Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы организации внимания собеседника




Тема 1.2. Структура общения

Социальные психологи, изучая общение как процесс, прежде всего выясняют его структуру.

Г.М. Андреева в структуре общения выделяет коммуникативную, интерактивную и социально-перцептивную стороны.

1. Коммуникативная сторона общения – это обмен информацией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.

2. Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом.

3. Социально-перцептивная сторона общения представляет собой восприятие и познание людьми друг друга.

 

Коммуникативная сторона общения

(общение как обмен информацией)

Вербальные средства общения

Передача сообщения может осуществляться многими способами и с помощью различных средств, но наиболее привычным и естественным для нас средством является язык, поэтому понятие коммуникации прежде всего ассоциируется с языком и речью.

«Чтобы быть понятым кем-либо, - писал Г.Лебон, - надо говорить на языке слушателя со всеми свойственными его понятиям оттенками».

Слова и предложения всегда содержат множество потенциальных смыслов и могут быть многозначными. Казалось бы, задача говорящего должна состоять в том, чтобы сделать высказывание как можно более понятным для слушателя. Но в том-то и дело, что люди не всегда прямо и непосредственно выражают то, что хотят сказать, прибегая к кодированию своих сообщений. Для этого всегда есть свои социальные причины. Например, смысл высказывания «Я устал» может содержать подтексты: «Отстаньте от меня», «Я не буду ничего делать», «Неплохо бы получить вознаграждение за то, что я сделал» и т.д. Любой из этих скрытых смыслов может быть вложен говорящим в сообщение в зависимости от ситуации, или от того, кто является слушателем.

Что касается произвольного вкладывания скрытых смыслов со стороны говорящего, то Р.Блакар пишет, что мы выбираем слова и выражения, которые создают тот контекст, в котором мы хотели бы видеть свои высказывания. Для этого в распоряжении говорящего (пишущего) имеются следующие средства:

ü выбор слов и предложений;

ü создание новых слов и выражений (изменение установок у людей (средство НЛП));

ü выбор грамматической формы высказывания (смысл высказываний «Преподаватель А поставил студенту Б двойку» и «Студент Б получил двойку у преподавателя А» неодинаков);

ü выбор последовательности слов, выражений и высказываний («Закон края» Германа Эббингауза – лучше всего запоминается первая («эффект первичности») и последняя информация («эффект новизны»));

ü расстановка ударений, интонации, тона голоса и т.д. (т.е. средства из паралингвистического арсенала).

Говоря о тематике разговоров, необходимо отметить, что существуют гендерные различия в выборе тем. Иначе говоря, существуют «традиционно женские» и «традиционно мужские» темы. Женщины более охотно, чем мужчины ведут «исповедальные» разговоры, особенно с близкими людьми, больше говорят о себе, своих делах и проблемах. Для женщин очень важна проблема взаимоотношений с другими людьми. Мужчины в разговорах стремятся всячески продемонстрировать, подчеркнуть свою маскулинность (мужественность), весь «джентльменский набор» характеристик мужского поведения. Поэтому одной из возможных причин непонимания в разнополых парах можно считать (по Д. Таннен) то, что мужчины и женщины по-разному смотрят на ситуацию коммуникации. Если женщины настроены на сопереживание и ждут его от мужчин (в этом состоит для них смысл понимания), то мужчины ориентированы на практическое решение проблемы и вместо сопереживания предлагают варианты выхода из ситуации. Согласно исследованиям (Атватер, 1988), женщины в разговоре в большей мере, чем мужчины, уделяют внимание паралингвистическим и невербальным средствам коммуникации.

Как говорящему лучше организовать процесс общения, чтобы его быстрее и точнее поняли?

Для того чтобы наиболее полно осуществить передачу информации, необходимо завладеть вниманием слушающего.

Приемы организации внимания собеседника

1. Нейтральная фраза – начинать свое выступление не с темы, а с фразы, которая близка слушающему, которая его заинтересует и вызовет внимание. Это должна быть актуальная фраза.

2. Завлечение – для концентрации внимания важно учитывать звуковое колебание речи, высоту звука, интонацию. Самое важное говорить громко, четко, а перед главным – более расслабленным голосом, т.к. это вызовет напряжение, внимание у слушателя.

3. Установление зрительного контакта.

4. Акцентировка прямая и косвенная – прямая – фраза, требующая особого внимания, акцентируется за счет ее повторения; косвенная – перед важным фрагментом делается пауза. Наиболее эффективно сочетание прямой и косвенной акцентировки.

5. Неожиданность, яркость, использование необычных высказываний, формулировок.

6. Провокация – на некоторое время дать неверную информацию, вызвать несогласие у слушателя.

7. Сопоставление всех «за» и «против» - это заставляет человека думать, рассуждать.

8. Драматизация – иронично утрируется какая-либо информация. Это способствует тому, что слушатель сам начинает доказывать важность и нужность информации.

9. Юмор.

Часто в процессе общения между людьми возникают различные психологические барьеры.

Психологический барьер – это внутреннее препятствие психологического характера, мешающее людям нормально и свободно общаться друг с другом.

Барьер доверия и авторитета. Мы с большим доверием воспринимаем информацию от авторитетного, грамотного человека, который занимает определенное социальное положение, превосходит нас по какому-либо признаку. Если информация отходит от авторитетного лица, то слушающий запоминает выводы и не обращает внимание на аргументы. Если информация исходит от неавторитетного лица, то запоминаются аргументы.

Барьеры непонимания. Когда информация кажется нам бесполезной и мы хотим отстраниться от нее, включаются барьеры непонимания.

Поршнев выделяет 4 барьера:

· Фонетический – человек не понимает речь партнера, если она не похожа на его собственную, т.е. невнятна, слишком быстрая, медленная, тихая и т.д.

· Семантический – тезаурус человека должен совпадать с те-заурусом партнера по общению (например, разговор с иностранцем).

· Стилистический – структура фразы должна соответствовать определенным нормам. Существуют правила построения высказывания: правило рамки (высказывание должно иметь начало и конец. Это достигается путем применения пауз, интонаций, вводных фраз.) и правило цепи (высказывание должно быть построено логично).

· Логический – связан с доказательством своей правоты. В спорах партнеры используют различную аргументацию, которая может быть восходящей и нисходящей. Восходящая аргументация – от слабого аргумента к более значимым, сильным; нисходящая аргументация – наоборот. В зависимости от аудитории следует использовать разные аргументации. Если аудитория незаинтересованная, имеет низкий уровень образования, то лучше нисходящий тип аргументации. В противном случае – восходящий тип.

При убеждении партнера по общению должна ли быть аргументация только односторонней?

Обычно, если приводится только односторонняя аргументация (например, аргументы «за»), то эффект убеждения выше. Но при высоком уровне образованности партнеров необходимо использовать двухстороннюю аргументацию (аргументы «за» и «против»), которая намного устойчивее, т.к. стимулирует собственное мышление собеседника.

 

Таким образом, вербальное общение предполагает не только умение выразительно строить свою речь, но и способность вызвать образное видение излагаемого материала.

Речевые способности человека включают хорошую вербальную память, правильный отбор языковых средств, логичное изложение материала, умение ориентироваться на собеседника, высокий уровень антиципации (или предвосхищения) (способность предвидеть результат событий).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...