Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-перцептивная сторона общения




(общение как восприятие личности)

В общей психологии существует понятие «перцепция», в целом означающее восприятие. В социальной психологии восприятие рассматривается как формирование целостного образа партнера по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, а также понимание этого партнера. Образ о человеке меняется в зависимости от взаимоотношений с ним.

Социальная перцепция – это процесс восприятия себя как личности, окружающих людей, социальных событий и человеческих отношений.

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:

1) «Я – Он» - восприятие одним индивидом другого как отдельной личности;

2) «Я – Они» - восприятие индивидом группы как единого целого;

3) «Мы – Они» - восприятие одной группой другой группы;

4) «Мы – Он» - восприятие группой индивида.

При формировании образа партнера человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации. Кроме недостатка информации процесс восприятия могут исказить и ошибочные заключения. (Первое впечатление о человеке строится на протяжении 10-15 секунд общения!) Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике; и когда представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями. В дальнейшем эти верные или ложные заключения ложатся в основу будущих взаимоотношений и могут накладывать отпечаток на взаимодействия людей.

Процесс восприятия представляет собой не механическое воспроизведение образа человека, а систему с обратной связью. Представление о том, как воспринимают его другие люди, в какой-то степени определяет поведение человека.

Сложность оценки людей и формирование адекватного образа заключаются в сознательном искажении сведений о себе и контроля информации, которую человек позволяет получить окружающим. Люди ведут себя как актеры, чтобы произвести то впечатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствует формированию искаженного образа и партнера по общению, и самого себя.

Условием формирования адекватного представления личности о себе служат восприятие и анализ своего поведения (рефлексия) с точки зрения других людей путем получения и изучения информации обратной связи.

Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Правила обратной связи таковы:

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

 

В построении образа партнера по общению присутствуют 3 основные механизма.

1 механизм – механизм социальной стереотипизации

Социальный стереотип – это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Стереотипы мы получает от той социальной группы, к которой принадлежим (от родителей, учителей, СМИ). Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

На восприятие людей влияют предубеждения – это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки – неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки формируются: 1) под влиянием других людей (родители, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе личного опыта в повторяющихся ситуациях.

Виды стереотипов:

· Социальный – взгляд на человека в связи с его социальным положением и особенностями профессии;

· Национальный – связан с национальными особенностями (например, русский – рубаха-парень, открытая душа; татары – хитрые, умные, хозяйственные и т.д.);

· Конституциональный – характеристика по внешности, строению тела (например, толстый – добрый, великодушный). Этот стереотип самый обманчивый.

Эффекты стереотипизации:

Эффект превосходства. Если партнер по общению превосходит меня по какому-либо качеству, значит, он превосходит меня по каким-либо другим качествам. Именно поэтому важно хорошо и соответствующе выглядеть при первой встрече с человеком. Внешний вид несет определенную смысловую нагрузку.

Эффект отношения. Если партнер улавливает хорошее к нему отношение, то он наделяет собеседника лучшими чертами характера, даже если ничего о них не знает.

Эффект ореола. При создании благоприятного впечатления о человеке всякая информация, противоречащая этому впечатлению, отбрасывается или интерпретируется в пользу партнера. Это положительный ореол. Ореол может быть и отрицательным – при неблагоприятном впечатлении о человеке не воспринимается положительная информация.

Эффект привлекательности. Если человек нам нравится, мы начинаем приписывать положительный характеристики, о которых на самом деле мы ничего не знаем.

Эффект первичности. Первое впечатление о человеке очень устойчивое. Американский психолог Э. Берн советует особое внимание при встрече с новым человеком обращать на первые 10 секунд общения, потому что человек еще не знает, какую «роль» с нами играть, и является тем, кто он есть на самом деле.

Эффект новизны. При общении со старыми знакомыми мы больше доверяем последним сведениям, более новым.

Стереотипизированный образ партнера по общению нередко далек от адекватности и полноты. Этот образ лишь вероятный, гипотетический, возможны ошибки при восприятии.

2 механизм – механизм обратной связи на основе эмпатии

В случае, если наше общение с человеком продолжается, от образ о нем уточняется, меняется. Образ меняется на основе механизма обратной связи. Я интересуюсь этим человеком, больше узнаю о нем, пытаюсь по отношению к нему уже вести себя иначе. Этот человек становится для меня значимым.

Данный механизм тесно связан с эмпатией. Эмпатия – это понимание, вчувствование или сопереживание другому человеку. Эмпатические способности связаны с мотивацией. Если я искренне интересуюсь человеком, если мне это нужно и интересно, то я разбираюсь в чувствах другого человека. Если нет, то образ об этом человеке остается стереотипизированным.

3 механизм – механизм каузальной атрибуции

Стремясь понять другого человека, верно оценить его в целом и какие-то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную систему, которая бы помогла нам это сделать. Особенно нас интересует то, что заставляет окружающих действовать тем или иным образом, т.е. мотивы, внутренние пружины поведения. Зная их, можно предсказать дальнейшее поведение партнера. Однако мы иногда, не зная истинных причин поведения других, начинаем приписывать им самые разнообразные причины. Нередко эти приписанные причины негативны, глубоко обидны и могут полностью разрушить сложившиеся отношения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

Каузальная атрибуция играет регулятивную роль во взаимоотношениях с партнером.

Особый круг проблем межличностной перцепции возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция  – это привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...