Теоретические модели объяснения феномена одиночества
Наряду с тем, что одиночество является значимым компонентом в структуре негативных переживаний человека нашего общества, психологические исследования по проблеме переживания личностью состояния одиночества в отечественной психологии недостаточно широко представлены. В зарубежной психологии данная проблема получила широкую научную разработку (Боумен, Вейс, Делега, Зилбург, Маргулис, Мустакас, Рисмен, Роджерс, Салливан, Серма, Слейтер, Фландерс, Фромм-Рейхман, Эдди и др.). Теоретический анализ и экспериментальные данные по проблеме изучения одиночества включают в себя попытку освещения следующих принципиальных моментов: конкретное выделение психологического феномена "одиночество" в ряду психических состояний; предоставление информации, позволяющей сделать заключение о нормативности (ненормативности) переживания одиночества; установление причин возникновения состояния одиночества; отражение специфических черт, характеристик одинокой личности. В соответствии с указанными четырьмя принципиальными моментами изучения психологического феномена одиночества составлена таблица "Теоретические подходы к одиночеству" (табл. 1), которая отражает подходы к психологическому изучению данного феномена (интимный, интеракционистский, когнитивный, психодинамический, системный, социологический, феноменологический, экзистенциальный) [86, с.29].
Таблица 1. Подходы к одиночеству
Представленные в табл. 1 данные по психофеноменологии одиночества отражают те методы анализа, которые соответствуют теоретическим взглядам (подходам) исследователей, изучающих эту проблему. Так, например, основываясь на экзистенциальных принципах, Мустакас определяет одиночество как имманентно (изначально) присущее человеку состояние, которое оценивается им как положительное, продуктивное и творческое [86, с. 156-157]; Вейс с позиций интеракционистского подхода в исследовании одиночества приходит к выводу о том, что данное переживание является продуктом комбинированного (интерактивного) влияния фактора личности и фактора ситуации, а также результатом недостаточного социального взаимодействия, и может быть рассмотрено и как нормальная реакция, и как психопатологическое состояние - в зависимости от длительности переживания [86, с. 114-128] и т.п.
С позиций когнитивной психологии состояние одиночества можно определить как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации. Рассмотрим проблему одиночества подробнее с точки зрения когнитивной теории психологии, т.к. ее понятийный аппарат позволяет объяснить влияние прошлого опыта индивида на процессы восприятия и осознания собственного состояния. В когнитивной психологии подчеркивается важность анализа переживания личности, связанного с той информацией, которая отражает характер состояния баланса потребностей и качества их удовлетворения. Одним из важным моментов теоретического исследования одиночества является принципиальное разведение понятий "одиночество", "изоляция", "уединение" и производные от них. Так, изоляция может быть рассмотрена как форма бытия, при которой имеет место отсутствие у индивида связей различных уровней со средой. Отличие изоляции от одиночества связано с тем, что изоляция - это ситуация, а не психическое состояние, причем та ситуация, при которой эмоциональная оценка необязательно негативная. Примером изоляции может служить описание жизни монахов-отшельников. Психическое состояние при отшельничестве и социальная замкнутость (внутренняя или внешняя) как форма выражения личной убежденности в ее необходимости не могут быть оценены как состояние одиночества. Также нельзя назвать одиночеством добровольное вхождение в ситуацию изоляции, из которой испытуемый может при желании выйти в любой момент (например, испытания в сурдокамерах, которые в ряде исследований связываются с одиночеством). Не всегда одиночество как состояние сопутствует изоляции: политические заключенные, диссиденты при твердой убежденности в правильности сделанного ими выбора и поддержке единомышленников не испытывают чувства одиночества. Так, Э. Фромм писал: "Религия и национализм, как и любая другая традиция, любое убеждение, какими бы абсурдными и унизительными они ни были, если только связывают индивида с другими людьми, становятся для человека убежищем, защитой от того, чего он больше всего страшится, - одиночества" [172, с.32].
Разведение понятий одиночества и уединения (уединенности) связано соследующими фактами: уединение предполагает добровольный уход от контактов с окружающими; уединение не обязательно связано с негативной эмоциональной оценкой состояния; уединение всегда оставляет индивиду возможность выхода из данной ситуации; уединение как ситуация добровольного "ухода" является необходимым условием нормального развития и существования личности. Дж. Гэлф Оди отмечал, что здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погруженности в уединение в целях переработки, поскольку в глубинах нашего сознания происходит гораздо большая часть процесса мышления, чем на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру [86, с. 132].Мицели, Мораш, Пепло указывали: "уединение не обязательно связано с одиночеством; люди могут быть счастливы в затворничестве" [86, с. 171]. Зилбург также различал одиночество и уединенность. Он рассматривал уединенностькак "нормальное" и "преходящее умонастроение", возникающее в результате отсутствия конкретного "кого-то". Одиночество же - как непреодолимое, постоянное ощущение [86, с. 153]. При рассмотрении психологического феномена одиночества в рамках когнитивной теории выделяется ряд условий, при которых может быть установлен факт его переживания человеком: 1) одиночество является осознаваемым состоянием; 2) состояние одиночества, испытываемое человеком, оценивается им как тягостное, несущее в себе отрицательную эмоционально-аффективную окраску; 3) одиночество является результатом депривации личностных потребностей. Опыт одиночества определяется когнитивными процессами, которые формируют чувства и направляют действия. Об одиночестве можно говорить лишь тогда, когда сам человек осознает неполноценность своих отношений в каком-либо важном аспекте. Летиция Энн Пепло, Мария Мицели и Брюс Мораш высказывают мнение о том, что вряд ли люди будут считать себя одинокими, если у них нет когнитивных объяснений этого состояния [86, с. 171]. Когнитивные индикаторы одиночества, очевидно, выводятся из представления об определенном типе отношений, недостающих в настоящих момент. Человек не может быть одинок "вообще", одиночество обязательным образом связано с переживаниями, возникшими в результате неудовлетворенности связями с внешним миром. Многочисленные исследователи говорят о том, что одиночество - это тяжелое эмоциональное переживание, овладевающее чувствами, мыслями, поступками личности. Оно является сложным психологическим актом. Исходя из положения о том, что одиночество есть состояние, испытываемое человеком в результате осознания им недостатка отношений различных уровней, оценка эмоционального фона возможна лишь в спектре отрицательных эмоций (тоска, страх, ощущение покинутости, ненужности и др.), а высказывание человека "Я одинок" может быть воспринято как информация о неблагополучии: "Мне плохо, тяжело, горестно...". При обращении к концептуальной модели одиночества как результата осознания личностью ситуации собственной депривации, можно выделить те определения депривации, которые позволяют увидеть депривационные источники одиночества. Депривация потребностей личности, характеризующейся ситуацией внешнего отчуждения, которая приводит к внутренней отчужденности (как специфической защитной реакции) и чувству одиночества, может быть вызвана неудовлетворенностью потребностей на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и психосоциальном. 1. Депривация эмоциональная может быть рассмотрена как недостаточная возможность для установления интимных эмоциональных отношений с каким-либо лицом или разрыв подобных эмоциональных связей, если таковые уже были созданы: эмоциональная холодность родителей, отвержение со стороны сверстников, потеря друга и т.д. 2. Депривация когнитивная определяется как результат изменчивости, хаотичности структуры внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне: социально-политическая нестабильность общества, неустойчивость родительских требований, резкая смена приоритетных установок во взаимоотношениях со сверстниками и т.д. 3. Депривация социальная возникает как результат ограничений возможностей для усвоения автономной социально-психологической роли: зависимость от семьи и школы, проблема удовлетворения профессиональных притязаний и т.д. (Например, по Л.И. Божович: подростковый возраст связан со стремлением к самоопределению, а социальная зависимость от родителей приводит к психосоциальному кризису, и как результат социально-психологической депривации возникает фрустрированное поведение) [6,50,53,84]. Соответственно выделенным уровням депривации обозначаются те измерения, которые необходимы для установления степени актуальности переживания одиночества. Ими являются: аффективное, когнитивное и психосоциальное измерения. Анализ аффективной сферы личности позволяет увидеть негативные эмоциональные составляющие, характерные для переживания индивидом одиночества. Изучение когнитивной сферы личности дает информацию о наличии или отсутствии переживания одиночества, которое возникает при определении индивидом своего переживания как «переживание одиночества» и определении на когнитивном уровне недостатка значимых контактов. Стремление трансцендировать свое одиночество, приобрести состояние целостности в другом или в других является базовым стремлением человека. Люди ищут ощущение слияния, трансцендирования себя, растворения в другом(80). Мы можем вычленить определенные уровни проявления этого стремления: 1. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостности с другим. Не так важен объект слияния: мама, папа, Ваш ребенок, друг, подруга, муж или жена… Важно, что человек ищет эту возможность и это переживание. 2. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостности с другими – с группой. Стремление создать хорошую семью, работать в группе высокого уровня сплочения, коллективе, в котором возникает ощущение «Мы». 3. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостности с другими – со всем человечеством. Высшие состояния человеческой интегрированности в любой традиции ассоциируются именно с этим уровнем слияния. Каждый из нас помнит принципы гуманизма, равенства, братства. На самом деле, это не только и не столько принципы коммунистического общества (80). С одной стороны, мы себя стабильно, надежно, структурированно чувствуем внутри пространства своего тела и Эго и жестко охраняем это пространство и чувствуем опасность, когда другой или другие нарушают его. С другой стороны, мы все время стремимся к целостности с другим, с другими людьми, со всем человечеством – мы хотим слиться. Осознавание своей свободы – несвободы неизбежно приводит к пониманию великого вопроса - одиночества, изоляции от всех других. Но изоляция не значит изолированность. Здоровое чувство одиночества - признак силы, автономности и зрелости. Одиночество - остров, на котором человек делает свой первый вздох и неизбежно сделает последний выдох. В некотором смысле это единственная Родина человека. Экзистенциальный конфликт возникает между осознаваемой абсолютной изоляцией (человек изначально и бесконечно одинок в мире) и одной из самых сильных потребностей – потребностью в контакте с другими. Экзистенциальная изоляция является основанием для развития (осознавания, борьбы и т.п.) межличностной изоляции, т.е. одиночество среди людей, и внутриличностной изоляции, т.е. изоляции различных частей личности друг от друга, что, в крайнем случае, может привести к синдрому деперсонализации. Процесс роста есть процесс постоянной сепарации, отделения (от матери, от родителей, от зависимостей и пр.). Следовательно, положительный момент дезинтеграции, вызванной изоляцией, заключается в формировании автономии, независимости, самоконтроля, индивидуации, самоуправления, само-ответственности, т.е. всех характерных психологических особенностей истинно взрослой личности. Одиночество – это плата за взрослость, зрелость, реализованность. И снова обострение переживания экзистенциального одиночества совпадает с определенными возрастными зонами: все тот же пубертат, кризис самоопределения 29-33, кризис середины жизни. Значит, человек, не испытавший одиночества по отношению к другим людям, не может по-настоящему любить, быть привязанным. Так, в слове радость и страдание один корень (рад), следовательно, тот, кто не умеет радоваться, не умеет и страдать, и сострадать. Одиночество часто является компонентом духовного кризиса. Он может проявляться в широком диапазоне – от смутного ощущения своей отделенности от людей до полного поглощения экзистенциальным отчуждением. Чувство одиночества связано с самой природой тех переживаний, которые составляют содержание психодуховного кризиса. Высокая интрапсихическая активность вызывает потребность все чаще и чаще уходить от повседневности в мир внутренних переживаний. Значимость отношений с другими людьми может угасать, и человек может чувствовать нарушение связи с привычными для него идентификациями. Это сопровождается чувством отделенности как от окружающего мира, так и от самого себя, вызывая своеобразную болезненную «анестезию» привычных чувств и напоминая тяжелую клиническую форму депрессии – «anaestesia dolorosa psychica» («скорбное бесчувствие») (79). Кроме того, люди, находящиеся в психодуховном кризисе, склонны расценивать происходящее с ними как нечто уникальное, не случавшееся ранее ни с одним человеком. Часто люди, находящиеся в духовном кризисе, испытывают оторванность от своей глубинной сущности, от высшей силы, от Бога. Наследие иудейского христианства изобилует примерами мучительной экспрессии одиночества. Псалмы полны жалоб, стенаний одинокого человека: «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?» (Пс. 13:2). «Как лань стремится к потокам вод, так душа моя стремится к Тебе, Боже?» (Пс. 42:2). В сочинениях пророков много подобных мест. Это чувство предельной изоляции было выражено в одинокой молитве Иисуса, распятого на кресте: «Боже мой, Боже мой? Почто Ты оставил меня, удалясь от спасения моего, от слов вопля моего?» (Пс. 22:2). Те, кто сталкивается с подобными переживаниями, чувствуют не только свою изолированность, но и свою совершенную незначительность, подобно бесполезным пылинкам в бескрайнем космосе. В большинстве своем люди склонны экстраполировать это состояние на окружающий мир, который предстает как абсурдный и бессмысленный, а любая человеческая деятельность кажется тривиальной. В социальном окружении, где приняты вполне определенные нормы и правила поведения, человек, который начинает внутренне меняться, может показаться не совсем здоровым. Рассказы о своих страхах, ощущениях, связанных со смертью и одиночеством, переживаниях трансперсонального характера, могут насторожить друзей и близких и привести к социально-психологической изоляции от привычного окружения. У переживающего духовный кризис могут измениться интересы и ценности, он может не захотеть участвовать в привычной деятельности или времяпрепровождении. У человека может пробудиться интерес к духовным проблемам, молитве, медитации, к некоторым эзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его ближайшему окружению и способствовать возникновению ощущения, что он чужой среди людей. Исследование психосоциальной сферы выявляет дисбаланс тех психосоциальных связей, которые являются причиной возникновения одиночества и (или) сопутствуют ему, а также характеризуют психосоциальную стратегию поведения личности, находящейся в состоянии одиночества. Анализ различного вида деприваций дает возможность выделить пути выхода личности из состояния одиночества. Преодоление состояния одиночества – достаточно длительный по времени процесс, и сопряжен он не только с желанием человека изменить ситуацию, которая приведет к смене состояния, но и с различными средовыми факторами, несущими в себе депривацию психических потребностей. Типы одиночества В литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основаниям, касающимся оценки индивидом его социального положения, типа испытываемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством. Оценочное измерение. Философы часто проводят различие между позитивными и негативными аспектами уединенности и одиночества. В немецкой философии традиционно обсуждались различия между позитивными и негативными переживаниями одиночества. Авторы более ранних работ [Parpert, 1955; Zimmermann, 1785/1786] подчеркивали позитивные аспекты уединения — когда уединенность обеспечивает возможность для рефлексии и общения с Богом и самим собой. Негативные аспекты одиночества были изучены в более поздних работах. Так, например, Кёльбель [Kolbel, 1960] различал четыре типа одиночества: Позитивный внутренний тип («гордое одиночество»), переживаемый как необходимое средство раскрытия новых форм свободы или новых форм общения с другими людьми. Негативный внутренний тип, переживаемый как отчуждение от своего «Я» и от других людей, чувство отчужденности, даже в окружении других людей. Позитивный внешний тип, наличествующий в ситуациях физического уединения, когда ведутся поиски нового позитивного опыта. Негативный внешний тип, наличествующий в том случае, когда внешние обстоятельства (смерть партнера, потеря контакта) ведут к весьма негативным ощущениям одиночества. Общефилософское различение одиночества как основополагающего факта человеческого существования и одиночества как психологической реакции на дефицит отношений связано с оценочным измерением. Миюскович различает метафизическое, или экзистенциальное, одиночество и психологическое одиночество: «Я хочу сказать, что человек одинок не только психологически, но и изолирован метафизически. Я не настаиваю на том, что мы постоянно, ежеминутно чувствуем или думаем, что мы одиноки. Я убежден, что мы действительно одинокие люди, но не всегда осознаем это» [86]. Фон Вицлебен [1958] проводит подобное различие между «первичным» одиночеством как результатом осознания человеком одиночества в мире и «вторичным» одиночеством, обусловленным потерей индивидом социального партнера. Большинство авторов сосредоточили свое внимание на психологическом одиночестве. Исследователи одиночества, не игнорируя в целом философскую точку зрения на индивида как на безусловно одинокого в некотором экзистенциальном смысле, уделяли основное внимание субъективным реакциям на действительный или воображаемый дефицит социальных отношений. 2. Природа дефицита социальных отношений. Важным фактором в типологии по этому основанию выступает семейное положение. Вдовство, развод или разрыв отношений — наиболее распространенные ситуации, ведущие к одиночеству. Среди типологий дефицита социальных отношений наиболее известным является фундаментальное различение Вейсом эмоционального и социального одиночества: «Одиночество типа эмоциональной изоляции возникает в отсутствие тесной эмоциональной привязанности, и его можно преодолеть, лишь установив новую эмоциональную привязанность или возобновив ранее утраченную. Люди, переживающие эту форму одиночества, склонны испытывать чувство глубокого уединения, независимо от того, доступно ли им или недоступно общество других. Такой индивид, например, описывает непосредственно окружающий его мир как опустошенный, безлюдный и бессодержательный; чувство глубокого уединения может быть описано и в понятиях внутренней опустошенности; в этом случае индивид обычно говорит, что он испытывает пустоту, оцепенение, безразличие. Одиночество типа социально-психологической изоляции... возникает в отсутствие привлекающих социальных взаимосвязей, и это отсутствие может быть компенсировано включением в такие взаимосвязи. Возьмем, например, замужних женщин, переехавших на жительство в другой район. Им мало чем могут помочь родители независимо от того, насколько прочен их брак; эти женщины испытывают одиночество из-за отсутствия друзей и знакомых, которые разделили бы их интересы, поскольку мужья этих интересов не разделяют. Доминирующими симптомами такой формы одиночества наряду с чувством маргинальности является скука, бесцельность жизни» [86, с.310]. 3. Временная перспектива. Это основание типологии касается продолжительности, или временной перспективы одиночества. Важное значение имеет терапевтически обоснованное различение между хроническим и кратковременным состоянием одиночества. Янг [1978] и его коллеги [86, с. 552—592] различают три типа одиночества: Хроническое одиночество развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи. Ситуативное одиночество зачастую наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких, как смерть супруга или разрыв брачных отношений. Ситуативно одинокий индивид после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество. Преходящее одиночество — наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным приступам чувства одиночества. В большинстве из приведенных типологий акцентируется один из перечисленных аспектов как доминирующий принцип. Таким образом, некоторые исследователи главное внимание уделяют различению роли ситуации и индивидуальных черт характера в возникновении одиночества, а другие подчеркивают различия во временной перспективе одиночества. Ни одна из типологий, за исключением идей Вейса, не получила широкого признания и применения. На сегодняшний день большинство типологий представляют собой скорее теоретические рассуждения, нежели эмпирически установленные или эмпирически проверенные модели. Но существует типология форм одиночества претендующая на эмпирическую и теоретическую обоснованность, в которой данная проблема выступает как многомерное явление. Это типология, разработанная Дженни де Джонг-Гирвельдом и Джозом Раадшелдерсом. В ней понятие одиночества связано с переживанием индивидом ситуаций, воспринимаемых как нежелательный и неприемлемый для него дефицит определенных отношений в их количественном и качественном измерении. Здесь важно различать эти субъективные чувства одиночества и объективную социальную изоляцию индивида. Объективная социальная изоляция связана с дефицитом продолжительных межличностных отношений. Одиночество соотносится с манерой восприятия, переживания и оценки индивидом его изолированности, а также с дефицитом общения индивида с другими людьми. Свои представления о комплексной природе одиночества исследователи позаимствовали у Вейса [86], а также они основаны на их собственном контент-анализе биографий 114 одиноких мужчин и женщин. На основе всех данных, а также результатов дополнительных исследований мы выделили три измерения одиночества: 1. Э моциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций, таких, как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций, таких, как страх и неуверенность. 2. Тип ущербности определяет природу недостающих отношений. Здесь решающим является сбор информации о значимых для индивида отношениях. Для данного измерения возможна и дальнейшая дифференциация на три подкатегории: - чувство ущербности, вызванное отсутствием интимной привязанности; чувство опустошенности; чувство покинутости. Временная перспектива — третье измерение одиночества. Его также можно подразделить на три подкомпонента: · степень, до которой одиночество переживается как неизменное; · степень, до которой одиночество переживается как временное; · степень, до которой индивид примиряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в других(своем окружении). Данные были получены по выборке одиноких, состоящих в браке, разведенных и вдовых взрослых мужчин и женщин. Анализируя полученные данные, исследователи выявили четыре различные группы одиноких людей. Самую большую группу (тип IV, 59% выборки) составили неодинокие или в незначительной степени одинокие люди. Три другие группы представляют различные типы одиночества. Респонденты всех трех групп ощущали дефицит интимных отношений (например, супружеских), но различались по своим отношениям с друзьями и сотрудниками, а также по чувству ущербности. Приведем характеристику каждой из четырех групп. Тип IV. Люди, не испытывающие одиночества («неодинокие»). Респонденты, относящиеся к типу IV, не выражают неудовлетворенности своими отношениями. У них довольно многочисленные интимные отношения. Большинство проинтервьюированных мужчин и женщин были отнесены к этой категории «неодиноких». Относительно высокий процент респондентов, составивших тип IV, социально активны и являются членами разнообразных организаций. У неодиноких респондентов обнаружены более обширные и более разнообразные отношения, чем у одиноких респондентов первых трех групп. Естественно, респонденты, относящиеся к типу IV, имели низкий балл по трем субшкалам, измеряющим чувство социально-психологической ущербности. Возможно, что среди мужчин и женщин этой группы есть индивиды, переживающие чувства, сродни вейсовскому одиночеству социально-психологической изоляции. Например, молодая замужняя женщина призналась: «Я часто бываю одна, целый день одна дома — но я не придаю этому значения». В связи с этим возникает необходимость тщательного изучение социального одиночества. Тип I: безнадежно одинокие, полностью не удовлетворенные своими отношениями люди. Тип I представляли 14% респондентов из выборки. Как и в каждом другом из типов одиночества, большинство респондентов, составивших тип I, не имели партнера по интимной связи или супруга. Они также редко устанавливают близкие отношения с кем-либо, к примеру с соседями. Отличительная черта респондентов, представлявших этот тип,— сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками. Так, у них не было тесных дружеских связей, они чувствовали себя опустошенными и покинутыми и считали свое положение относительно безнадежным. Респонденты, отнесенные к типу I, в большей мере, чем представители других групп, склонны обвинять окружающих в своем одиночестве. Они получают высокий балл по шкале «обеспокоенность, печаль». Этот тип одиноких людей испытывает чувство обездоленности — потерю связей. Преобладающее настроение респондентов, отнесенных к типу I,— недостаток в близкой привязанности, чувство социально-психологической ущербности, безнадежность в отношении будущего — передала 56-летняя женщина: «Я не уверена в том, что другие люди хотят мне помочь. С этим нужно справляться самой. Я ложусь на диван и жду телефонного звонка. Я не из тех, кто верит всему. Нет никакой любви и ничего такого вообще. Я чувствую себя так, как будто бы обо мне совсем забыли». А вот заявление 52-летней замужней женщины: «Я в отчаянии; моя жизнь бессмысленна: я полностью разочаровалась в своих друзьях. Сущность моего одиночества в том, что я никому не нужна». Тип II: периодически и временно одинокие люди. Хотя респонденты этой группы и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке, они все же в достаточной мере связаны близкими отношениями со своими друзьями и знакомыми. По сравнению с респондентами, представляющими тип I и тип III, они чаще вступают в социальные контакты: на работе, в различных организациях, клубах. Представителей данной группы отличает наибольшая социальная «активность» по сравнению с представителями всех других групп одиноких. Этот тип, составляющий 15% всей выборки, объединил большую часть никогда не состоявших в браке мужчин и женщин, нежели другие типы. Наиболее четкое различение типа II от типа I дает оценка временной перспективы одиночества: респонденты, включенные в тип II, считают, что их одиночество преходяще, и реже чувств
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|