Интерактивная сторона общения
(общение как взаимодействие) Вступая в общение друг с другом, действие одного человека вызывает встречное действие другого. Сотрудничество ведет к положительным отношениям между людьми. Конкурирующая ситуация способствует возникновению негативных межличностных отношений. Такое положение подходит ко всем сферам общения в любом месте, при любых обстоятельствах. Виды взаимодействия. Партнеры могут стремиться к одной цели, объединяя усилия, это может привести к возникновению кооперации (объединяющий характер взаимоотношений). Если даже при совпадении целей или их несовпадении, действия партнеров направлены друг против друга, то это ведет к конфронтации (разобщение, сопротивление). Одним из наиболее встречающихся видов конфронтации является конфликт. В узком смысле конфликт – это острое, осознаваемое, трудноразрешимое или неразрешимое противоречие между интересами, оценками, действиями, поступками и т.п. В широкой трактовке конфликт – это любое несоответствие или расхождение между чем-либо или кем-либо. Изучением конфликтов занимаются представители многих областей знаний, причем конфликтологическая проблематика является настолько важной, что с недавнего времени она оформилась в специальную область научных знаний, которая называется конфликтологией. Предметом основного внимания в социальной психологии является межличностный конфликт – это конфликт, существующий между двумя или более личностями. Разновидностью межличностных и одновременно групповых конфликтов являются ролевые конфликты, т.е. конфликты между людьми, основанные на том, что они берут на себя и исполняют социальные роли, противоречащие или несовместимые с теми социальными ролями, которые на себя берут другие, вступающие с ними в общение люди. Известным примером такого рода конфликтов являются те, которые выделены и описаны Э. Берном. Он считал, что наше «Я» может выражаться в трех состояниях: «Родитель», «Взрослый», «Дитя».
«Я-родитель» характеризуется нравоучениями, наставлениями. Он всегда знает как себя вести и что делать. В речи встречаются слова: «должен», «обязан», «я сказал», «никогда» и проч. «Я-родитель» проявляется с 2-х сторон: авторитарная, подавляющая и помогающая, ласковая. В «Я-ребенок» собраны все чувства и переживания. Это эмоциональный и импульсивный компонент личности. В речи встречаются слова: «мне нравится – не нравится», «буду – не буду», «помоги мне», «почему опять я», «вы всегда так», «я тоже устал» и т.д. «Я-взрослый» - это зрелая, размышляющая часть личности человека. Действия «Взрослого» обдуманы, и логически обоснованы. Высказывания «Взрослого»: «где», «почему», «что вы имеете в виду», «давайте разберемся», «давайте попробуем» и т.д. Общаясь с людьми, мы выбираем одно из этих состояний. Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения.Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель). Рассмотрим некоторые ситуации общения, в которых собеседники взаимодействуют с разных позиций. Например, один работник — другому: «Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют». Второй: «Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку». Поскольку первый собеседник осуждает, то он занял позицию «Родитель». К собеседнику он осуществляет пристройку рядом (разговор на равных, т. е. имеет место трансакция Р —> Р). Она называется условно «Демагог» (рис. 1).
Рис. 1. Трансакция «Демагог»
Пример трансакции типа «Коллега». Руководитель спрашивает своего Заместителя: «Как вы думаете, что нужно предпринять, чтобы прекратить опоздания на работу?». Заместитель: «У меня есть кое-какие соображения на этот счет» (рис. 2). Рис. 2. Трансакция «Коллега»
Трансакция «Шалун». Одна из сотрудниц обращается к другой: «Может, сбегаем посмотрим «Санту-Барбару», пока начальства нет?» — «Давай» (рис. 3). Рис. 3. Трансакция «Шалун»
Трансакция «Профессор и Парламентер». Начальник — подчиненному: «Опаздывая, Вы подрываете свой авторитет». Подчиненный: «Я понимаю и сделаю необходимые выводы». Начальник осуждает подчиненного, т. е. занимает позицию «Родитель». При этом он осуществляет пристройку сверху, обращаясь к рассудку подчиненного. Т. е. имеет место трансакция Р — > В. Она называется «Профессор». Как человек рассудительный, подчиненный признает свой промах (позиция «Взрослый») и не оспаривает право руководителя делать ему замечания (пристройка снизу позиции «Руководитель»). Эта трансакция Р <— В называется «Парламентер» (рис. 4). Рис. 4. Трансакция «Профессор» и «Парламентер»
Трансакция «Босс» и «Недотепа». Руководитель — подчиненному: «Как только вам не стыдно опаздывать?!» Занимая позицию осуждения («Руководитель») и обращаясь к чувству стыда («Дитя»), он производит пристройку сверху Р —> Д. Такая трансакция называется «Босс». Если собеседник отвечает: «Извините, больше не буду», то он тем самым принимает заданное распределение позиций, т. е. осуществляет трансакцию Р <— Д. Она называется «Недотепа» (рис. 5). Рис. 5. Трансакция «Босс» и «Недотепа»
Трансакция «Воспитатель» и «Почемучка».Предприниматель — налоговому инспектору (с возмущением): «На каком основании Вы наложили штраф?!» Инспектор: «Давайте разберемся». Достает документы и разъясняет причину наложения санкции. Инициатор разговора проявляет чувство обиды, т. е. действует как «Дитя». Он обращается за информацией к собеседнику, задавая ему позицию «Взрослый», т. е. осуществляет пристройку снизу Д —> В. Она называется «Почемучка». Собеседник принимает это распределение позиций и осуществляет пристройку Д <— В, называемую «Воспитатель» (рис. 6).
Рис. 6. Трансакция «Почемучка» и «Воспитатель»
Если распределение позиций, задаваемое инициатором, не устраивает партнера, то это может привести к конфликту, т. е. является конфликтогеном. Обычно трансакции без взаимодополнения (т. е. рассогласования позиций) содержат «укол», подчас болезненный, хотя бы для одного из партнеров. На трансактной схеме это выражается в том, что стрелки будут начинаться (или заканчиваться) на разных позициях. Могут они и пересечься. Пересечение стрелок означает ссору или состояние, предопределяющее ссору, т. е. сильный конфликгоген. Рассмотрим примеры конфликтных трансакций. «Парламентер» против«Босса». В трансакции «Демагог» (см. выше) второй работник может не согласиться с первым: «Смотря кто, про своего шефа, например, я так сказать не могу». Возражая против огульного обвинения, второй занял рассудительную позицию, т. е. позицию «Взрослый» с трансакцией типа «Парламентер». Соответствующая схема изображена на рис. 7. Возникшее рассогласование позиций может привести кспору, а потом, возможно, даже и кссоре между собеседниками.
Рис. 7. Трансакция «Парламентер» против «Босса»
«Коллега» против «Шалуна».Вернемся к рассмотренному ранее примеру с трансакцией «Шалун». Предположим, что сотрудница не принимает предложение сбежать с работы, реагируя, например, следующим образом: «Посмотри, пожалуйста, какие у нас показатели за прошлый месяц». Ясно, что это трансакцияВß В, т. е. «Коллега». Пропустить мимо ушей, сделать вид, что не услышал.
Рис. 8. Трансакция «Коллега» против «Шалуна» «Босс» против «Шалуна». Предположим, что в предыдущей ситуации сотрудница выразила свое несогласие более решительным образом: «Как не стыдно такое предлагать?! А работать кто будет?» Это явно позиция «Родитель» и трансакция Д ß Р («Босс»), что изображено на рис. 9. Конфликтность данного ответа очевидна.
Рис. 9. Трансакция «Босс» против «Шалуна»
«Босс» против «Коллеги». Начальник сводного отдела: «Я хочу посоветоваться, что предпринять, чтобы службы не срывали сроки сдачи отчетов». Руководитель: «Здесь и обсуждать нечего! Депремировать на 100%, сразу о дисциплине вспомнят!» На трансакцию «Коллега» собеседник отвечает пристройкой сверху, занимая позицию «Родитель» (осуждение), отдавая первому собеседнику позицию «Дитя» (беспомощность), т. е. отвечает трансакцией «Босс» (рис. 10). Рис. 10. Трансакция «Босс» против «Коллеги»
«Босс» против «Босса». На переговорах одна сторона — другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате чего мы понесли ощутимые потери». — «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату». Это позиция «Родитель», обращенная в обоих случаях к «Дитя»: никаких аргументов, только ставка на подчинение. Т. е. трансакция «Босс». Но и ответы также идут с позиции «Родитель» (требует не вмешиваться в его действия) и также адресуются позиции «Дитя» (рис. 11). Рис. 17. Трансакция «Босс» против «Босса»
Перепалки такого рода содержат сильные конфликтогены, ибо могут привести к конфликту, к срыву переговоров.
Структура конфликта
Рассмотрим слагаемые конфликта. 1. Конфликтная ситуация. Конфликты между людьми возникают в конкретной социальной ситуации. В конфликте всегда присутствуют оппоненты (участники конфликта) и объект конфликта. Американский ученый Понди считает, что объекты конфликта бывают 3 групп: 1) ресурс – сырье, деньги, люди, конфеты и т.д. 2) степень контроля одного человека над другим – так называемый «бюрократический конфликт». Каждому человеку хочется быть свободным и независимым в своем поведении. Но эту свободу контролируют другие, вышестоящие. И тогда необходимо установить рамки контроля. Рамки контроля и степень свободы между собой взаимосвязаны. Чем шире рамки, тем меньше свободы. 3) взгляды, ценности и установки (конфликт аттитюдов) – если у партнера по общению другие ценности и установки, то мы пытаемся переубедить его. Возникает конфликт. Понди считает, что это самый мощный, самый переживаемый конфликт. Необходимо помнить, что каждый имеет право на свою точку зрения. 2. Инцидент – это повод, то, из-за чего конфликтная ситуация превращается в конфликт. Конфликтная ситуация может длиться неопределенное время до возникновения инцидента.
Классификация конфликтов 1. По степени остроты противоречий: 1) недовольство; 2) разногласие; 3) противодействие; 4) раздор; 5) вражда.
2. По степени вовлеченности людей: 1) внутриличностный (*); 2) межличностный; 3) межгрупповой; 4) межпартийный; 5) межнациональный; 6) межгосударственный. 3. По результату конфликтной ситуации: 1) конструктивный; 2) деструктивный. 4. По уровню взаимоотношений: 1) деловой; 2) личностный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|