Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Невербальные средства общения




Мозг человека ассиметричен: в левой части больших полушарий находятся центры речи, с помощью которых человек понимает речь, говорит сам, читает и пишет; правая часть больших полушарий отвечает за понимание образной информации: понимаем жесты, мимику, движения. Существует разница и во времени переработки информации: левому полушарию требуется больше времени, а правое полушарие обрабатывает информацию почти мгновенно. Именно поэтому мы быстрее понимаем настроение собеседника, его настроенность на общение с нами, чем то, что он нам говорит.

Рассмотрим невербальные средства общения по следующему плану:

§ Личное пространство;

§ Личная территория;

§ Жесты, мимика, пантомимика;

§ Визуальный контакт.

Личное пространство

Каждый человек имеет свое пространство, в которое он допускает, либо не допускает каких-либо людей. Личное пространство делится на 4 зоны:

1) интимная зона – 45-46см впереди себя и немного за спиной – сюда допускаются близкие и родные, друзья, врачи. Нарушение этой зоны без разрешения вызывает у человека страх, тревогу агрессию (особенно если этот человек незнакомый). Поэтому, начиная работать в новом коллективе, необходимо об этом помнить. Если в эту зону попадают близкие люди, то это знак доверия, теплоты отношений;

2) личная зона – до 1,5м – оптимальная зона для разговора, общения друзей с прикосновениями и без них;

3) социальная зона – от 1,5 до 3,5м – на этом расстоянии оптимально общение для системы отношений «руководитель – подчиненный»;

4) публичная зона – более 3,5м – общение на уровне «личность – толпа».

Личная территория

Территория принадлежи тому, кто ее захватит (связь с животным миром). Чтобы вызвать уважение к себе, человек бессознательно захватывает большую территорию.

Способы захвата территории:

1) владение территорией, демонстрируя ее (например, прохаживание по аудитории);

2) раскладывание своих вещей (в комнате, на рабочем столе).

Жесты, мимика, пантомимика

Жесты

Иногда по жестам и мимике можно узнать намного больше информации и человеке, чем через словесное описание. Наиболее выразительной является левая половина тела человека. Например, при волнении во время разговора левая рука может перебирать фантики (разную мелочь) в кармане. Так человек пытается бессознательно обезопасить себя, успокоить.

Жесты доминирования и превосходства – демонстрируя их, человек показывает желание подчинить, подавить собеседника – опора на стол, Т-образные жесты, расположение руки сверху относительно руки собеседника 4 пальца в кармане, а большой палец сверху и др.

Жесты уверенности в себе – все жесты на уровне груди (открытые жесты) – например, руки куполом. Похаживание во время разговора также говорит об уверенности.

Жесты агрессии – вызывают у партнера желание сопротивляться – вертикальные или резкие круговые движения рукой, указывание пальцем (жест «шпага»), кулак, замаскированный замах (поглаживание затылка, поправление волос назад).

Приятные жесты, вызывающие симпатию – открытые ладони, рука к сердцу и др.

Женские (кокетливые) жесты – «стрельба» глазами, обнаженные запястья, ключицы; пожимание плечом и взгляд через него, «ныряние» в туфельку, закрыть – открыть колени, облизывание губ, отбрасывание волос за спину, наклон головы и др.

Мимика

Лицо человека асимметрично. Левая и правая половины лица отражают эмоции по-разному. Правая половина лица контролируется лучше, а на левой труднее скрыть чувства.

Положительные эмоции отражаются более равномерно, чем отрицательные. Безусловно, эти различия касаются нюансов.

Особенно выразительны губы человека.

Плотно сжатые – агрессия, напряжение, задумчивость.

Изогнутые – ирония.

Приоткрытые – удивление.

Демонстрация зубов – агрессия, презрение, ярость.

Говорящий обычно пытается контролировать выражение своего лица. Поэтому нужно быть очень осторожными даже в истолковании улыбки. Как правило, улыбка означает дружелюбное расположение, стремление войти в контакт. Но чрезмерная улыбчивость свидетельствует о заискивании перед собеседником.

В педагогической деятельности улыбка – это атрибут в работе. Чем младше ребенок, тем он больше нуждается в этой простой молчаливой улыбке учителя.

Кроме губ так же выразительными являются брови и глаза.

Визуальный контакт

Взгляд имеет очень большое значение в установлении контакта и взаимопонимания. Он означает не только заинтересованность на человеке, но и на предмете разговора.

Легче поддерживать визуальный контакт при обсуждении приятной темы, чем при обсуждении неприятных или запутанных вопросов. В таких случаях лучше воздерживаться от прямого визуального контакта, т.к. прямой взгляд может вызвать возмущение и враждебность.

Отдельные аспекты отношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга.

v Мы склонны дольше смотреть на тех, кем восхищаемся или на близкого человека.

v Женщины склонны на более долгий визуальный контакт, чем мужчины.

v Обычно визуальный контакт помогает почувствовать говорящему, что его внимательно слушают.

v Визуальный контакт регулирует разговор: долгий взгляд – разговор закончен, попеременно – разговор еще не закончен.

Широко открытые глаза – стремление получить больше информации, при понимании, а также при испуге, неожиданности.

Прищуренный взгляд – внимание, наблюдение, готовность осуществить какое-либо действие. Сбоку – хитрость.

Закрытые глаза – сосредоточенность, наслаждение.

Резкое неравномерное моргание – нервозность, неожиданность, фрустрация.

Взгляд в бесконечность сквозь глаза партнера – подчеркнутое неуважение.

Взгляд «сверху вниз» - превосходство, презрение.

Взгляд вверх – скука.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...