Исследование трансформационных возможностей тренингов «Возрождение» и «Остров одиночества»
Хотя позитивную особенность временного уединения в последние годы стали использовать в психотерапевтической практике, цель наших тренингов не искусственная изоляция, а нахождение социально-психологических опор для превозмогания одиночества, как в социальной среде (новые каналы коммуникации, новые виды социально-психологической активности – труд, творчество, насыщенный досуг – тренинг «Возрождение»), так и здоровое принятие одиночества и его положительных качеств (тренинг «Остров одиночества»). Вне сомнения, само общение с работниками Центра социального обслуживания теоретически может стать социально-психологической поддержкой для пожилых. Но, как показывает наш опыт, отсутствие социально-психологической компетентности социальных работников и, как следствие, увеличение трудностей в общении с пожилыми, приобретение навыков манипулирования пожилыми, увеличение индексов агрессивности и враждебности по мере увеличения стажа работы показывают достаточно деструктивную направленность деятельности социальных работников, которая, во-первых, нарушает право пожилого на достоинство и уважение (основной принцип социальной работы) и, во-вторых, ориентирована на достижение скрытой (от пожилого) цели, не совпадающей с открыто декларируемой целью. По этой причине организация тренингов в центрах имело не только цели, которые были обозначены выше, но и разработки эффективных методов реабилитации одиночества пожилых для социальных работников. Тренинг «Возрождение» Тренинг проводился на базе Центра социального обслуживания в 2007-ом году. Были набраны 3 группы по 12 человек. Замеры методикой СПА и опросником «Шкала одиночества. (Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюссона) проводились до начала тренинга и в конце (через 2 месяца). Занятия проводились 1 раз в каждую неделю.
Кроме лекций, бесед, коммуникативных упражнений, тренинг расширял деятельностную сферу пожилых через посещение Детских домов Музыкально-художественного воспитания Кировского района и Ленинского района, где пожилые находили новые сферы общения. Методы исследования Опросник «Шкала одиночества. (Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюссона) предназначен для выявления состояния одиночества, которое может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Важно подчеркнуть, что необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем. Данный опросник используют для определения уровня адаптированности пожилого человека к состоянию одиночества. Для выявления характеристик социально-психологической адаптации наиболее часто применяют опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанный в 1954 году К.Роджерсом и Р.Даймондом. Русифицированный вариант этого опросника опробован на разных выборках в России. Как измерительный инструмент шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний адаптации-дезадаптации, но и особенностей представления о себе, его перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях. Опросник Роджерса-Даймонда, выявляет степень адаптированности- дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.
Как показывает практика, причины трудностей пожилых, которые, по мнению автора, можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни человека, множественны и могут быть представлены комплексами в самых различных сочетаниях. Переживаемые трудности и проблемы пожилых связаны с наиболее важными изменениями и психологическими новоприобретениями этого возраста. Опросник социально-психологической адаптации К.Роджерса и Даймонда состоит из трех шкал: «самопринятие», «принятие других» и «эмоциональная комфортность», которые могут показать динамику социальной адаптации пожилых за время психологического тренинга. В нашем исследовании мы использовали русифицированный вариант опросника СПА, адаптированный А.К.Осницким. Инструкция: “ В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни. Чтобы указать в какой мере то высказывание Вы можете отнести к себе, в бланке для ответов выберите один (наиболее подходящий, по Вашему мнению) из семи вариантов оценки, пронумерованных цифрами от “0” до “6”: “0” - это ко мне совершенно не относится; “1” - это на меня не похоже; “2” - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; “3” - не решаюсь отнести это к себе; “4” - это похоже на меня, но нет полной уверенности; “5” - это на меня похоже; “6” - это точно про меня. Выбранный Вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов напротив порядкового номера высказывания”. Обработка данных проходит в два этапа. На первом этапе подсчет производится простым суммированием тех баллов, которые испытуемый отмечал в бланке для ответов по субшкалам бланка ключа. Субшкалы опрoсника СПА № Название Кол-во высказываний 1. а) Принятие себя 11 б) Непринятие себя 7 2. а) Принятие других 6 б) Непринятие других 7 3. а) Эмоциональный комфорт 7 б) Эмоциональный дискомфорт 7 4. а) Внутренний контроль 13 б) Внешний контроль 8 5. а) Доминирование 3 б) Ведомость 6 На вторoм этапе соотношение баллов парных шкал по специальным формулам позволяет вычислить интегральные показатели в процентах.
Шкалы опросника СПА (интегральные показатели) 1. “Самоприятие” S = a / a + 1.6 * 100 % 2. “Приятие других” L = 1.2 a / 1.2 a + b * 100% 3. “Эмоциональная комфортность” Е = а / а + b * 100 % 4. “Интернальность” I = а / а + 1,4 b * 100% 5. Стремление к доминированию D = 2а / 2а + b * 100 Опросник СПА, адаптированный А. К. Осницким был выбран нами, т.к. позволяет получить на наш взгляд, более точные данные по изучаемым явлениям за счет большей дифференцированности возможных вариантов ответа и подсчета интегральных показателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|