Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции межличностных и межгрупповых конфликтов




Под функциями конфликтов понимается роль, которую они играют во взаимоотношениях людей и в благополучии вовлеченных в них личностей или социальных групп.

Положительное значение конфликтов заключается в следующем.

1. Они обнаруживают существующие между людьми или социальными группами противоречия и позволяют им эти противоречия осознать.

2. Конфликтные ситуации наилучшим образом раскрывают психологию людей, как их положительные, так и отрицательные стороны;

3. Возникновение конфликтов в настоящем препятствует их возникновению в будущем или снижает остроту будущих конфликтов.

4. Конфликт активизирует психологию людей, заставляет их мыслить, искать выход из сложившейся ситуации.

Отрицательные последствия конфликтов могут быть следующими:

1. Конфликты, безусловно, ухудшают (хотя бы временно) взаимоотношения людей;

2. Конфликты отрицательно сказываются на самочувствии людей, вовлеченных в них;

3. Конфликты мешают людям нормально взаимодействовать друг с другом, а такое взаимодействие им необходимо в современных условиях жизни;

4. Конфликты могут не только способствовать, но и препятствовать личностному развитию людей.

 

Стратегии поведения, способы предупреждения

И разрешения конфликтов

Под стратегией поведения участников в конфликтной ситуации понимаются способы достижения ими поставленных целей (это могут быть, соответственно, предупреждение, сохранение, обострение или разрешение конфликта). Выбирая для себя одну из этих целей, участники конфликта соответствующим образом планируют свое поведение.

Американский психолог К. Томас дает описание пяти типичных стратегий поведения людей в конфликтных ситуациях: избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество. К этим стратегиям Р.С. Немов добавляет еще и некоторые другие, и в более полном виде типичные стратегии поведения людей в конфликтной ситуации будут выглядеть так:

1) Избегание – обе стороны всеми способами стараются не допустить или избежать конфликта, не предпринимают никаких действий, которые могли бы его спровоцировать или усилить.

2) Игнорирование – стороны не предпринимают никаких действий по предупреждению и разрешению конфликта, конфликту не придают значения, игнорируют.

3) Адаптация (приспособление) – конфликтующие стороны (одна или обе), взвесив все «за» и «против» вмешательства в конфликт, решают для себя, что лучше им примириться с возникающим или уже возникшим конфликтом, чем пытаться его предупредить или разрешить. К этой стратегии прибегают тогда, когда конфликт не приносит сторонам существенного вреда.

4) Сглаживание – стороны конфликта предпринимают определенные действия по предупреждению или устранению конфликта, но не доводят их до конца, довольствуясь по тем или иным соображениям уменьшением остроты конфликта и его сохранением в стабильном состоянии, без дальнейшего обострения.

5) Уступка – одна из сторон отказывается от своих претензий и полностью уступает другой. В результате в выигрыше оказывается только одна из сторон.

6) Обострение – это стратегия поведения, направленная на то, чтобы породить конфликт и сделать его максимально острым, довести его до предела, сохранить, сделать трудноразрешимым или вообще неразрешимым.

7) Соперничество – участники не ставят перед собой цель обострить конфликт, но и не очень заинтересованы в его разрешении. Их основная забота состоит в том, чтобы отстоять свою позицию, не отступая от нее ни на шаг. При такой стратегии поведения сторон конфликт обычно превращается в неразрешимый.

8) Компромисс (сотрудничество) – стороны ориентированы на то, чтобы прийти к соглашению, учесть пожелания противоположной стороны, пойти на компромисс, но в то же время сохранить и максимально удовлетворить собственные интересы.

Кроме описанных выше частных стратегий поведения сторон в конфликтной ситуации, можно выделить и две общие стратегии поведения в зависимости от того, соблюдают или не соблюдают участники конфликта определенные нормы морали и этики. Так, например, говорят о «конструктивистах» и «манипуляторах».

Люди-конструктивисты стараются соблюдать нормы морали и этики в своем поведении и ведут дело к тому, чтобы разрешить конфликт в интересах всех вовлеченных в него сторон. Они искренни, честны, доброжелательны.

Люди-манипуляторы беспринципно нарушают нормы этики, ведут себя цинично, полностью игнорируют интересы противоположной стороны, заботясь только о том, чтобы получить максимальный выигрыш для себя.

Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, творчески подойти к разрешению проблемы, то в конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил:

· помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки. Поэтому из делового общения необходимо устранить суждения и оценки, ущемляющие достоинство собеседников, покровительствующие суждения и оценки, иронические замечания;

· стремитесь к уважительной манере разговора. Такие фразы, как «Прошу извинить», «Буду очень признателен», «Если это Вас не затруднит», препятствуют формированию у оппонента внутреннего сопротивления, снимают отрицательные эмоции;

· стремитесь вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях. Старайтесь выслушать собеседника, т.к. умение слушать является одним из критериев коммуникабельности;

· придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?»

· если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Однако разрядиться на окружающих – это не выход, а выходка. Но если уж так получилось – замолчите сами, а не требуйте этого от партнера;

· ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше;

· предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Что бы вы сделали на моем месте?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации;

· не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию;

· независимо от результатов конфликта старайтесь не разрушить отношения.

Глоссарий

 

Коммуникативная сторона общения – это обмен информацией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.

Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом.

Социально-перцептивная сторона общения представляет собой восприятие и познание людьми друг друга.

Психологический барьер – это внутреннее препятствие психологического характера, мешающее людям нормально и свободно общаться друг с другом.

Социальная перцепция – это процесс восприятия себя как личности, окружающих людей и человеческих отношений.

Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Социальный стереотип – это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Эмпатия – это понимание, вчувствование или сопереживание другому человеку.

Каузальная атрибуция – это приписывание причин поведения другому человеку.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Конфликт – это острое, осознаваемое, трудноразрешимое или неразрешимое противоречие между интересами, оценками, действиями, поступками и т.п.

Избегание – обе стороны всеми способами стараются не допустить или избежать конфликта, не предпринимают никаких действий, которые могли бы его спровоцировать или усилить.

Игнорирование – стороны не предпринимают никаких действий по предупреждению и разрешению конфликта, конфликту не придают значения, игнорируют.

Адаптация (приспособление) – конфликтующие стороны (одна или обе), взвесив все «за» и «против» вмешательства в конфликт, решают для себя, что лучше им примириться с возникающим или уже возникшим конфликтом, чем пытаться его предупредить или разрешить. К этой стратегии прибегают тогда, когда конфликт не приносит сторонам существенного вреда.

Сглаживание – стороны конфликта предпринимают определенные действия по предупреждению или устранению конфликта, но не доводят их до конца, довольствуясь по тем или иным соображениям уменьшением остроты конфликта и его сохранением в стабильном состоянии, без дальнейшего обострения.

Уступка – одна из сторон отказывается от своих претензий и полностью уступает другой. В результате в выигрыше оказывается только одна из сторон.

Обострение – это стратегия поведения, направленная на то, чтобы породить конфликт и сделать его максимально острым, довести его до предела, сохранить, сделать трудноразрешимым или вообще неразрешимым.

Соперничество – участники не ставят перед собой цель обострить конфликт, но и не очень заинтересованы в его разрешении. Их основная забота состоит в том, чтобы отстоять свою позицию, не отступая от нее ни на шаг. При такой стратегии поведения сторон конфликт обычно превращается в неразрешимый.

Компромисс (сотрудничество) – стороны ориентированы на то, чтобы прийти к соглашению, учесть пожелания противоположной стороны, пойти на компромисс, но в то же время сохранить и максимально удовлетворить собственные интересы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...