Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические модели объяснения феномена одиночества




Наряду с тем, что одиночество является значимым компонентом в структуре негативных переживаний человека нашего общества, психологические иссле­дования по проблеме переживания личностью состо­яния одиночества в отечественной психологии не­достаточно широко представлены. В зарубежной пси­хологии данная проблема получила широкую научную разработку (Боумен, Вейс, Делега, Зилбург, Маргулис, Мустакас, Рисмен, Роджерс, Салливан, Серма, Слейтер, Фландерс, Фромм-Рейхман, Эдди и др.).

Теоретический анализ и эксперименталь­ные данные по проблеме изучения одиночества включают в себя попытку освещения следующих принципиальных моментов: конкретное выделение психологического феномена "одиночество" в ряду психических состояний; предоставление информации, по­зволяющей сделать заключение о нормативности (ненормативности) переживания одиночества; установление причин возникновения состояния одиночества; отраже­ние специфических черт, характеристик одинокой личности.

В соответствии с указанными четырьмя принципиальными моментами изучения психологического феномена одиночества составлена таблица "Тео­ретические подходы к одиночеству" (табл. 1), которая отражает подходы к психологическому изучению данного феномена (интимный, интеракционистский, когнитивный, психодинамический, системный, социологический, фено­менологический, экзистенциальный) [86, с.29].

 

Таблица 1.

Подходы к одиночеству

Подход Психодинамический подход
Автор, год Зилбург, 1938 Салливан, 1953 Фромм-Рейхман, 1959
Основания для опреде-ления оди-ночества Одиночество – патология (вывод из клинической практики)
Основные оценки и характеристики Одиночество – непреодолимое, постоянное ощущение Одиночество – неадекватное удовлетворение потребности в человеческих кон -тактах Одиночество – чрезвычайно неприятное гнетущее чувст- во, экстремальное состояние.
Личностные черты, хар-ки одинокой личности Подвержены люди с чертами нарциссизма, мании величия, враждебности, с инфантильным чувством всесильности   Существует значимая связь между оди- ночеством и тре-вожностью как одним из базовых свойств личности
Причины возникновения одиночества Одиночество – результат ранних детских влияний на личностное развитие.
Ребенок познает любовь, но он слабое существо, вынужденное ждать ласки от других, неудовлетво-ренность формирует нарцисстическую ориентацию – зародыш отчужденности и бессиль-ной агрессивности оди-нокого.   Одна из основных причин – «прежде-временное отлучение от материнской ласки»
Подход Социологический подход
Автор, год Боумен, 1955 Рисмен, 1961 Слейтер, 1976
Основания для опреде-ления оди-ночества Одиночество – нормативный показатель (вывод на основе анализа художественной литературы, статистических данных, средств массовой информации)
Основные оценки и хар-ки Не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным, т.е. общим статистическим показателем, характеризующим общество.
Личностные черты, хар-ки одинокой личности   «Ориентированные вовне» люди обособленны от своего истинного «Я», своих чувств и ожиданий, члены «ориентированного вовне» общества образуют «одинокую толпу»  
Причины возникно-вения оди-ночества Причины одиночества вне индивида. Одиночество личности – продукт социальных сил.
Три силы: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной мобильности; увеличение социальной мобильности Высоко значение событий, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте (например, развод) Индивидуализм как таковой
Подход Экзистенциальный подход Феноменологический подход
Автор, год Мустакас, 1961, 1972 Роджерс, 1961, Мур, 1976, Эдди, 1961
Основания для опреде-ления одино-чества Одиночество – не патология (вывод из клинической практики) Одиночество – патологическое состояние (вывод из клинической практики)
Основные оценки и хар-ки Одиночество изначально присуще человеку, оно положительно оценивается. Одиночество – продуктивное, творческое состояние Одиночество – проявление слабой приспособляемости личности. Одиночество – отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств
Личностные черты, хар-ки одинокой личности Страх, депрессия, раздражение, отчуждение, комплекс вины – детерминанты одиночества Чувства сожаления и вины по отношению к прошлому; мало способны сдерживать гнев, устанавливать межличностные отношения. Низкие баллы по пунктам самореализации и собственного самодостоинства в тесте личностной ориентации (POI)
Причины возникновения одиночества Конкретная реальность одинокого существования и пограничные жизненные ситуации Содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность. Причина одиночества внутри индивида в феномено-логических несоответствиях представлений индивида о собственном «Я». Одиночество – результат несоответствия между идеальным и реальным «Я». Одиночество – индивидуальное восприятие диссонанса между истинным «Я» и тем, как видят «Я» другие
Поход Когнитивный подход Интеракционистский подход
Автор, год Энн Пепло, 1981, Серма, 1978 Вейс, 1973
Основания для опреде-ления оди-ночества Не патологическое состояние (вывод основан на теоретических исследованиях) Одиночество – нормальная реакция (вывод на основе клинической практики)
Основные оценки и хар-ки Одиночество наступает тогда, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами – желаемым и достигнутым уровнями собственных социальных контактов Одиночество – продукт комбинированного влияния фактора личности и фактора ситуации. Одиночество – результат недостаточного социального взаимодействия
Личностные черты, хар-ки одинокой личности Существует связь низкой самооценкой и одиночеством Отсутствие тесной интимной привязанности, значимых дружеских связей. Существует два эмоциональных состояния одиночества: а) эмоциональная изоляция; б) социальная изоляция. Высокое чувство социально-психологической тревоги, высокий уровень застенчивости, низкий - самоуважения, доброжелательности, альтруизма
Причины воз-никновения одиночества Когнитивный фактор – процессы, происходящие внутри индивида, согла-совывающего деятельность с реальностью. Характерологические факторы. Ситуативные факторы. Влияние прошлого и настоящего. Важна роль со-циальных условий и норм культуры Текущие события жизни личности – ключевой фактор формирования одиночества. В формировании одиночества возможно участие инстинкта. Различают: простое одиночество – нормальная реакция и длительное одиночество – психопатологическое
Подход Интимный подход Общесистемный подход
Автор, год Делега, Маргулис, 1982 Фландерс, 1982
Основания для опреде-ления оди-ночества Нормальное состояние – теоретический вывод Потенциальное патологическое состояние – теоретический вывод
Основные оценки и хар-ки Одиночество – нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Одиночество – результат отсутствия равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта Одиночество – механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить оптимальный уровень человеческих контактов
Причины возникновения одиночества Отсутствие социального партнера, который мог бы способствовать достижению различных реальных целей. На развитие одиночества влияют внутри-индивидуальные фактор и фактор среды. Недостаток интимности, необходимой для доверительного общения, может стать причиной возникновения одиночества  
           

 

Представленные в табл. 1 данные по психофеноменологии одиночества отражают те методы анализа, которые соответствуют теоретическим взглядам (подходам) исследователей, изучающих эту проблему. Так, например, основы­ваясь на экзистенциальных принципах, Мустакас определяет одиночество как имманентно (изначально) присущее человеку состояние, которое оценивается им как положительное, продуктивное и творческое [86, с. 156-157]; Вейс с пози­ций интеракционистского подхода в исследовании одиночества приходит к выводу о том, что данное переживание является продуктом комбинированного (интерактивного) влияния фактора личности и фактора ситуации, а также ре­зультатом недостаточного социального взаимодействия, и может быть рассмот­рено и как нормальная реакция, и как психопатологическое состояние - в зави­симости от длительности переживания [86, с. 114-128] и т.п.

С позиций когнитивной психологии состояние одиночества можно опре­делить как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации. Рассмотрим проблему одиночества подробнее с точки зрения когнитивной теории психологии, т.к. ее понятийный аппарат позволяет объяс­нить влияние прошлого опыта индивида на процессы восприятия и осозна­ния собственного состояния. В когнитивной психологии подчеркивается важность анализа переживания личности, связанного с той информацией, которая отражает характер состояния баланса потребностей и качества их удовлетворения.

Одним из важным моментов теоретического исследования одиночества является принципиальное разведение понятий "одиночество", "изоляция", "уединение" и производные от них. Так, изоляция может быть рассмотрена как форма бытия, при которой имеет место отсутствие у индивида связей различных уровней со средой. Отличие изоляции от одиночества связано с тем, что изоляция - это ситуация, а не психическое состояние, причем та ситуация, при которой эмоциональная оценка необязательно негативная. Примером изоляции может служить описание жизни монахов-отшельников.

Психическое состояние при отшельничестве и социальная замкнутость (внут­ренняя или внешняя) как форма выражения личной убежденности в ее необ­ходимости не могут быть оценены как состояние одиночества. Также нельзя назвать одиночеством добровольное вхождение в ситуацию изоляции, из которой испытуемый может при желании выйти в любой момент (например, испытания в сурдокамерах, которые в ряде исследований связываются с одиночеством).

Не всегда одиночество как состояние сопутствует изоляции: политические заключенные, диссиденты при твердой убежденности в правильности сделан­ного ими выбора и поддержке единомышленников не испытывают чувства одиночества. Так, Э. Фромм писал: "Религия и национализм, как и любая другая традиция, любое убеждение, какими бы абсурдными и унизительными они ни были, если только связывают индивида с другими людьми, становятся для человека убежищем, защитой от того, чего он больше всего страшится, - одиночества" [172, с.32].

Разведение понятий одиночества и уединения (уединенности) связано соследующими фактами: уединение предполагает добровольный уход от контактов с окружающими; уединение не обязательно связано с негативной эмоциональной оценкой состояния; уединение всегда оставляет индивиду возможность выхода из данной ситуации; уединение как ситуация добровольного "ухода" является необходимым условием нормального развития и существования личности. Дж. Гэлф Оди отмечал, что здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погруженности в уединение в целях переработки, поскольку в глубинах нашего сознания происходит гораздо большая часть процесса мышления, чем на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру [86, с. 132].Мицели, Мораш, Пепло указывали: "уединение не обязательно связано с одиночеством; люди могут быть счастливы в затворничестве" [86, с. 171]. Зилбург также различал одиночество и уединенность. Он рассматривал уединенностькак "нормальное" и "преходящее умонастроение", возникающее в результате отсутствия конкретного "кого-то". Одиночество же - как непреодолимое, постоянное ощущение [86, с. 153].

При рассмотрении психологического феномена одиночества в рамках когнитивной теории выделяется ряд условий, при которых может быть установлен факт его переживания человеком:

1) одиночество является осознаваемым состоянием;

2) состояние одиночества, испытываемое человеком, оценивается им как тяго­стное, несущее в себе отрицательную эмоционально-аффективную окраску;

3) одиночество является результатом депривации личностных потребностей.

Опыт одиночества определяется когнитивными процессами, которые форми­руют чувства и направляют действия. Об одиночестве можно говорить лишь тогда, когда сам человек осознает неполноценность своих отношений в ка­ком-либо важном аспекте. Летиция Энн Пепло, Мария Мицели и Брюс Мораш высказывают мнение о том, что вряд ли люди будут считать себя одинокими, если у них нет когнитивных объяснений этого состояния [86, с. 171]. Когнитивные индикаторы одиночества, очевидно, выводятся из представления об определен­ном типе отношений, недостающих в настоящих момент. Человек не может быть одинок "вообще", одиночество обязательным образом связано с переживаниями, возникшими в результате неудовлетворенности связями с внешним миром.

Многочисленные исследователи говорят о том, что одиночество - это тя­желое эмоциональное переживание, овладевающее чувствами, мыслями, по­ступками личности. Оно является сложным психологическим актом. Исходя из положения о том, что одиночество есть состояние, испытываемое человеком в результате осознания им недостатка отношений различных уровней, оценка эмоционального фона возможна лишь в спектре отрицательных эмоций (тос­ка, страх, ощущение покинутости, ненужности и др.), а высказывание челове­ка "Я одинок" может быть воспринято как информация о неблагополучии: "Мне плохо, тяжело, горестно...".

При обращении к концептуальной модели одиночества как результата осознания личностью ситуации собственной депривации, можно вы­делить те определения депривации, которые позволяют увидеть депривационные источники одиночества.

Депривация потребностей личности, характеризующейся ситуацией внешне­го отчуждения, которая приводит к внутренней отчужденности (как специфичес­кой защитной реакции) и чувству одиночества, может быть вызвана неудовлетворенностью потребностей на трех уровнях: эмоциональном, ког­нитивном и психосоциальном.

1. Депривация эмоциональная может быть рассмотрена как недостаточная возможность для установления интимных эмоциональных отношений с каким-либо лицом или разрыв подобных эмоциональных связей, если таковые уже были созданы: эмоциональная холодность родителей, отвержение со стороны сверстников, потеря друга и т.д.

2. Депривация когнитивная определяется как результат изменчивости, хао­тичности структуры внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне: социально-политическая нестабильность общества, неустойчивость родительских требований, резкая смена приоритетных установок во взаимоотношениях со сверстниками и т.д.

3. Депривация социальная возникает как результат ограничений возможно­стей для усвоения автономной социально-психологической роли: зависимость от семьи и школы, проблема удовлетворения профессиональных притязаний и т.д. (Например, по Л.И. Божович: подростковый возраст связан со стремлением к самоопределению, а социальная зависимость от родителей приводит к психосоциальному кризису, и как результат социально-психологической депривации возникает фрустрированное поведение) [6,50,53,84].

Соответственно выделенным уровням депривации обозначаются те измере­ния, которые необходимы для установления степени актуальности переживания одиночества. Ими являются: аффективное, когнитивное и психосоциальное измерения.

Анализ аффективной сферы личности позволяет увидеть негативные эмо­циональные составляющие, характерные для переживания индивидом одино­чества.

Изучение когнитивной сферы личности дает информацию о наличии или отсутствии переживания одиночества, которое возникает при определении индивидом своего переживания как «переживание одиночества» и определении на когнитивном уровне недостатка значимых контактов.

Стремление трансцендировать свое одиночество, приобрести состояние целостности в другом или в других является базовым стремлением человека. Люди ищут ощущение слияния, трансцендирования себя, растворения в другом(80).

Мы можем вычленить определенные уровни проявления этого стремления:

1. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостности с другим.

Не так важен объект слияния: мама, папа, Ваш ребенок, друг, подруга, муж или жена… Важно, что человек ищет эту возможность и это переживание.

2. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостности с другими – с группой.

Стремление создать хорошую семью, работать в группе высокого уровня сплочения, коллективе, в котором возникает ощущение «Мы».

3. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостности с другими – со всем человечеством. Высшие состояния человеческой интегрированности в любой традиции ассоциируются именно с этим уровнем слияния. Каждый из нас помнит принципы гуманизма, равенства, братства. На самом деле, это не только и не столько принципы коммунистического общества (80).

С одной стороны, мы себя стабильно, надежно, структурированно чувствуем внутри пространства своего тела и Эго и жестко охраняем это пространство и чувствуем опасность, когда другой или другие нарушают его. С другой стороны, мы все время стремимся к целостности с другим, с другими людьми, со всем человечеством – мы хотим слиться.

Осознавание своей свободы – несвободы неизбежно приводит к пониманию великого вопроса - одиночества, изоляции от всех других. Но изоляция не значит изолированность. Здоровое чувство одиночества - признак силы, автономности и зрелости.

Одиночество - остров, на котором человек делает свой первый вздох и неизбежно сделает последний выдох. В некотором смысле это единственная Родина человека.

Экзистенциальный конфликт возникает между осознаваемой абсолютной изоляцией (человек изначально и бесконечно одинок в мире) и одной из самых сильных потребностей – потребностью в контакте с другими. Экзистенциальная изоляция является основанием для развития (осознавания, борьбы и т.п.) межличностной изоляции, т.е. одиночество среди людей, и внутриличностной изоляции, т.е. изоляции различных частей личности друг от друга, что, в крайнем случае, может привести к синдрому деперсонализации.

Процесс роста есть процесс постоянной сепарации, отделения (от матери, от родителей, от зависимостей и пр.). Следовательно, положительный момент дезинтеграции, вызванной изоляцией, заключается в формировании автономии, независимости, самоконтроля, индивидуации, самоуправления, само-ответственности, т.е. всех характерных психологических особенностей истинно взрослой личности.

Одиночество – это плата за взрослость, зрелость, реализованность. И снова обострение переживания экзистенциального одиночества совпадает с определенными возрастными зонами: все тот же пубертат, кризис самоопределения 29-33, кризис середины жизни. Значит, человек, не испытавший одиночества по отношению к другим людям, не может по-настоящему любить, быть привязанным. Так, в слове радость и страдание один корень (рад), следовательно, тот, кто не умеет радоваться, не умеет и страдать, и сострадать.

Одиночество часто является компонентом духовного кризиса. Он может проявляться в широком диапазоне – от смутного ощущения своей отделенности от людей до полного поглощения экзистенциальным отчуждением. Чувство одиночества связано с самой природой тех переживаний, которые составляют содержание психодуховного кризиса.

Высокая интрапсихическая активность вызывает потребность все чаще и чаще уходить от повседневности в мир внутренних переживаний. Значимость отношений с другими людьми может угасать, и человек может чувствовать нарушение связи с привычными для него идентификациями. Это сопровождается чувством отделенности как от окружающего мира, так и от самого себя, вызывая своеобразную болезненную «анестезию» привычных чувств и напоминая тяжелую клиническую форму депрессии – «anaestesia dolorosa psychica» («скорбное бесчувствие») (79).

Кроме того, люди, находящиеся в психодуховном кризисе, склонны расценивать происходящее с ними как нечто уникальное, не случавшееся ранее ни с одним человеком.

Часто люди, находящиеся в духовном кризисе, испытывают оторванность от своей глубинной сущности, от высшей силы, от Бога. Наследие иудейского христианства изобилует примерами мучительной экспрессии одиночества. Псалмы полны жалоб, стенаний одинокого человека: «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?» (Пс. 13:2). «Как лань стремится к потокам вод, так душа моя стремится к Тебе, Боже?» (Пс. 42:2). В сочинениях пророков много подобных мест. Это чувство предельной изоляции было выражено в одинокой молитве Иисуса, распятого на кресте: «Боже мой, Боже мой? Почто Ты оставил меня, удалясь от спасения моего, от слов вопля моего?» (Пс. 22:2).

Те, кто сталкивается с подобными переживаниями, чувствуют не только свою изолированность, но и свою совершенную незначительность, подобно бесполезным пылинкам в бескрайнем космосе. В большинстве своем люди склонны экстраполировать это состояние на окружающий мир, который предстает как абсурдный и бессмысленный, а любая человеческая деятельность кажется тривиальной.

В социальном окружении, где приняты вполне определенные нормы и правила поведения, человек, который начинает внутренне меняться, может показаться не совсем здоровым. Рассказы о своих страхах, ощущениях, связанных со смертью и одиночеством, переживаниях трансперсонального характера, могут насторожить друзей и близких и привести к социально-психологической изоляции от привычного окружения. У переживающего духовный кризис могут измениться интересы и ценности, он может не захотеть участвовать в привычной деятельности или времяпрепровождении. У человека может пробудиться интерес к духовным проблемам, молитве, медитации, к некоторым эзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его ближайшему окружению и способствовать возникновению ощущения, что он чужой среди людей.

Исследование психосоциальной сферы выявляет дисбаланс тех психосоциальных связей, которые являются причиной возникновения одиночества и (или) сопутствуют ему, а также характеризуют психосоциальную стратегию поведения личности, находящейся в состоянии одиночества.

Анализ различного вида деприваций дает возможность выделить пути выхода личности из состояния одиночества. Преодоление состояния одиночества – достаточно длительный по времени процесс, и сопряжен он не только с желанием человека изменить ситуацию, которая приведет к смене состояния, но и с различными средовыми факторами, несущими в себе депривацию психических потребностей.

Типы одиночества

В литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основаниям, касающимся оценки индивидом его социального положения, типа испытываемого им дефицита социальных отношений и временной перспек­тивы, связанной с одиночеством.

Оценочное измерение.

Философы часто проводят различие между позитив­ными и негативными аспектами уединенности и одиночества. В немецкой философии традиционно обсуждались различия между позитивными и негативными пережива­ниями одиночества. Авторы более ран­них работ [Parpert, 1955; Zimmermann, 1785/1786] под­черкивали позитивные аспекты уединения — когда уеди­ненность обеспечивает возможность для рефлексии и общения с Богом и самим собой. Негативные аспекты одиночества были изучены в более поздних работах. Так, например, Кёльбель [Kolbel, 1960] различал четыре типа одиночества:

Позитивный внутренний тип («гордое одиночест­во»), переживаемый как необходимое средство рас­крытия новых форм свободы или новых форм об­щения с другими людьми.

Негативный внутренний тип, переживаемый как отчуждение от своего «Я» и от других людей, чув­ство отчужденности, даже в окружении других лю­дей.

Позитивный внешний тип, наличествующий в ситу­ациях физического уединения, когда ведутся по­иски нового позитивного опыта.

Негативный внешний тип, наличествующий в том случае, когда внешние обстоятельства (смерть партнера, потеря контакта) ведут к весьма нега­тивным ощущениям одиночества.

Общефилософское различение одиночества как основополагающего факта человеческо­го существования и одиночества как психологической реакции на дефицит отношений связано с оценочным измерением. Миюскович различает метафизическое, или экзистенциальное, одиночество и психологическое оди­ночество:

«Я хочу сказать, что человек одинок не только психологически, но и изолирован метафизически. Я не настаиваю на том, что мы постоян­но, ежеминутно чувствуем или думаем, что мы одиноки. Я убежден, что мы действительно одинокие люди, но не всегда осознаем это» [86].

Фон Вицлебен [1958] проводит подоб­ное различие между «первичным» одиночеством как результатом осознания человеком одиночества в мире и «вторичным» одиночеством, обусловленным потерей ин­дивидом социального партнера.

Большинство авторов сосредоточили свое внимание на психологическом одиночестве. Исследователи одино­чества, не игнорируя в целом философскую точку зрения на индивида как на безусловно одинокого в некотором экзистенциальном смысле, уделяли основное внимание субъективным реакциям на действительный или вообра­жаемый дефицит социальных отношений.

2. Природа дефицита социальных отношений.

Важным фактором в типологии по этому основанию выступает семейное положение. Вдовство, развод или разрыв отношений — наиболее распространенные ситуации, ведущие к одиночеству. Среди типологий дефицита социальных отношений наиболее известным является фундаментальное различе­ние Вейсом эмоционального и социального одиночества:

«Одиночество типа эмоциональной изоляции возникает в отсутствие тесной эмоциональной привязанности, и его можно преодолеть, лишь установив новую эмоциональную привязанность или возобновив ранее утраченную. Люди, переживающие эту форму одиночества, склонны испытывать чувство глубокого уединения, независимо от того, доступно ли им или недоступно общество других. Такой индивид, например, опи­сывает непосредственно окружающий его мир как опустошенный, без­людный и бессодержательный; чувство глубокого уединения может быть описано и в понятиях внутренней опустошенности; в этом случае индивид обычно говорит, что он испытывает пустоту, оцепене­ние, безразличие.

Одиночество типа социально-психологической изоляции... возникает в отсутствие привлекающих социальных взаимосвязей, и это отсутствие может быть компенсировано включением в такие взаимосвязи. Возьмем, например, замужних женщин, переехавших на жительство в другой район. Им мало чем могут помочь родители независимо от того, насколько прочен их брак; эти женщины испытывают одиночество из-за отсутствия дру­зей и знакомых, которые разделили бы их интересы, поскольку мужья этих интересов не разделяют. Доминирующими симптомами такой формы одиночества наряду с чувством маргинальности является скука, бесцельность жизни» [86, с.310].

3. Временная перспектива.

Это основание типологии касается продолжительности, или временной перспективы одиночества. Важное значение имеет тера­певтически обоснованное различение между хроническим и кратковременным состоянием одиночества. Янг [1978] и его коллеги [86, с. 552—592] различают три типа одиночества:

Хрони­ческое одиночество развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может устано­вить удовлетворяющие его социальные связи.

Ситуатив­ное одиночество зачастую наступает в результате значи­тельных стрессовых событий в жизни, таких, как смерть супруга или разрыв брачных отношений. Ситуативно одинокий индивид после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает оди­ночество.

Преходящее одиночество — наиболее распро­страненная форма этого состояния, относящаяся к крат­ковременным приступам чувства одиночества.

В большинстве из приведенных типологий акцентируется один из перечисленных аспектов как доминирующий принцип. Та­ким образом, некоторые исследователи главное внима­ние уделяют различению роли ситуации и индивидуаль­ных черт характера в возникновении одиночества, а дру­гие подчеркивают различия во временной перспективе одиночества. Ни одна из типологий, за исключением идей Вейса, не получила широкого признания и применения. На сегодняшний день большинство типологий представ­ляют собой скорее теоретические рассуждения, нежели эмпирически установленные или эмпирически проверен­ные модели.

Но существует типология форм одиночества претендующая на эмпирическую и теоретическую обоснованность, в которой данная проблема выступает как многомерное явление. Это типология, разработанная Дженни де Джонг-Гирвельдом и Джозом Раадшелдерсом. В ней понятие одиночества связано с переживанием инди­видом ситуаций, воспринимаемых как нежелательный и неприемлемый для него дефицит определенных отноше­ний в их количественном и качественном измерении. Здесь важно различать эти субъективные чувства одиночества и объективную социальную изоляцию индивида. Объек­тивная социальная изоляция связана с дефицитом про­должительных межличностных отношений. Одиночество соотносится с манерой восприятия, переживания и оцен­ки индивидом его изолированности, а также с дефи­цитом общения индивида с другими людьми. Свои представления о комплексной природе одиночества исследователи позаимствовали у Вейса [86], а также они основаны на их собственном контент-анализе биографий 114 одиноких мужчин и женщин. На основе всех данных, а также результатов дополнитель­ных исследований мы выделили три измерения одино­чества:

1. Э моциональные характеристики одиночества вы­являют отсутствие позитивных эмоций, таких, как счастье, привязанность, и наличие негативных эмо­ций, таких, как страх и неуверенность.

2. Тип ущербности определяет природу недостающих отношений. Здесь решающим является сбор ин­формации о значимых для индивида отношениях. Для дан­ного измерения возможна и дальнейшая диффе­ренциация на три подка­тегории:

- чувство ущербности, вызванное отсутст­вием интимной привязанности;

чувство опу­стошенности;

чувство покинутости.

Временная перспектива — третье измерение одино­чества. Его также можно подразделить на три под­компонента:

· степень, до которой одиночество переживается как неизменное;

· степень, до ко­торой одиночество переживается как временное;

· степень, до которой индивид примиряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в других(своем окружении).

Данные были получены по выборке одиноких, состоя­щих в браке, разведенных и вдовых взрослых мужчин и женщин. Анализируя полученные данные, исследователи выявили четыре различные группы одиноких людей. Самую большую группу (тип IV, 59% выборки) составили неодинокие или в незначительной степени одинокие люди. Три другие группы представляют различные типы одиночества. Рес­понденты всех трех групп ощущали дефицит интимных отношений (например, супружеских), но различались по своим отношениям с друзьями и сотрудниками, а также по чувству ущербности.

Приведем характеристику каждой из четырех групп.

Тип IV. Люди, не испытывающие одиночества («неодинокие»).

Респонденты, относящиеся к типу IV, не выражают неудовлетворенности своими отношениями. У них доволь­но многочисленные интимные отношения. Большинство проинтервьюированных мужчин и женщин были отнесены к этой категории «неодиноких». Относительно высокий процент респондентов, составивших тип IV, со­циально активны и являются членами разнообразных организаций. У неодиноких респондентов обнаружены более обширные и более разнообразные отношения, чем у одиноких респондентов первых трех групп. Естествен­но, респонденты, относящиеся к типу IV, имели низкий балл по трем субшкалам, измеряющим чувство социально-психологической ущербности. Возможно, что среди муж­чин и женщин этой группы есть индивиды, переживаю­щие чувства, сродни вейсовскому одиночеству социально-психологической изоляции. Например, молодая замужняя женщина призналась: «Я часто бываю одна, целый день одна дома — но я не придаю этому значения». В связи с этим возникает необходимость тщательного изучение со­циального одиночества.

Тип I: безнадежно одинокие, полностью не удовлетворенные своими отношениями люди.

Тип I представляли 14% респондентов из вы­борки. Как и в каждом другом из типов одиночества, большинство респондентов, составивших тип I, не имели партнера по интимной связи или супруга. Они также редко устанавливают близкие отношения с кем-либо, к примеру с соседями. Отличительная черта респондентов, представлявших этот тип,— сильное чувство неудов­летворенности своими взаимоотношениями со сверстника­ми. Так, у них не было тесных дружеских связей, они чувствовали себя опустошенными и покинутыми и счита­ли свое положение относительно безнадежным. Респон­денты, отнесенные к типу I, в большей мере, чем пред­ставители других групп, склонны обвинять окружающих в своем одиночестве. Они получают высокий балл по шкале «обеспокоенность, печаль». Этот тип одиноких лю­дей испытывает чувство обездоленности — потерю свя­зей. Преобладающее настроение респондентов, отнесенных к типу I,— недостаток в близкой привязанности, чувство социально-психологической ущербности, безнадежность в отношении будущего — передала 56-летняя женщина: «Я не уверена в том, что другие люди хотят мне помочь. С этим нужно справляться самой. Я ложусь на диван и жду телефон­ного звонка. Я не из тех, кто верит всему. Нет никакой любви и ничего такого вообще. Я чувствую себя так, как будто бы обо мне совсем забыли». А вот заявление 52-летней замужней женщины: «Я в отчаянии; моя жизнь бессмысленна: я полностью разочаровалась в своих друзьях. Сущность моего одиночества в том, что я нико­му не нужна».

Тип II: периодически и временно одинокие люди.

Хотя респонденты этой группы и испытывают недоста­ток в близкой привязанности или не состоят в браке, они все же в достаточной мере связаны близкими отно­шениями со своими друзьями и знакомыми. По сравне­нию с респондентами, представляющими тип I и тип III, они чаще вступают в социальные контакты: на работе, в различных организациях, клубах. Представителей дан­ной группы отличает наибольшая социальная «актив­ность» по сравнению с представителями всех других групп одиноких. Этот тип, составляющий 15% всей вы­борки, объединил большую часть никогда не состоявших в браке мужчин и женщин, нежели другие типы. Наибо­лее четкое различение типа II от типа I дает оценка временной перспективы одиночества: респонденты, вклю­ченные в тип II, считают, что их одиночество преходяще, и реже чувств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...