Управление средней ценой и политика поддержания цен продаж
В ходе производства и реализации разноименной или разнотипной продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг на базе конкретно применяемых цен и тарифов складываются средние цены и тарифы по всей производимой номенклатуре продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Эти процессы носят объективный, т.е. не зависящий от бизнеса характер. Складывающиеся в плане и по факту средние цены и тарифы могут выступать в ходе ведения бизнеса важным или специальным объектом управления, планирования, регулирования и финансового контроля со стороны финансовых служб. Ассортиментный, или, как его еще называют, структурный, сдвиг — эффективный метод реализации тактических и стратегических целей, а также задач предприятия по поддержанию объема продаж товаров и рентабельности своей деятельности. Принятие финансового решения о необходимости и целесообразности структурного сдвига в производстве и реализации может осуществляться для достижения высоких финансовых результатов деятельности, удержания общей позиции по объему продаж продукции, ограничения выпуска неходовых изделий в изменившихся условиях товаропродвижения. Указанные стороны использования цены для решения разного рода целевых задач сопряжены с изменением структуры и ассортимента изделий, принятых в расчетах, и обязательно связаны с изменением такого важного показателя ценового управления финансами предприятия, каковым выступает средняя цена номенклатуры производства продукции. Выпуск продукции осуществляется в структуре и ассортименте, а также ценах, принятых в планово-прогнозных расчетах предприятия на предстоящий период. Запланированный объем реализации (продаж) даже при полном соблюдении установленной структуры производства и ассортимента изделий будет всегда отличаться от фактического объема реализации за счет ценового фактора. Таким образом, средняя цена продаж будет отклоняться в различные стороны от предусмотренной
в плане. Однако средняя цена на продукцию еще в большей степени подвержена структурному и ассортиментному сдвигам против плана-прогноза. Это обстоятельство дает возможность, с учетом уровня цен на отдельные виды продукции и их рентабельности для предприятия, при необходимости активно влиять на среднюю цену номенклатуры производимой и реализуемой продукции. Управляя, таким образом, средней ценой, можно управлять и прибылью предприятия. Пример 13.2 Рассмотрим, как структурный сдвиг может влиять на общее изменение цен на продукцию, прибыль предприятия и рентабельность продаж. Для выявления влияния структурного сдвига принимаемые в расчет цены продажи выпускаемых товаров должны быть зафиксированы на одном уровне — фактическом или планово-прогнозном, т.е. расчеты ведутся в фиксированных, сопоставимых ценах. Предположим, что предприятие выпускает и продает велосипеды четырех модификаций. В бизнес-плане предусмотрен выпуск модели А в количестве 1000 шт. по цене 3000 руб., модели Б — 2000 шт. по цене 4000 руб., модели В — 1500 шт. по цене 5000 руб., модели Г — 800 шт. по цене 6000 руб. Средневзвешенная цена продажи рассчитывается по формуле Рассчитаем среднюю планово-прогнозную цену велосипедов: (3000 руб. х 1000 шт. + 4000 руб. х 2000 шт. + 5000 руб. х 1500 шт. + + 6000 руб. х 800 шт.): (1000 шт. + 2000 шт. + 1500 шт. + 800 шт.) = = 4396 руб. 23 коп. Общий объем выпуска (продажи) продукции составил 23,3 млн руб., а в натуральном выражении — 5300 велосипедов. При неизменнных ценах продажи предприятие фактически выпустило и продало велосипедов модели А — 500 шт., модели Б — 2000 шт., модели В — 1800 шт., модели Г — 1000 штук, т.е. всего 5300 изделий.
Средневзвешенная фактическая цена составит: (3000 руб. х 500 шт. + + 4000 руб. х 2000 шт. + 5000 руб. х 1800 шт. + 6000 руб. х 1000 шт.):: (500 шт. + 2000 шт. + 1800 шт. + 1000 шт.) = 4622 руб. 64 коп. Объем выпуска (продажи) продукции увеличился до 24,5 млн руб. при сохранении общего количества изделий неизменным — 5300 велосипедов. За счет структурного сдвига в производстве и продаже средняя цена ве- 243 лосипедов увеличилась на 5,2% = (4622 руб. 64 коп.: 4396 руб. 23 коп.) х х 100. Объем производства и продаж возрос также на 5,2%, или на 1,2 млн руб. = 24,5 млн руб. - 23,3 млн руб. Несколько усложним пример, добавив к нему данные о рентабельности продаж выпускаемой продукции. Рентабельность продаж исходя из принятых нами в расчетах цен и себестоимости изделий составляет для модели А — 15%, модели Б — 20%, модели В — 25%, модели Г — 30%. Следовательно, структурный сдвиг за счет уменьшения объема продаж модели А при одновременном увеличении производства и сбыта моделей В и Г происходил в сторону повышения доли более прибыльных позиций номенклатуры. Определим среднюю рентабельность продаж велосипедов путем вычислений. Цена, себестоимость, производство и рентабельность продаж по бизнес-плану, руб. При рентабельности первого изделия модели А в 15%, его себестоимость составляет (3000 руб. х 100): 115 = 2608,7 руб., себестоимость одного велосипеда модели Б — (4000 руб. х 100): 120 = 3333,3 руб., модели В — (5000 руб. х 100): 125 = 4000 руб., Г - (6000 руб. х 100): 130 = 4615,4 руб. Средняя рентабельность продаж составляет (4 332 380 руб.: 18 967 620 руб.) х х 100 = 22,8%. Результаты произведенных нами аналогичных расчетов, но по фактическому выпуску и продажам продукции, представлены ниже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|