Основание Багдада
Кончилось десятилетие власти Аббасидов над Халифатом, которую они все более укрепляли, подавляя многочисленные мятежи и восстания, но для окончательного утверждения в глазах подданных и внешних врагов не хватало достойной столицы, которая была бы удобна и безопасна и затмила бы все, что было прежде. Ал-Хашимийа была неудобна своим соседством с Куфой, десятки тысяч жителей которой, по статусу своему, владели оружием и нередко применяли его против властей, отстаивая свои интересы, да и была ал-Хашимийа возведена на скорую руку без величественности, достойной прославленной династии. Честно говоря, до нас не дошло ни ее описания, ни археологических остатков. Как мы знаем, Абу-л-Аббас ас-Саффах покинул ее в 753 г., поселившись рядом с тихим, скромным ал-Анбаром. Ал-Мансур какое-то время оставался в ал-Анбаре, но через некоторое время возвратился в ал-Хашимийю. Точной даты возвращения не известно, но, во всяком случае, после паломничества 140 г. х. (23–25 апреля 758 г. ), он проехал через Иерусалим, Дамаск и Раку, откуда по Евфрату спустился до Куфы. В соседстве с Куфой халифа могли потревожить не только возможные противники, но и слишком назойливые почитатели, как это случилось во второй половине 758 г., когда почитатели ал-Мансура как имама, унаследовавшего благодать от Али ибн Абу Талиба через его сына Мухаммада ибн ал-Ханафийи и сына Ибн ал-Ханафийи Абу Хашима, устроили церемониальный обход вокруг дворца, как вокруг Ка‘бы. Участников этих событий авторы первой половины X в. относят к шиитской секте равандитов. Раванди, с именем которого ее связывают, родился, по крайней мере, на 100 лет позднее описываемых событий, да и группы религиозных фанатиков второй половины VIII в., объединяемые этим названием, вряд ли были представителями одного течения. Так, равандитами названы повстанцы, которых в 751 г. подавлял в Хуттале Абу Дауд, наместник Абу Муслима в Балхе. Едва ли они могли быть почитателями Аббасидов, восставая против их власти. В другом случае при упоминании конфликта с равандитами в ал-Хашимийи, говорится, что равандиты – секта из Халеба, представители которой почитали себя ангелами аббасидского имама и прыгали с высокой цитадели Халеба, чтобы летать, но падали и разбивались. Здесь тоже какие-то недоразумения, так как течения религиозных почитателей Аббасидов и Абу Муслима родились и активно действовали в Хорасане и Ираке, но никак не в Сирии, и углубляться в эту тему не стоит. Сказанное необходимо только для того, чтобы оговорить условность термина «равандиты» для второй половины VIII в.
Когда фанатики, почитавшие ал-Мансура своим богом, а его начальника охраны Усмана ибн Нахика архангелом Джабраилом, стали совершать обход вокруг дворца, ал-Мансур, видимо, усмотрел в этом кощунство и приказал разогнать толпу и арестовать самых беспокойных смутьянов. Было арестовано сто человек, остальных вытеснили за ворота. Разъяренная толпа бросилась к тюрьме, освободила арестованных и начала штурмовать ворота ал-Хашимийи. Бунтующих было около 600 человек. Их с трудом удалось оттеснить от ворот, но они, имея за спиной городскую стену, успешно отразили атаки конницы. Только пробившись между бунтующими и городской стеной, халифским воинам удалось окружить их и всех перебить. В бою был ранен стрелой и вскоре умер начальник стражи ал-Мансура. Вероятно, сражение у ворот резиденции заставило думать об основании новой столицы, которая могла бы обеспечить полную безопасность. Ал-Мансур в следующие годы немало поездил по Тигру, выбирая удобное место для основания столицы, и остановил, наконец, свой выбор на участке чуть выше устья Диалы, около селения Багдад.
В отличие от прямоугольного в плане Васита, новую столицу спланировали круглой, возможно, по примеру расположенной по соседству Селевкии, еще сохранившей свою стену. Ал-Мансур пожелал увидеть подлинные размеры города на местности, и для этого периметр будущей стены был обозначен полосой хлопка, который облили нефтью и подожгли. Черный след, оставшийся после этого, послужил разметкой при начале строительства. Эта окружность составляла примерно четыре мили, или восемь километров. Что было построено внутри ее, мы рассмотрим немного позже. Реально строительство началось в 144 году хиджры (13. IV. 761–31. III. 762 г. ). Общепринято считать датой основания Багдада как новой столицы, на месте небольшого одноименного поселения, 762 г., и 1200-летие его отмечалось в Ираке в 1962 г. Для строительства было привлечено около 10000 рабочих. Вопреки распространенному представлению о средневековом Востоке как царстве сплошного беззакония и притеснения, следует заметить, что эти рабочие трудились не по принуждению, а по найму. Известны даже размеры поденной платы: чернорабочие получали 2–3 хаббы, а квалифицированные – 5–6 хабб. Хаббой называлась счетная единица, равнявшаяся ‘/во динара или 1/4 дирхема, серебряной монеты, весом в 2, 8–2, 96 г. На две хаббы в нормальный по ценам год можно было купить 6–8 ратлей (2, 4–3, 2 кг) хлеба, или 1 ратл баранины, или 5–8 ратлей сухих фиников. Словом, на одну хаббу можно было обеспечить физиологическую норму в 3000 калорий в день. Вопрос был в другом – такое стечение людей могло резко повысить цены. Видимо, халиф регулировал цены, поставляя на местный рынок зерно и муку из своих запасов. Поздние средневековые авторы излагали это таким образом: ал-Мансуру строительство ничего не стоило, так как, получив деньги, рабочие вечером тратили их на покупку продуктов, доставляемых халифом, деньги возвращались к нему, и он оплачивал ими следующий рабочий день. Здесь мы встречаемся с переоформлением реальности в легенду, которая обычно выглядит заманчивее, чем истина. Для возведения стены города изготавливались сырцовые кирпичи размером в локоть, весившие 117 ратлей (около 48 кг). Заодно с выемкой земли для изготовления кирпичей мог вырываться ров, что сильно экономило затраты труда. Одновременно изготовлялся и обожженный кирпич для архитектурных сооружений. Сам ал-Мансур поселился в одной из деревень восточнее строившегося города, чтобы следить за ходом работ. Однако осенью 762 г. строительство пришлось приостановить или даже совсем прекратить из-за внутренних неурядиц, и виной тому были не восстания хариджитов или мятежи отдельных наместников, а главные идеологические противники Аббасидов – Алиды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|