Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 27. Халифат Абдаллаха ал-Мансура




Глава 27. Халифат Абдаллаха ал-Мансура

На пути к абсолютной власти

Смерть Абу-л-Аббаса была большой неожиданностью: он еще не был стар, историки расходятся в определении его возраста, но по максимальной оценке ему было не более 36 лет. Но, видимо, он не отличался хорошим здоровьем, вспомним, что даже в день присяги какая-то лихорадка не позволила ему выступить с подобающе длинной речью.

Абу Джа‘фар поспешил в Анбар – трон не любит долго оставаться пустым. В Анбаре он принял присягу и выступил с речью во время пятничного моления.

Однако не все Аббасиды сочли ал-Мансура достойным сана халифа. Конечно, он, как ас-Саффах, был сыном Мухаммада ибн Али, только мать его была не благородного арабского происхождения, а рабыней-берберкой. Конечно, происхождение по мужской линии было первостепенным, но при всем прочем происхождение матери тоже играло большую роль. Дядя ас-Саффаха, Абдаллах ибн Али, бывший наместник Сирии, счел себя более достойным быть главой рода и халифом.

Абдаллах ибн Али готовился в это время к походу на Византию, собирал войско в Северной Сирии, в Дулуке. Кроме сирийского контингента под его началом находились хорасанцы под командованием Хумайды ибн Кахтабы. Словом, в его распоряжении было самое большое в этот момент войско. Получив послание с извещением о смерти ас-Саффаха и предложением присягнуть ал-Мансуру, Абдаллах созвал военачальников и предложил присягнуть ему как халифу. Никто не возразил, и войско принесло ему присягу.

В рассказе об этих событиях отсутствуют какие-либо хронологические привязки. Можно только предположить, что Абдаллах ибн Али узнал о смерти ас-Саффаха примерно в то же время, что и ал-Мансур, так что вскоре прибыл в Анбар. Мансур должен был узнать о мятеже дяди. Поначалу это не слишком его обеспокоило: в столице Северной Сирии, в Харране, у него был надежный заместитель, оставленный при отъезде в хаджж, Мукатила ибн ал-Акки, с большим гарнизоном.

Абдаллах ибн Али подошел к Хоррану и осадил его. Ал-Мансуру стало ясно, что задерживать мятежников долго он не сможет, и отправил против них Абу Муслима с его хорасанской армией. Узнав об этом, Абдаллах ибн Али забеспокоился: сражаться с армией Абу Муслима, имея в тылу Харран, было очень опасно. Он вступил в переговоры с Мукатилом, гарантировав ему и его людям неприкосновенность (аман), на сороковой день сдал город, и по распоряжению Абдаллаха направился в Ракку с двумя сыновьями и ближним кругом людей. Напрасно понадеялся он на аман, данный Абдаллахом – Аббасиды верностью слову не отличались. Наместник Ракки получил тайный приказ казнить Мукатила, а его сыновей бросить в темницу.

Овладев Хорасаном, Абдаллах ибн Али двинулся дальше на восток и обосновался в Нисибине, а Абу Муслим закрепился в Мосуле, куда к нему прибыло подкрепление во главе с Хасаном ибн Кахтабой, управлявшим Арминией. Абу Муслим был опасен Абдаллаху ибн Али не только вооруженной силой, имевшейся в его распоряжении, но и тем, что симпатии хорасанцев, составлявших значительную часть мятежной армии, могли оказаться на его стороне. В этой ситуации опаснее всего был Хумайд ибн Кахтаба, которому пришлось бы сражаться не только против Абу Муслима, но и против родного брата. Расправиться с ним было решено тем же способом. Под каким-то предлогом Хумайд ибн Кахтаба был послан в Халеб с письмом наместнику. По дороге он вскрыл письмо, увидел в нем приказ наместнику убить его и с полдороги повернул к ал-Мансуру.

Противостояние Абу Муслима и Абдаллаха ибн Али под Нисибином продолжалось месяца четыре. Наконец 27 или 28 ноября 755 г. произошло решающее сражение. Активными действиями правого фланга Абу Муслима, которым командовал Хасан ибн Кахтаба, войско мятежников было обращено в бегство. Абдаллах не пытался восстановить его боеспособность, а сам вместе с двумя братьями пустился в бега. Абдаллах ибн Али бежал к брату Сулайману ибн Али, который управлял Басрой, Абассамад ибн Али нашел защиту у Исы ибн Мусы в столице, а Исмаил ибн Али укрылся в Русафе. По ходатайству родственников, оставшихся верными халифу, ал-Мансур помиловал своих мятежных дядьев.

Абу Муслиму достался лагерь Абдаллаха ибн Али со всем имуществом и много пленных. Пленных он помиловал и отпустил, а имущество стало его добычей. Часть ее была разделена между воинами, остальное, в том числе и пятая часть добычи, полагавшаяся халифу, осталась в распоряжении Абу Муслима. Вместо того, чтобы явиться к халифу, доложить о победе и доставить положенную долю добычи, Абу Муслим направился прямо с ней к себе в Хорасан.

Ал-Мансур пригласил Абу Муслима прибыть к нему, но тот вежливо отказался. Когда он уже находился в Хулване, недалеко от подчиненной ему территории, ал-Мансур сделал ему шаг навстречу, выехав из своей резиденции в ал-Мадаин. Начался обмен посланиями, в которых один обещал благорасположение, а другой уверял в своем безусловном повиновении прежде и теперь. Ал-Мансур посылал к нему авторитетных людей, в том числе и из числа хорасанцев, чтобы они убедили его приехать к халифу со смирением и милостью, а одновременно послал Абу Дауду Халиду, которого Абу Муслим оставил вместо себя в Мерве, грамоту о назначении его пожизненно наместником Хорасана. Абу Муслим не решался уйти в Иран и там открыто стать мятежником и вполне обоснованно опасался быть убитым в лагере халифа. Наконец, посланный халифом племянник дочери Абу Муслима Салма ибн Саид убедил его поехать. Абу Муслим чувствовал, что встреча с халифом может не кончиться добром и предупредил Абу Насра, оставленного в Хулване заместителем, что свои письма будет запечатывать половиной печати, а письмо, запечатанное полной печатью, будет ложным.

Абу Муслим прибыл в Мадаин вооруженным трехтысячным эскортом. Здесь в окружении у него был один человек, на поддержку которого он мог рассчитывать, Иса ибн Муса. Но случилось так, что в день, когда ему предстояло явиться к халифу, Абу Муслим не нашел его и пришел на прием без сопровождения. Ал-Мансур осыпал его упреками, Абу Муслим оправдывался. Тут по знаку халифа появились два военачальника и убили его. Очевидцев этой трагической сцены не было, а ее действующие лица молчали, и то, что здесь описано, всего лишь одна из версий. Есть версия о том, что халиф собственноручно зарубил человека, возведшего Аббасидов на престол. Но эта версия представляется менее вероятной.

Вошедшему позже в шатер Исе ибн Мусе на вопрос где Абу Муслим, ответили: «Только что был здесь», – а спустя некоторое время голову Абу Муслима подбросили Исе, а тело его, засунутое в мешок, бросили в Тигр.

А что же войско Абу Муслима? Ему отдали имущество, привезенное с собой Абу Муслимом.

Заполучив печать Абу Муслима, ал-Мансур немедленно отправил от его имени приказ Абу Насру Малику ибн ал-Хайсаму, остававшемуся в Хулване с войском и казной, приказ явиться со всем этим в ал-Мадаин. Получив послание, запечатанное полной печатью, Абу Наср понял, что случилось, и, бросив все, отправился через горы в Хорасан. Но наместник Хамадана, имевший приказ ал-Мансура арестовать Абу Насра, задержал его и заключил в тюрьму. Через некоторое время ал-Мансур вытребовал его к себе и помиловал, разрешив уехать в Мосул. Впоследствии он принимал активное участие в политической жизни этого региона.

Казалось бы, все закончилось благополучно: самый опасный для династии человек убит, его многотысячная армия, вызывавшая опасения, не поднялась отомстить за своего почитаемого вождя, и его сторонники в Хорасане не подняли мятежа. Но мстители появились, и появились совсем из другого лагеря.

В Нишапуре мстителем за Абу Муслима объявил себя некий зороастрийский жрец («маг») по имени Сунбад, которого поддержали десятки тысяч местных жителей. Он овладел территорией от Нишапура до Реййа, где захватил казну, оставленную Абу Муслимом. Здесь мы сталкиваемся с необычайной ситуацией, когда зороастрийский жрец (пусть даже, может быть, недавно принявший ислам) выступает мстителем за мусульманского вождя. Видимо, иранское происхождение Абу Муслима, и то, что в возглавленном им восстании принимало участие много иранского населения, и связанные с этим чаяния освобождения от арабского владычества, очень рано стали создавать вокруг его личности ореол святости.

На подавление восстания было послано десятитысячное войско во главе с Джахваром ибн Марраром ал-Иджли. В сражении между Реййем и Хамаданом многочисленное, но плохо вооруженное воинство Сунбада было разгромлено, и сам он пал в бою. Было казнено множество участников восстания, будто бы 60000 человек. Джахвару досталась казна Абу Муслима, захваченная Сунбадом в Реййе. Отдавать ее халифу стало жалко, и Джахвар забрал ее себе и отказался признавать власть ал-Мансура. Его поддержали некоторые из местных феодалов. Ал-Мансуру пришлось посылать новое войско для усмирения восставшего карателя. Разгромленный, он бежал в Азарбайджан и там нашел свой конец. Богатства, накопленные Абу Муслимом, достались халифу.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...