Исследование проявлений чувства одиночества среди пожилых людей в корреляции с социально-психологическими показателями
Вышеописанная картина указывает на общее плачевное положение пенсионеров, которое, к сожалению, со временем лучше не становится. На втором этапе нашего исследования мы рассматриваем проблему взаимосвязи между проявлениями чувства одиночества и такими социально-психологическими характеристиками как образовательный уровень, семейный статус, социальная активность. Объект исследования – люди пенсионного возраста, переживающие чувство одиночества в связи с изменением интегрального статуса и сокращением социально-психологических контактов. Предмет исследования – социально-психологические закономерности и детерминанты возникновения ситуаций, способствующих переживанию чувства одиночества. Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязей между сформировавшимся/ несформировавшимся чувством одиночества и социально-психологическими показателями, потенциально способствующими этому процессу. Эта общая цель конкретизировалась в следующих основных задачах: · выявить группы, характеризующиеся разными уровнями переживания одиночества; · выявить особенности чувства переживания одиночества по гендерному признаку в выборке; · определить зависимость между субъективным переживанием одиночества и объективными социально-психологическими переменными (уровень образования, семейный статус, степень социально-психологической активности); Описание выборки. Исследование было проведено на базе двух муниципальных учреждений - Центр социального обслуживания Заволжского и Кировского районов города Ярославля – 2003 год, участвовало 60 человек. Из них всю численность выборки составляют женщины. Это объясняется, во-первых, статистическими исследованиями: продолжительность жизни мужчин значительно меньше, чем у женщин. Так, на 1 января 2000 года мужчин в возрасте 65-69 лет в 1,5 раза меньше, чем женщин в этом же возрасте, а уже в возрасте от 70 лет и старше мужчин в 2,39 раза меньше. Во-вторых, у мужчин низкий уровень социально-психологической активности.
Социально-демографические характеристики испытуемых распределились следующим образом: возраст: от 56 до 65 лет – 43,33%, от 66 до 75 лет – 48,33%, от 75 лет и старше – 8,33%; образование: высшее – 28,33%, среднее специальное – 33,33%, общее среднее – 28,33%, начальное – 10%; семейное положение: вдова – 50%, замужем – 35%, не замужем – 15%; социальная активность: активны – 35%, неактивны – 65%. Под социально-психологической активностью мы понимаем деятельность, направленную на сохранение идентичности и целостности личности в пожилом и старческом возрасте, на организацию собственного досуга пожилыми людьми. Под идентичностью понимается набор своеобразно объединенных и приемлемо согласующихся между собой представлений человека о своих физических, психологических и социальных качествах. Поддержание относительного постоянства идентичности предполагает ассимиляцию событий и изменяющихся обстоятельств в Я-концепцию человека; кроме того, оно включает аккомодацию (изменение) Я-концепции в случае каких-либо важных событий в жизни человека или при угрозе его самовосприятию. В старости важно поддерживать равное соотношение между постоянством идентичности и открытостью новому опыту и бесспорным переменами в жизни. Так, 35% тестируемых на постоянной основе занимаются в кружках, организованных ЦСО. Это и явилось критерием, определяющим уровень социально-психологической активности. В исследовании использовался опросник "Шкала одиночества", который позволяет определить уровень адаптированности пожилого человека к состоянию одиночества [См. Приложение 2].
В начале опросника приводится инструкция: "Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите, пожалуйста, последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда»". Предложенные вопросы, в основном, отражают сферу общения и ее структуру. В конце опросника предлагаются вопросы о возрасте, поле, образовании и семейном положении. Вся выборка в результате обработки и анализа собранных данных была разделена на 3 группы в зависимости от набранных баллов, т.е. уровня адаптированности к состоянию одиночества: Уровень эффективной адаптации к одиночеству, т.е. данная позиция детерминирована принятием этого состояния как нормального или тестируемому свойственна высокая эмоциональная насыщенность текущей жизни событиями. Уровень адаптированного одиночки, когда человек достаточно успешно приспосабливается к одиночеству, при этом не ощущает сильной потребности в общении. По-другому этот уровень можно назвать "уровнем самодостаточности". Уровень экзистенциального одиночества, характеризуется заниженным эмоциональным фоном, чувство одиночества кажется гнетущим, тяжелым, не хватает общения и поддержки со стороны окружающих. Таким образом, социально-демографические характеристики тестируемых распределились по группам следующим образом: в первой группе (зона эффективной адаптации) возраст: 56-65 лет – 52,38%, 66-75 лет – 33,33%, 76 лет и старше – 14,29%; образование: высшее – 57,14%, среднее специальное – 23,81%, общее среднее – 14,29%, начальное – 4,76%; семейное положение: замужем – 57,14%, вдова – 28,57%, не замужем – 14,29%; социальная активность: активны – 42,86%; неактивны – 57,14% (см. рисунки 2, 3, 4). Рис. 2.Уровень образования в 1-ой группе (уровень эффективной адаптации)
Рис. 3. Семейное положение в 1-ой группе (уровень эффективной адаптации) Рис. 4. Уровень социальной активности в 1-ой группе (уровень эффективной адаптации) Во второй группе (уровень адаптированного одиночки) возраст: 56-65 лет – 40%, 66-75 лет – 60%; образование: высшее – 16%, среднее специальное – 36%, общее среднее – 36%, начальное – 12%; семейное положение: замужем – 16%, вдова – 64%, не замужем – 20%; социальная активность:активны – 32%, неактивны – 68% (см. рисунки 4,6,7).
Рис. 5. Уровень образования во 2-ой группе (уровень адаптированного одиночки) Рис. 6. Семейное положение во 2-ой группе (уровень адаптированного одиночки), в%
Рис. 7. Уровень социальной активности во 2-ой группе (уровень адаптированного одиночки)
В третьей группе (уровень экзистенциального одиночества) возраст: 56-65 лет – 35,71%, 66-75 лет – 50%, 76 лет и старше – 14,29%; образование: высшее – 7,14%, среднее специальное – 42,86%, общее среднее – 35,71%, начальное – 14,29%; семейное положение: замужем – 35,71%, вдова – 57,14%, не замужем – 7,14%; социальная активность: активны – 28,57%, неактивны – 71,43% (см. рисунки 8, 9, 10). Рис. 8. Уровень образования в 3-ей группе (уровень экзистенциального одиночества) Рис. 9. Семейное положение в 3-ей группе (уровень экзистенциального одиночества)
Рис. 10. Уровень социальной активности в 3-ей группе (уровень экзистенциального одиночества)
Из вышеприведенных данных следует, что чем выше уровень образования, тем более высокие адаптивные способности проявляет клиент. Так, в 1-ой группе тестируемых с высшим образованием в 3,5 раза больше, чем во 2-ой, и в 8 раз больше, чем в 3-ей. Испытуемых с начальным образованием в 3-ей группе в 3 раза больше, чем в 1-ой, и почти одинаковое количество со 2-ой. Что касается среднего специального и общего среднего образования, то во 2-ой и 3-ей группах их соотношение примерно равное, однако в 1-ой группе их разница составляет практически 10%. Соотношение уровня образования к средне групповому баллу показывает, что у испытуемых с высшим образованием средне групповой балл стремится к возможному максимуму (см. рисунки 11, 12, 13). Рис. 11. Зависимость уровня образования иcпытуемых от среднего возраста и средне группового балла (1-я группа)
Рис. 12. Зависимость уровня образования испытуемых от среднего возраста и среднегруппового балла (2-я группа)
Рис. 13. Зависимость уровня образования испытуемых от среднего возраста и среднегруппового балла (3-я группа)
По всей выборке выявлено, что максимальный среднегрупповой балл набран у возрастной группы до 67 лет. Это может свидетельствовать о том, что люди до этого возраста занимают более активную жизненную позицию, которая связана, мы считаем, прежде всего с состоянием здоровья, фактором, определяющим уровень потребностей исследуемой категории. Таким образом, предложенная выше гипотеза подтверждается. Высшее образование дает, в некотором смысле, человеку широкий кругозор, возможность с разных сторон анализировать сложившуюся ситуацию, искать выходы из нее. Как уже говорилось, одним из путей преодоления чувства одиночества является путь познания, познания себя и окружающего мира и себя через окружающий мир т.е. познание есть выход из себя, выход из данного пространства и данного времени в другое время и пространство, познание есть выход в другое, преодоление уединенности и разделенности. Конечно, высшая школа являет собой познание в несколько суженом смысле, однако здесь предоставляется возможность каждому расширить Рис. 14. Зависимость семейного положения иcпытуемых от среднего возраста и среднегруппового балл (1-ая группа)
свои горизонты, а пользуются этим все по своему усмотрению и в меру своих способностей. По параметру "Семейное положение" отметим, что замужних женщин в 1-ой группе в 1,5 раза больше, чем в 3-ей, и в 3,5 раза больше, чем во 2-ой. Эта тенденция, на наш взгляд, носит скорее ситуативный характер, чем закономерный. Т.к. средний возраст по этому признаку во всех группах от 64 до 66 лет (см. рисунки 14, 15, 16), то и больше вероятность доживания до этого возраста брачных партнеров. Вдовствующих женщин в 1-ой группе примерно в 2 раза меньше, чем во 2-ой и 3-ей группах. Это уже говорит о том, что при условии смерти супруга резко возрастает детерминация переживания одиночества и отчуждения, тогда как замужество все-таки обеспечивает некоторое относительно устойчивое состояние не-одиночества. Рис. 15. Зависимость семейного положения испытуемых от среднего возраста и среднегруппового балла (2-ая группа)
Но не нужно исключать тот факт, что некоторыми исследованиями по проблеме одиночества среди пожилых людей установлено, что зачастую именно замужние женщины пенсионного возраста наиболее остро переживают свое одиночество среди близких людей, не понимающих их или не желающих их понять.
Рис. 16. Зависимость семейного положения испытуемых от среднего возраста и средне группового балла (3-я группа)
Чаще всего такая ситуация встречается в семьях со слабой эмоциональной связью между ее членами и в семьях с девиантными отклонениями, где имеет место насилие и жестокость в обращении с пожилыми людьми. Но этот аспект проблемы в данном исследовании мы не отслеживали, т.к. такой задачи не стояло.
К незамужним женщинам мы отнесли всех, кто по какой-либо причине в данный момент не состоит в браке, конечно, исключая причину смерти супруга. Это – никогда не состоявшие в браке и разведенные. В данной подгруппе разграничения по этим критериям не производилось, т.к. их процентная доля слишком мала. Однако, можно отметить, что в 3-ей группе незамужних в 2 раза меньше, чем в 1-ой, и в 2,5 раза, чем во 2-ой группе. Т.е. данная категория тестируемых более адаптивна, чем, например, вдовы, т.к. находясь перманентно в состоянии одиночества, привыкаешь к нему, и, меняя социальный статус работающего профессионала на статус пенсионера, не возникает резкой перемены в стратегии социального поведения при профиците свободного времени. При анализе собранных данных выявлена структура взаимосвязи двух параметров – семейное положение и уровень образования. Здесь целесообразно рассматривать тенденции по группам отдельно. Так, в 1-ой группе (зона эффективной адаптации) можно выделить следующую структуру: из тестируемых с высшим образованием (составляют 57,14% от общей численности группы) – 75% замужние женщины и 25% вдовы; со средним специальным (23,81%) – по 40% вдовы и незамужние, 20% замужем; с общим средним (14,29%) – 66,67% замужем, 33,33% не замужем, вдовы не представлены; с начальным образованием (4,76%) – все вдовы 100% (см. рисунок 17). Рис. 17. Структура взаимосвязи уровня образования в зависимости от семейного положения (1-ая группа)
Во 2-ой группе (уровень "адаптированного одиночки") из тестируемых с высшим образованием (составляют 16% от общей численности группы) – 75% вдовствующие женщины и 25% незамужних; со средним специальным, (36%) – 11,11% замужем, 22,22% не замужем, 66, 67% вдовы; с общим средним (36%) – 22,22% замужем, 11,11% не замужем, 66,67% вдовы; с начальным образованием (12%) – 33,33% замужем, 33,33% не замужем, 33,33% вдовы (см. рисунок 18).
Рис. 18. Структура взаимосвязи уровня образования в зависимости от семейного положения (2-ая группа), в %
В 3-ей группе (уровень экзистенциального одиночества) с высшим образованием (7,14%) – все замужем 100%; со средним специальным (42,86%) – по 16,67% замужем и не замужем, 66,67% вдовы; с общим средним (35,71%) – 60% замужем, 40% вдовы; с начальным (14,29%) – все вдовы 100% (см. рисунок 19). Рис. 19. Структура взаимосвязи уровня образования в зависимости от семейного положения (3-я группа)
По всем предложенным данным можно резюмировать, что наиболее адаптированными оказались замужние женщины с высшим образованием, а также незамужние женщины со средним специальным образованием. Вдовы со средним специальным и общим средним образованием в равной степени могут как переживать свое одиночество, так и нет. Более всего подвержены переживанию одиночества замужние с общим средним образовательным уровнем, вдовы с начальным образованием. Рис.20. Структура выборки социально активных и неактивных пожилых людей в зависимости от образовательного и семейного статуса (1-ая группа)
Во 2-ой группе (соответственно 32% и 68%) наиболее активны вдовы с общим средним образованием, наименее активны незамужние женщины и вдовы со средним специальным образованием (см. рисунок 21.).
В 3-ей группе (соответственно 28,57% и 71,43%) наиболее активны Рис.22. Структура выборки социально активных и неактивных пожилых людей в зависимости от образовательного и семейного статуса (3-я группа) замужние и вдовы с общим средним образованием, наименее активны вдовы со средним специальным (см. рисунок 22.). Таким образом, высшее образование, как и предполагалось, способствует формированию позитивного отношения к состоянию одиночества, в свою очередь, параметр "семейное положение" не коррелирует с уровнем адаптации к состоянию одиночества, т.е. неважно какой семейный статус занимает человек, важно как ощущает себя в этой среде и как к нему относятся окружающие. Как показывает наше исследование, реальность старения влечет за собой одиночество, которое вызвано рядом социально-психологических причин: · Оторванность от привычных социальных интеракций, связанная со смертью людей (одноклассников по школе, сокурсников по вузу, сотрудников по работе, старых друзей), которые были спутниками жизни и составляли эмоциональное и смысловое социальное ядро личности. Хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. · Отделенность взрослых детей от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самими собой и иметь время и возможность заниматься своими собственными проблемами и взаимоотношениями. · Потеря интегративного статуса и социальных контактов, связанных с профессиональной деятельностью. · Потеря надежды на социальную сопричастность в будущем. Социально-психологические контакты содействуют ощущению соотнесения и соучастия; строя свои планы на будущее, личность заранее предвидит общение. Одиночество предполагает разрыв связей или полное их отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек не нужен в социальном пространстве. С точки зрения личностного ощущения времени одиночество создает обрывочные, преходящие связи, выражая этим как оторванность от прошлого, так и глубокий провал в будущем. Ломая временные характеристики и делая будущее еще более неопределенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу и страх. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванные ухудшением здоровья и страхом смерти. И если болезнь приобретает хроническую или тяжелую форму, появляется страх умереть не вовремя, умереть после того, как надоешь семье, и у нее не останется больше никаких чувств к тебе, и тогда умрешь не только один, но и одиноким. Часто пожилые люди просто даже не представляют, что одиночество станет существенной стороной их жизни. Будучи не подготовленные к этому переживанию, они сначала теряются и затем безмерно страдают от его болезненных ударов. Одиночество становится еще более мучительным, превращаясь в хроническое переживание. Большинство из нас испытывают одиночество эпизодически, принимая его как нечто естественное. Но затянувшееся одиночество раздражает человека и постепенно уничтожает его жизненные силы. Когда же чувство одиночества глубоко пронизывает человека и устойчиво сохраняется, оно истощает душевные силы и начинает вызывать серьезные опасения. Более того, оно может содействовать возникновению чувства безнадежности, подрывает способность ему противодействовать. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, обделенными, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки нашим ожиданиям. Такое положение становится невыносимым и стимулирует изменение структуры поведения, которое может стать пагубным для человека и общества. Кризисное одиночество - главная проблема при решении общих задач социально-психологического благополучия личности и ее социального здоровья. Многие люди старшего возраста, особенно овдовевшие, живут одни. Экономическая независимость и улучшение здоровья - вот два вида причин, дающие возможность старым людям вести индивидуальное домашнее хозяйство в настоящее время в более крупных масштабах, чем ранее, и такая тенденция сохраняется. Наше исследование показывает, что большинство людей старших возрастных групп постоянно поддерживают связи со своими семьями. Примерно 2/3 обследованных 1 раз в месяц общаются с родственниками. Пожилые, как правило, живут со своими детьми в одном городе и предпочитают общаться по телефону и встречаться с детьми, чем жить с ними. Это наиболее благоприятная форма поддержания хороших семейных отношении. Люди пожилого возраста, так же как и молодые, дорожат уединением и независимостью, и рассматривают жизнь в одиночку как преимущество, а не как отвержение. Проживание в одиночку старых людей не приводит обычно к одиночеству или социально изолированной жизни - 80% из них регулярно общаются с людьми, когда прогуливаются в парках или сидят на скамейках. Общаются с соседями из дома, в котором живут. Контакты с друзьями приносят больше удовлетворения, чем с родственниками. Общение, по мнению пожилых, должно приносить удовольствие. Когда человек работал, он вынужден был общаться и с теми людьми, которые были ему неприятны. Находясь на пенсии, человек может подходить к общению избирательно. Исследование показывает, что для некоторых пожилых людей - в особенности для мужчин - такие реальные и очень серьезные обстоятельства (ситуативные кризисы - болезнь, потеря близких и др.) резко противоречат их дополнительной потребности связывать чувство собственного достоинства с самостоятельностью - способностью и в старости обслуживать самого себя, самому со всем управляться, доказывать, что ты все еще ни от кого не зависимый взрослый человек. Именно, исходя из трудностей этой, в первую очередь культурной дилеммы, и нужно анализировать расторжение связей с обществом, чтобы лучше понять его причину и сущность. Превращение человека в отшельника, уход в одиночество как в самостоятельность - в действительности законная попытка сохранить уважение к себе вопреки спаду физической и умственной активности, хотя в старости с психологическим комфортом теснее связана скорее вовлеченность в общение, чем расторжение связей с обществом. Стремление к самостоятельности и обособление возрастных групп (более молодых от старых) вместе с ослаблением социальных взаимоотношений из-за смерти или болезни ровесников вполне могли привести к уменьшению вовлеченности в общение - это и есть расторжение. Пожилые люди стремятся выжить и сохранить чувство собственного достоинства, чтобы избежать душевных мук. По словам людей со здоровой психикой, потребность избежать зависимости сильнее всех остальных потребностей. Однако, если пожилой человек нездоров, конфликт между зависимостью и самостоятельностью может привести к трагическим последствиям. Самопризнание в одиночестве не носит черты всеобщности для людей старших возрастных категорий, и только меньшая часть обследованных страдает от полного или длительного одиночества. Признания в одиночестве редко встречаются в ответах группы пожилых респондентов и чаще - у вдовцов и нетрудоспособных лиц. Показатели одиночества у групп в возрасте от 56 до 79 лет примерно одинаковы, но они резко увеличиваются в возрасте от 80 лет и старше. Люди в возрасте 80 лет понимали одиночество не так, как более молодые, у них оно ассоциировалось со снижением деятельности, обусловленным нетрудоспособностью и невозможностью передвигаться, а не с отсутствием социальных контактов. При восприятии одиночества как трудный, не приносящий удовлетворение процесс воспринимают общение душевнобольные. Поэтому, когда они лишаются работы или семьи, т.е. среды, к которой привыкли, становятся одинокими и несчастными. Вообще для больных и недееспособных стариков (со здоровой психикой или нет) жизнь с другими людьми является необходимым средством выживания. 3.3. Влияние гендерных различий на переживание одиночества среди пожилых Цель исследования: выявить характерологические гендерные особенности, оказывающие влияние на социально-психологическую трансформацию личности в пожилом возрасте. Методы исследования: неструктурированное интервью; методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека). Описание выборки: объем выборки составил 50 человек, из них 20 мужчин и 30 женщин. Наряду с процессами инволюции, поздний возраст характеризуется также эволюционными приспособительными изменениями. Эти процессы так или иначе опосредуются полом человека (как биологической, так и социально-психологической (гендерной) его составляющей). Мужчин среди людей, вышедших на пенсию, у которых развивается пассивное отношение к жизни, отчуждение от окружения, сужение круга интересов, потеря уважения к себе, переживание тягостного чувства ненужности существенно больше, чем женщин. У мужчин сильнее выражаются деструктивные последствия личности: алкоголизм, потеря интереса, к жизни, ранняя смертность. Мужчины сильнее испытывают в позднем возрасте на себе влияние не только распространенного в современном обществе стереотипа "старости", "стариков, бредущих по обочине жизни", но и сильное влияние гендерных стереотипов о маскулинности-феминности и традиционных мужских и женских ролях. Приверженность стереотипным моделям поведения не способствует выработке у них новых поведенческих тактик в повседневной жизни. Женщины легче, чем мужчины, адаптируются к новой жизненной ситуации после выхода на пенсию, что определяется также существованием гендерных стереотипов в обществе. Женщины более активно, чем раньше, начинают исполнять роль домашней хозяйки, не испытывая при этом дискомфорта. Сравнивая расположение значений основных структурных компонентов психологического времени мужчин и женщин пожилого возраста можно констатировать, что образ прошлого в сознании мужчин является более идеализированным и менее всего похожим на настоящее. Но значения "прошлого" и "будущего" оказываются коннотативно более близкими. У женщин же наибольшее коннотативное сходство имеют модели "прошлого" и "настоящего", а "будущее" достаточно сильно от них отличается, но является наиболее "сильным" и "активным". Следовательно, у женщин пожилого возраста можно отметить более оптимистичный настрой в отношении будущего. С временным потенциалом жизненного пути мужчин и женщин пожилого возраста тесно связаны реакции дезадаптации в комплексе "возраст-стресс-синдром". Актуальное состояние социально-психологической адаптации в значительной степени определяется индивидуальным типом реагирования и проявляется в изменении степени выраженности личностных качеств; для женщин характерна дезадаптация по социально-поведенческому типу, для мужчин свойственно формирование невротического паттерна дезадаптации. При психологическом обследовании 20 мужчин и 30 женщин пожилого возраста с помощью теста Леонгарда-Шмишека [см. Приложение 3] выявлены следующие акцентуации характера, степень гендерной выраженности которых представляет собой: · у мужчин преобладает застреваемость, эмотивность, педантичность, циклотимность (рисунок 23); · у женщин - эмотивность, демонстративность, экзальтация (рисунок 24)
Рис. 23. Результаты теста Леонгарда-Шмишека (мужчины)
Рис. 24. Результаты теста Леонгарда-Шмишека (женщины)
Такое сочетание акцентуаций свидетельствует о дезадаптации в этом возрастном периоде личности. Для мужчин реакции дезадаптации выражаются в чрезмерной стойкости аффекта (ригидности), для женщин – в аффективной экзальтации, сочетающейся с демонстративностью, способствующей проявлению крайней жалости к себе. В сфере межличностных отношений с близкими людьми у мужчин больше сложностей, чем у женщин. Этому способствует устойчивый стереотип маскулинности, в соответствии с которым потребность в заботе, нежность, зависимость являются немужскими чертами. Мужчины обычно менее откровенны и неохотнее делятся с другими интимной информацией о себе, имеют больше "секретов" и боятся, что о них узнают, чаще испытывают напряжение и, пытаясь выглядеть мужественными, видят в других угрозу для себя чаще, чем женщины. Страх самораскрытия не только ограничивает свободу пожилых мужчин в личных отношениях, но и наряду с игнорированием чувств делает их более восприимчивыми к "сигналам тревоги". Отчасти это объясняет, почему мужчины умирают раньше женщин. Одной из причин более высокой смертности среди вдовцов, чем среди вдов, можно считать то, что мужчины склонны иметь только одну сильную эмоциональную связь (со своей женой), в то время как женщины имеют более широкий круг людей, которые служат им опорой в трудную минуту. Хотя мужчины фактически более одиноки, женщины легче признают свое одиночество. У мужчин может быть более широкий круг общения, но оно носит более поверхностный характер, чем у женщин. Таким образом, гендерные различия являются важными факторами и условиями социально-психологической трансформации личности в пожилом возрасте. Утвердившиеся в общественном сознании гендерные стереотипы осложняют жизнь пожилых мужчин и женщин, создавая препятствия не только на пути их самореализации, но и для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|