаточного состояния приводит к позитивным личностным изменениям, выражающимся в значительно большей интегрированности личности, повышении уровня социально-психологической адаптивности, появлении новых жизненных ценностей (или изменении их иерархии).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе многолетних исследований проблемы одиночества, в основном, решены все задачи, поставленные в начале исследования. Полностью подтверждены основные гипотезы.

В результате анализа литературы выявлены концептуальные подходы к пониманию социально-психологического контекста проблемы одиночествав культурно-историческом, философском, социологическом и психологическом аспектах.

В работе освещены принципиальные моменты теоретических и экспериментальных данных по проблеме изучения одиночества: предпринята попытка конкретного выделения психологического феномена "одиночество" в ряду психических состояний; предоставлена информация, по­зволяющая сделать заключение о нормативности (ненормативности), переживания одиночества; установлены причины возникновения состояния одиночества; отраже­ны специфические черты, характеристики одинокой личности;

В ходе исследований определены основные детерминанты одиночества и социально-психологической удовлетворенности в пожилом возрасте. Среди них: наличие партнера; возможность контроля – важность восприятия окружающей обстановки, как предсказуемой и поддающейся контролю; социально сравниваемые процессы – то, как индивиды оценивают свою настоящую жизнь в сравнении с собственным прошлым опытом и опытом близких людей; состояние здоровья; место жительства; уровень дохода.

В работе выявлены социально-психологические характеристики (образовательный, семейный статус и уровень социально-психологической активности), оказывающие влияние на уровень одиночества: чем выше уровень образования и уровень социально-психологической активности, тем выше степень адаптации к одиночеству. Семейный статус не коррелирует с уровнем одиночества, т.к. наличие семьи не решает проблем одиночества в старости, степень одиночества здесь зависит от ожиданий, питаемых по отношению к окружающим;

Выявлено, что гендерные различия являются важными факторами и условиями социально-психологической трансформации личности в пожилом возрасте. Мужчины вышедшие на пенсию, тяжелее переживают смену статуса, чем женщины, однако первые более скованы в проявлении своих чувств по этому поводу. Женщины быстрее адаптируются к новым условиям пенсионной жизни, приверженность стереотипным моделям поведения мужчин не способствует выработке новых поведенческих тактик.

В ходе диссертационного исследования определены основные причины одиночества в пожилом возрасте: потеря самоидентичности и целостности личности, определены принципы психогигиены одиночества в пожилом возрасте – принятие данного состояния как закономерного этапа в жизни каждого человека, разработана и внедрена программа психологической помощи людям пожилого возраста, переживающим состояние одиночества. Программа построена на основе системного подхода и состоит из лекций, бесед, коммуникативных упражнений, синтеза направленных визуализаций, групповых обсуждений полученного опыта (шеринг) с активным консультированием, элементов арт-терапии в рамках авторских социально-психологических тренингов «Возрождение» и «Остров одиночества».

В работе экспериментально доказано, что принятие одиночества как здорового и самодостаточного состояния приводит к позитивным личностным изменениям, выражающимся в значительно большей интегрированности личности, повышении уровня социально-психологической адаптивности, появлении новых жизненных ценностей (или изменении их иерархии).

Проведен анализ проблем одиночества и отчуждения личности в пожилом возрасте. Выделены и обобщены психологические особенности воздействия различных социально-психологических факторов на остроту и глубину переживания одиночества в пожилом возрасте.

Определено, что экзистенциальный кризис пожилого возраста, ассоциированный с утратой смыслов, социальных контактов, кардинально важен в контексте адаптации к чувствам одиночества и заброшенности. В свою очередь, повышение социально-психологической адаптивности через принятие одиночества как экзистенциональной самоценности является расширением ресурсного потенциала личности пожилого человека. Определены условия реализации психологической программы помощи людям пожилого возраста, переживающим чувство одиночества в связи с изменением интегрального статуса и сокращением социальных контактов. Выявлено, что с помощью специально организованной тренинговой работы можно добиться позитивного изменения отношения к переживанию чувства одиночества, формирования здорового чувства одиночества как экзистенционального факта человеческого существования. Разработаны и внедрены новые технологии для исследования и коррекции чувства одиночества (батарея тестов и анализ рисунков «Остров Одиночества»).

Достоверность и научная исследования обеспечивалась методологической основой исследования, применением теоретически обоснованного комплекса эмпирических методов, привлечением статистически значимого количества испытуемых, качественным отбором экспериментальной выборки, использованием надежных и валидных психодиагностических методов, применением методов статистической обработки результатов и соблюдением всех стандартов социально-психологического исследования, сравнительным анализом результатов, применением методов математической обработки результатов исследования: анализ средних величин, t-критерий Стьюдента.

На основе результатов диссертационного исследования разработаны и апробированы два социально-психологических тренинга для использования в групповой работе с пожилыми – «Возрождение» и «Остров Одиночества». Данные программы, как показало их использование, могут быть реализованы в практической работе с пожилыми, остро переживающими свое одиночество. Кроме того, материалы исследования могут использоваться в образовательных курсах по социальной психологии, экзистенциональной психологии и психотерапии, кризисологии и геронтопсихологии.

Результаты исследования рекомендуется применитьв деятельности психологических, медицинских и социальных служб для составления программ работы с пожилыми людьми; для проведения психологической диагностики и коррекции состояния одиночества у людей пожилого возраста; при разработке лекционных и семинарских занятий по спецкурсам в высших учебных заведениях; при проведении курсов повышения квалификации для практических работников социальных служб с целью повышения компетентности в сфере отношения и работы с людьми пожилого возраста.

 

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К.А. (ред.). Сознание личности в кризисном обществе. М., 1987.

2. Абульханова - Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. – М., 1995. – 212с.

3. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2006. 304 с.

4. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности – М.: Наука, 1973. - 287с.

5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.,1991. – 299с.

6. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии. // Вопросы психологии. – 1990. - №1. – с.5-12.

7. Агеева Ж. Как помочь людям пережить тяжелую утрату. // Социальная работа, 2002, №2, с 31-35.

8. Александрова Т.А. Годы и заботы. М.: Политиздат, 1990, 206 с.

9. Александровский Ю.А. и др. Психогении в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1991. 96с.

10. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. Т6. – 1985. - №6. – С. 107-115.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

12. Анцыферова Л.И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал. -1994. №1. - С. 3-16.

13. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. -1998.- №2.- С. 3-16.

14. Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. – М., 1997. – С. 7-14.

15. Ассаджиоли Р. Психосинтез: принципы и техники. М.: Психотерапия, 2008. – 384 с.

16. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1994.- 19с.

17. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2000. – 24с.

18. Барабанщиков В.А., Мебель Л.Г. Ситуационный подход к исследованию психики и поведения // Системные исследования в общей и прикладной психологии. – Набережные Челны, 2000. - С. 54-69.

19. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии. – В кн.: Руководство по психотерапии. – М., 1974. - С. 39-53.

20. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 2000.

21. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения (Размышление III). М.: Республика, 1994, 480 с.

22. Бодалев А.А. О событиях в жизни человека и человеке как событии // Мир психологии. – 2000. -№4. - С. 127-134.

23. Бодалев А.А. О человеке в экстремальных ситуациях // Мир психологии. – 2002. - №4.- С.127-134.

24. Бодалев А.А., Столин В.В. Психодиагностика. – М.: МГУ,1997. - 280с.

25. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЭРСЭ, 2000. - 351с.

26. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Пробл.формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Междун. пед. акад., 1995. – 209с.

27. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: Институт психологии РАН,1995.

28. Биксон Т.К., Пегою Л.Э., Рук К.С., Гудчайлдс Ж.Д. Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989. - С. 485-511.

29. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., 1996. -387с.

30. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. – М.: Политиздат, 1992.

31. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.,1998. – 262с.

32. Бурно М.Е. Психотерапия творческим самовыражением. Екатеринбург, 1999.

33. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. М.,1998.

34. Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал.-1998.- №5.- С. 3-14.

35. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: Типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал.-1995.-№3. - С.90-101.

36. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – М.: Харвест, 1999. – 480c.

37. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). - М.,1984.-200с.

38. Василюк Ф.Е. Пережить горе. М., 1991.

39. Верстелле Л.Ф. Личностные особенности женщин с тяжело протекающим постразводным кризисом. Дис. … канд. психол. наук. – М., 1998. - 234с.

40. Вилюнас В.К. К исторической постановке проблемы стресса. – Вильнюс, 1972. – 283с.

41. Воловникова М.И., Трофимов А.М. Возвращение к себе. М., 1995.

42. Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений./Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. – М.: Смысл, 2001. - С. 100-109.

43. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. – М.: Педагогика, 1984. - 376с.

44. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа: Пер. с нем. Г.Г. Шпета. СПб.: Наука, 2002. 443 с.

45. Гнездилов А.В. Некоторые аспекты психотерапевтической помощи в работе с умирающими больными // Юбилейный сборник научных работ онкологического диспансера. – СПб., - 1996. – 378с.

46. Грешнев Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта. Дис. …канд. психол. наук. – Тамбов, 2002. - 173с.

47. Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эмоционального кризиса. // Духовный кризис: Статьи и исследования. – М.: МТМ, 1995. - 256с.

48. Гроф С., Гроф К. Помощь при духовном кризисе. // Духовный кризис: Статьи и исследования. – М.: МТМ, 1995. - 256с.

49. Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993.

50. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. – 1996. - №3. - Т. 17. – С. 137-148.

51. Динамика уровней заболеваемости и смертности от болезней, имеющих социальную окраску (социопатии в современной России) / Акопян А., Мишев В., Харченко В. и др. // Вопросы статистики. - М.: Госкомстат, 1998. - N° 3.

52. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. М.: Наука, 1980, 109 с.

53. Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Практическая психология, 2000, №4, с. 28-36.

54. Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога. – 1998. - №4. – С. 3-17.

55. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399 с.

56. Ефимкина Р.М. Социально-психологическое содержание возрастных кризисов женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок. Дис. … канд. психол. наук. – Яр, 2003. - 185с.

57. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. – М.: Наука, 1977. – 288с.

58. Залевская А.А. Когнитивизм, когнитивная психология, когнитивная наука и когнитивная лингвистика // Когнитивная лингвистика. Современное состояние и перспективы развития. Ч.1. – Тамбов, 1998. - С.6-9.

59. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. – 1997. - №6. – Т. 18. – С. 35-44.

60. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. – М.,1981. – 177с.

61. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Георг. Избранное. Том 1.Философия культуры. – М.: Юрист, 1996.

62. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. - №2. – С.15-36.

63. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – Самара, 1998. - 187с.

64. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. – 2003. – Т.24. - №2. - С. 95-106.

65. Йоманс Т. Введение в психологию духовного измерения. // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. – М.: Смысл, 1997. - 298с. - С. 154-196.

66. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. – М.: Смысл, 1997. - 298с. - С. 108-136.

67. Игровая семейная психотерапия. Од ред. Ч. Шефера и Л. Кери. СПб., 2001.

68. Калшед Д. Внутренний мир травмы. М., 2000.

69. Карпов А.В., Скитяева И.М. Рефлексивные механизмы переживания кризиса // Социальная психология: практика, теория, эксперимент. – Яр, 2000. - Т.2. - С. 41-44.

70. Карпов А.В., Скитяева И.М. Роль рефлексивных процессов в совладании с кризисом // Материалы международного симпозиума по социальной психологии. – Яр,1999. - 3с.

71. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. – М.: Академический проект, 2001, 576 с.

72. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М., 1992. – С. 92-96.

73. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002.

74. Краснянский А.Н. Посттравматическое стрессовое расстройство (обзор литературы). Синапс, 1993,3.

75. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции. – М, 1994. С.149-152.

76. Клинико-психологические исследования групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1979.

77. Кратохвил С. Руководство по групповой психотерапии. СПб, 1990.

78. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Ярославль, 1999.

79. Козлов В.В. Интегративная психология. Пути духовного поиска или освящение повседневности.- М.: Психотерапия. 2007. - 528 с.

80. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М., 2001.

81. Кон И.С. Многоликое одиночество // Знание – сила. – 1986. - №12. – с. 40-42.

82. Керлот Х. Словарь символов. М., 1994.

83. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии. М., 2001.

84. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Личность в одиночестве // Наука и жизнь. – 1966.- №5.

85. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и патопсихология одиночества. – М.: «Медицина», 1972. – 336с.

86. Лабиринты одиночества. Пер. с англ./ Сост., общ. Ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.: Прогресс, 1989, 624 с.

87. Лазебная Е.О. Некоторые методологические проблемы изучения адаптации после воздействия экстремального (травматического) стресса // Психология и практика. Ежегодник РПО. Т4. Вып.5. – Ярославль, 1998.- С. 6-13.

88. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М.: Наука, 1995. - 271с.

89. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1989. – 303с.

90. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб., 2000. – 368с.

91. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. – М., 1982. - 255с.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1995. - 334с.

93. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- М., 1983. – 391с.

94. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. - №2. - С.107-117.

95. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 1999. – 487с.

96. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветский период. – М.: Смысл, 1997. - С.40-54.

97. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444с.

98. Лэнг Р. Расколотое «Я». СПб., 1995.

99. Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. М.,1985.

100. Майленова Ф.Г. Два лика одиночества.// Человек. – 2002. - №2. - с.26-31.

101. Маркс К. и Энгельс Ф. Т.42. 2-е издание, М., 1974.

102. Магнуссон Д. (Magnusson D.) Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов из ситуаций // Психологический журнал. – 1983. - №28-33

103. Максимова С.Г. Социальное положение одиноких лиц пожилого и старческого возраста в контексте проблемы адаптации в современных нестабильных социально-экономических условиях // Вестник Росс. Гуманит. Науч. Фонда, 1998, №4, с 174-183.

104. Маркович М. Маркс об отчуждении.// Вопросы философии, 1989, №9, с.36-52.

105. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.

106. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. 351 с.

107. Меграбян А.А. Личность и сознание (в норме и патологии). М., 1978.

108. Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. М., 1998.

109. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. М., 1983.

110. Нартова – Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. – 2002. - №1. – С.35-42.

111. Нартова – Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение. // Психологический журнал. – 2003. – Т.24. - №6. – С.27-36.

112. Некрасов С.Н., Возилкин И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. – Свердловск, 1991. - 168с.

113. Некоторые аспекты библиотерапии. Метод. рекомендации. Виль

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...