Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системообразующие цены, формы и методы регулирования цен предприятий




Глава 13. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Управление ценами — процесс, предполагающий принятие осо­бой разновидности денежно-финансовых решений. Отличительная осо­бенность этого процесса и финансовых решений по нему на предпри­ятии состоит в повышенной ограниченности диапазона управления, задаваемой фактически складывающимися весьма жесткими услови­ями рынка. Комплекс оперативно-тактических и стратегических дей­ствий финансовой службы предприятия, фирмы, компании по целе­направленному использованию цены как категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости, спроса и пред­ложения, представляет собой процесс управления ценами. Функцио­нирование цены как экономической и стоимостной категории в усло­виях товарно-денежных отношений происходит во взаимосвязи с другими экономическими и финансовыми категориями, такими как, например, товар, деньги, заработная плата, налоги в составе цены, себе­стоимость, прибыль, кредит, банковский процент и др. При этом про­изводятся формирование, контроль, изменение и взаимоувязка ценовых параметров с финансовыми показателями деятельности предприятия,

Управление ценами осуществляется финансовыми службами в действующей системе цен и тарифов. Эта система в значительной мере определяет полные издержки на производство и реализацию товара и важнейшие финансовые показатели деловой активности — выручку от реализации продукции (объем продаж), валовой доход предприятия, маржинальный доход (валовую маржу), прибыль, рентабельность, Числовые значения используемых в финансовом менеджменте показа­телей основного и оборотного капитала, стоимости предприятия, опе­рационного (производственного) рычага, финансового рычага, окупа­емости инвестиций, приведенной стоимости проекта и многих других также подвержены влиянию цен.


Цены и тарифы далеко не всегда формируются и пересматрива­ются самим предприятием. Например, не устанавливаются предпри­ятиями-потребителями цены на топливо, тарифы на электро- и тепло­снабжение, железнодорожную и прочую перевозку грузов, ставки арендной платы, цены на потребляемые сырье, основные и вспомога­тельные материалы, сметные нормы и расценки на капитальный ремонт и капитальное строительство, выполняемые подрядными строительны­ми организациями и т.п. Следовательно, управление ценами на пред­приятии осуществляется в системе действующих цен и тарифов, вклю­чающих как непосредственно регулируемые предприятием цены, так и нерегулируемые. В зависимости от конкретных условий ведения биз­неса часть цен может выступать в качестве ограниченно регулируемых цен (например, путем подбора поставщиков с пониженными ценами на продукцию).

Финансовый менеджер не может абстрагироваться от действу­ющей ценовой системы государства. Управляя ценами предприятия, фирмы, компании, он прогнозирует и учитывает взаимосвязи, направле­ния и масштабы изменений в системе цен государства, затрагива­ющие интересы конкретного бизнеса. При выработке ценовой политики важно также учесть макроэкономический аспект движения экономики. От системы цен в государстве к системе и конъюнктуре цен рынка в сво­ем сегменте и далее — к внутренним корректировкам системы цен, за­висимым непосредственно либо частично от деятельности предприятия. Такова логика системного управления ценой как важнейшего инст­румента и объекта управления финансами предприятия. Цена — денеж­ное выражение стоимости товара. Система цен государства представ­ляет собой совокупность разновидностей цен, функционирующих в народном хозяйстве, через которую в практике хозяйствования вы­ражается меновая форма стоимости товаров, т.е. способность их обмени­ваться через деньги. Цена — денежная оболочка отношений мены, стои­мость — их содержание. Практические проявления действия системы цен и эффекта от их оперативного управления выражаются через акты купли-продажи товаров, оплаты выполненных работ и оказанных услуг. Важнейшая общая целевая задача управления ценами на уровне госу­дарства и предприятия — максимизация финансового результата. Це­новыми методами это достигается на основе формирования и поддер­жания цен рыночного уровня и рациональных соотношений цен на потребляемую и производимую продукцию (работы, услуги).

Фундаментальные принципы построения системы цен в экономи­ке неизменны. Названия цен в конкретных условиях развития эконо­мической структуры общества могут меняться. Принципы построения


системы цен находят выражение в таких понятиях, как оптовые цены предприятия и оптово-сбытового звена, а также розничные цены. Эти три основных вида цен представляют собой системообразующие или базовые цены. Они существуют в любой экономике, характеризуют общую для всех экономических систем механику товаропродвижения: от стадии производства к оптово-сбытовому звену и до розничной тор­говли — магазина, доводящего товары до потребителя. Базовые цены экономики строятся по основополагающему принципу формирования прибыли после возмещения ими производимых денежных затрат на производство и реализацию продукции, издержек обращения, эксплуа­тационных расходов. Эти цены имеют разновидности. Например, для оптовых цен предприятия это могут быть: тарифы на электроэнергию, железнодорожную, автомобильную, морскую, речную и воздушную перевозку, бытовое обслуживание населения; закупочные цены на про­дукцию сельскохозяйственного производства; сметная стоимость стро­ительства, определенная исходя из сметных норм и расценок с учетом необходимых денежных накоплений для подрядной строительно-мон­тажной организации.

С 1992 г. оптовые и розничные цены стали свободными и получили название отпускных цен предприятия, региональных и городских оп-тово-сбытовых баз. Название розничной цены покупки населением товаров осталось без изменения. Между действующими отпускными (розничными) ценами и прежними прейскурантными оптовыми (роз­ничными) ценами существует много общего: место их формирования; состав цен (себестоимость — прибыль — налоги в составе цены); сущ­ность денежного выражения сделки купли-продажи в порядке опта. Различия касаются структуры цен под влиянием изменений их на­логовой компоненты за счет акцизов, НДС, других возмещаемых на­логов в составе цен производителя. Следовательно, в современных усло­виях управлять ценой на предприятии — это управлять и налогами, формирующими отпускные и розничные цены. Управлять ценой так­же означает выбирать схему товаропродвижения или знать и учиты­вать особенности такого продвижения в данном сегменте бизнеса. То­варопроизводители в условиях рыночной экономики пытаются избежать промежуточных оптово-сбытовых звеньев реализации вы­пущенных товаров. В этих случаях они перестают делиться со специ­ализированным снабженческо-сбытовым звеном, делающим наценки на купленный товар для последующего возмещения своих издержек обращения и получения прибыли. Если предприятие обращается к услу­гам товарно-сырьевой биржи, где заключаются сделки, то неминуемо имеет дело с аккредитованными там брокерскими конторами, взима-


ющими комиссионные. При прямых поставках посредникам удается избежать платежей. Биржевая цена, таким образом, выступает разно­видностью оптовой цены снабженческо-сбытовой организации, кото­рая компенсирует те же издержки обращения плюс приносит прибыль бирже и брокеру. Мировая практика выработала другую необходимую форму товаропродвижения — реализация продукции через дилерские организации, которые могут быть постоянными и временными (на срок контракта). Продажа продукции дилерам осуществляется производи­телем по льготным отпускным (контрактным) ценам с оплатой по факту отгрузки на склад дилера или непосредственно в его розничную торго­вую сеть. По операциям с ценными бумагами используются котировки (цены купли-продажи) фондового рынка, который подразделяется на биржевой и внебиржевой. Цена, по которой покупаются ценные бумаги эмитента, предстает как цена первичного размещения (на первичном рынке) и вторичного (последующего) размещения (вторичный рынок). Специфической разновидностью оптовых цен выступает зачетная цена. Ее применение не сопряжено с использованием денежного оборота. Разновидностями зачетных цен выступают номинальная, учетная и ры­ночная (под доходность) цена векселя, определенная зачетная цена по товарам, работам и услугам.

Финансовый менеджер управляет ценой в условиях определен­ного вмешательства в аналогичные процессы и на различных участках экономики государства. Государственная политика регулирования цен имеет непреходящий объект в системе цен в экономике — регулиру­емые государством цены предприятий. Практически она реализуется в следующих прямых и косвенных формах:

■ государственное лимитирование уровня цен, которое выражается прежде всего в административном ограничении роста, или минимального уровня цен на отдельные виды продукции, например, минимальных розничных цен на водочные изделия;

■ государственное финансовое регулирование уровня цен, которое связано с возможным дотированием из соответствующих бюджетов — федерального, субъектов Федерации и местных бюджетов — отдельных видов продукции сельского хозяйства и промышленности, например, мяса, молока, яиц, хлеба, сахара, фармацевтической продукции для отдельных категорий граждан;

■ государственное монопольное установление цен, например, при продаже золотодобытчиками своей продукции государству по государственным сдаточным ценам для дальнейшего использования на нужды ювелирного производства и пополнения золотых запасов страны, при установлении цен на другие драгоценные металлы и камни, а также


металлы, элементы и вещества, составляющие монополию государства на их производство, добычу и использование;

■ государственное косвенное регулирование цен в результате государственной таможенной политики установления порядка исчис­ления, валюты оплаты и размеров экспортно-импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям вывозимой и ввозимой продукции.

Косвенное регулирование не означает отсутствие воздействия на уровень цены. Однако такое воздействие не связано непосредственно с установлением или фиксацией новой цены. Косвенное регулирова­ние цен может проявляться в выделении целевого государственного финансирования в отдельные народно-хозяйственным комплексам, имеющим определяющее значение для всей ценовой системы страны: электроэнергетики, газовой, нефтяной, нефтеперерабатывающей про­мышленности, железнодорожного транспорта и др. Косвенной формой государственной финансовой политики регулирования цен выступает кредитное регулирование цен путем предоставления льготных креди­тов, например, сельскохозяйственным предприятиям и организациям на закупку техники, семян, создание запасов топлива под посевную. Отечественная практика знает неоднократные списания государством долгосрочной и текущей задолженности колхозов и совхозов по бан­ковским кредитам.

Финансовая политика государства в области регулирования цен предприятий связана с применением двух основных методов финансо­вого регулирования: изъятия и предоставления финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Практически эти два метода реализуются в ценовой системе государства через разнообразные налоговые и нена­логовые формы. Первый метод воздействует на уровень цен через увели­чение или уменьшение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара. Например, увеличение или уменьшение акциза на продажу автомобилей, устанавливаемого в процентах к отпускным ценам производителя, воздействует на уровень фактически оплачива­емой покупателем цены за данный товар. Финансовое регулирование может осуществляться также с использованием таких наиболее распро­страненных налоговых форм, как налог на добавленную стоимость, на­лог с продаж, налог на прибыль, государственные пошлины. Таким об­разом, важнейшей отличительной чертой первого метода финансового регулирования цен в хозяйстве выступает налоговый характер их ре­гулирования, а также использование государством для этого налого­вых форм изъятия дохода.

Особенностью второго метода государственного финансового ре­гулирования цен является предоставление финансовых ресурсов хо-


зяйствующим субъектам. Типичная форма такого предоставления — бюджетное финансирование, имеющее целевой характер. Инструмент в руках государства для практической реализации этой формы — бюд­жетная система страны. Примеры практического применения: дотиро­вание ряда видов медикаментов, а также мяса, молока и других про­дуктов питания в регионах. Особенностью рассматриваемой формы финансового регулирования цен является и то, что она функциониру­ет при данных системе цен и налогов, пропорциях, соотношениях цен и налогового изъятия доходов. Таким образом, важнейшей отличитель­ной чертой второго метода финансового регулирования цен в хозяй­стве выступает бюджетный характер их регулирования при сложивших­ся соотношениях цен и налоговых пропорциях.

Эффективное управление ценами предприятий в ряде отраслей хозяйства достигается в результате применения дотирования цен про­изводителей и потребителей. Бюджетное регулирование цен предпри­ятий представляет собой неналоговую форму государственного и ре­гионального финансового регулирования внутрихозяйственного соотношения цен путем предоставления бюджетных ресурсов в распо­ряжение хозяйствующего субъекта для целевого формирования финан­совых ресурсов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...