Фактические цена, себестоимость, производство и рентабельность продаж, руб.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В результате структурного сдвига средняя рентабельность продаж возросла с 22,8 до 23,8%, прибыль увеличилась на 8,8 % [(4 713 650 руб.:: 4 332 380 руб.) х 100 = 8,8%, себестоимость на 4,3% (19 786 350 руб.:: 18 967 620 руб.) х 100. Напомним, что структурный сдвиг привел к увеличению выручки на 5,2% [(24,5 млн руб.: 23,3 млн руб.) х 100]. Если бы издержки по производству и продажам возросли также на 5,2%, а не на 4,3%, то темп роста прибыли составил бы 104,9%. 18 967 620 руб. х 105,2% = 19 953 936 руб.; 24 500 000 руб. - 19 953 936 руб. = 4 546 064 руб.; (4 546 064 руб.: 4 332 380 руб.) х 100 = 104,9%. Сумма прироста выручки от реализации за счет выпуска дополнительной продукции выступает как предельная выручка. Этому приросту выручки соответствует некий прирост себестоимости продукции, который выступает как предельные издержки. В нашем примере предельная выручка от реализации составит по изделию В — 1 500 000 руб. [(5000 руб. х 1800 шт.) -(5000 руб. х 1500 шт.)], по модели Г — 1 200 000 руб. [(6000 руб. х 1000 шт.) — (6000 руб. х 800 шт.)]. Предельные издержки по этим изделиям будут соответственно равны: по изделию В — 1 200 000 руб. (7 200 000 – 6 000 000), по модели Г - 923 080 руб. (4 615 400 - 3 692 320). Таким образом, взятые для примера предельные издержки по обоим моделям существенно отстают от предельной выручки по ним. В результате структурного сдвига в производстве и сбыте велосипедов общая предельная выручка составляет 1,2 млн руб. (24,5 млн - - 23,3 млн). Предельная себестоимость продукции, или предельные издержки, 818 730 руб. (19 786 350 - 18 967 620). Очевидно, что до того момента, пока предельная выручка превышает предельные издержки, можно и целесообразно наращивать выпуск и продажу прибыльной продукции, поскольку получаемая прибыль существенно увеличивается. При одновременном увеличении производства, выручки и себестоимости продукции может оказаться, что предельная выручка будет равна предельным издержкам, что также обеспечит прирост прибыли с каждым дополнительно произведенным и реализованным изделием. Однако это уже будет сигналом для финансового менеджера, который должен рассмотреть рост прибыли с позиций жизненного цикла товара и типа рынка, на котором работает предприятие. Превышение и систематическое опережение предельными издержками предельной выручки требует от финансового менеджера и руководства предприятия пересмотра ассортиментной политики, поскольку перспектива реального снижения, а затем и возможного отсутствия прибыли никого из акционеров устроить не может.
Требование сопоставимости цен при ведении расчетов средневзвешенной цены справедливо не только в части выявления влияния структурных сдвигов. Сопоставимость цен должна обеспечиваться и просто при расчете средней сложившейся цены предприятия и выявлении ее дина- мики против первоначальной средней цены. Обычно расчеты ведутся в текущих рублях, фактически действующих ценах, т.е. реальных ценах, или в ценах плана-прогноза, примененных при составлении и корректи-; ровке бизнес-плана предприятия. Может применяться и оценка в номинальном выражении, т.е. в фактических ценах соответствующих лет. Особое внимание следует обращать на учет инфляционного фактора. Например, даже при неизменности цен на продукцию предприятия они фактически снижаются за счет инфляции. При повышении же цен, например, на 8% и учтенной рынком в ценах на продукцию предприятия инфляции в 5% фактическое повышение отпускных цен составит лишь 3%. Методы фиксирования или удержания цен предприятия относятся к наиболее сложной области управленческой деятельности предприятия. Отследить возможность повышения или необходимость понижения цен в соответствии со спросом и предложением товара на данном сегменте рынка относительно легко, так же как и установить цены на изделия, снятые с производства. Сложнее дело обстоит с применением долговременных (стабильных) цен. Здесь требуется применение методов фиксирования (удержания) сложившейся цены. Их можно разделить на методы, противодействующие повышению цены товара на рынке, и методы, противодействующие необходимости снижению цены. В первом случае речь можно вести о фиксации низких цен, а во втором — об удержании высоких рыночных цен. В обоих случаях ценовая политика предприятия может быть достаточно обоснована, однако при этом трудно избежать снижения объема продаж, а также возможного финансового результата деятельности. Следовательно, мириться с упущенной выгодой может только предприятие, находящееся в устойчивом финансовом положении и обладающее определенной финансовой мощью. Фиксация или удержание цен стоят немалых денег, компенсирующих потери от снижения объема продаж и прибыли, поэтому проведение такой политики есть вопрос не тактики, а стратегии управления ценами на предприятии. Таким образом, методы фиксации или удержания цен могут быть успешно применены далеко не всеми предприятиями и не по всей номенклатуре выпускаемой продукции.
В условиях инфляции предприятие потенциально может использовать следующие методы фиксации низкой цены и удержания продажной цены высокого уровня на отдельные виды продукции: ■ внутреннюю компенсацию финансовых потерь от сохранения стабильных цен за счет финансовых ресурсов вышестоящей организации через механизм внутрисистемного (внутриотраслевого, внутригруппового) перераспределения денежных средств, например, холдинга; ■ бюджетную компенсацию финансовых потерь от поддержания стабильных цен за счет бюджетных ресурсов бюджетной системы через 246 механизмы бюджетного финансирования территориальными органами Главного управления федерального казначейства Минфина России; ■ внебюджетную внешнюю компенсацию финансовых потерь от стабилизации низких внутренних или экспортных цен зарубежными инвесторами; ■ получение льгот по налогам, формирующим цену, и таможенным платежам;
■ использование договорных отношений. Договорный метод предусматривает одновременно и хеджирование рисков. Он находит достаточно широкое применение в рыночной практике. Задача, которую часто решает применение договорного метода,— гарантированное обеспечение продажи и доходов в операциях купли-продажи товаров, ценных бумаг и иностранной валюты. Для второй стороны договора — покупателя — интерес состоит в достижении против прогнозируемых цен рынка экономии в денежных расходах. Наиболее распространенными договорными формами фиксации цен и страхования от товарных, финансовых и валютных рисков выступают договора в виде фьючерсных, форвардных контрактов и свопов, а также опционов, представленных его разновидностями (андеррайтинг, варрант, свободно обращающийся опцион и т.п.). Все эти контракты так или иначе хеджируют риски изменения цен и курсов валют. При осуществлении своей операционной активности на рынке предприятия, фирмы, компании выступают одновременно в роли покупателей и продавцов товаров. Поэтому в целях оптимизации соотношения затрат и накоплений для них очень полезно бывает осуществлять по возможности операции по хеджированию как на повышение, так и на понижение. Эти операции связаны не только с покупкой и продажей на бирже срочных контрактов или опционов, но и с заключением прямых, а иногда и долговременных контрактов без посредников. Фиксация или удержание цен практически всегда связано с необходимостью принятия не только административных, но и экономических мер. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое цена предприятия? 2. В чем состоит экономическое содержание базовых цен экономики? 3. Что такое ценовая стратегия и тактика предприятия? 4. В чем состоит содержание государственной политики регулирования цен? 5. Охарактеризуйте взаимосвязь спроса, предложения и цены. 6. Что такое базовая цена предприятия? 7. Охарактеризуйте основные методы управления ценами на предприятии. 8. Дайте определение цены балльным методом. 9. Как производится расчет цены предприятия методом удельной цены? 10. Как рассчитывается средневзвешенная цена продажи. 11. Раскройте содержание методов фиксирования цен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|