Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозная политика ал-Махди. Последние годы ал-Махди




Религиозная политика ал-Махди

Встретившись в самом начале своего правления с мощным антимусульманским восстанием в Мавераннахре, ал-Махди постарался ослабить раскол в мусульманском обществе примирением с шиитами: как мы видели, он освободил из тюрем участников восстаний, арестованных ал-Мансуром, а через два года, в 161 г. (9. Х. 777–28. IX. 778) сделал своим вазиром еврея Йа‘куба ибн Дауда, сторонника воинственного шиитского течения зайдитов, сына советника Насра ибн Саййара.

Это несколько ослабило напряженность внутри мусульманского общества, но, конечно, не ослабило претензий Алидов на высшую духовную власть, основанных на происхождении от Али и дочери пророка Фатимы.

Утверждая право Аббасидов на духовную власть, ал-Махди выдвинул новый аргумент вместо ссылки на завещание Абу Хашима, внука Али от Мухаммада ибн ал-Ханафии. Он обосновал это право происхождением от ал-Аббаса, дяди Мухаммада, который был старшим в роду и к моменту смерти пророка был главой рода. Это соответствовало представлениям арабов о наследовании власти в роде не от отца к сыну а от старшего брата к следующему по возрасту.

Это идеологическое новшество упоминает только один шиитский автор IX в., другие средневековые авторы молчат о ней. Видимо, оно не было оглашено официально в мечетях, как это было принято делать с важными государственными актами, а было высказано в достаточно узком кругу и существовало, так сказать, «для внутреннего употребления». К возвеличиванию ал-Аббаса приложили руку средневековые историки, не остановившиеся перед фальсификацией исторических фактов его биографии.

Конечно, ни эта, ни любая другая концепция права на власть не могла переубедить шиитов, особенно тех, кто обожествлял Али. Видимо, обострение идеологических противоречий выплеснулось в 166 г. (14. IX. 782–5. IX. 783) в отставке и аресте могущественного Йа‘куба ибн Дауда за симпатии и покровительство зайдитам, сторонниками которых были и его братья. Припомнились ему и секретарство отца у Насра ибн Саййара, а заодно пошла речь об исчезновении из казны 50 млн дирхемов. Йа‘куб был высечен и брошен в подземную тюрьму при дворце, где, как он вспоминал впоследствии, в темноте потерял счет времени. С его падением последовали гонения на связанных с ним людей.

Самым суровым гонениям подверглись вольнодумцы – зиндики. Понятие «зандака» очень расплывчато, оно объединяет различные формы религиозного вольномыслия, выходящего за пределы любых течений ислама. Обычно взгляды зиндиков связывают с различными иранскими верованиями: зороастризмом, маздеизмом, манихейством и даже буддизмом. Здесь не стоит углубляться в этот вопрос, поскольку имеющиеся у нас сведения о зиндиках, которых жестоко преследовали при ал-Махди, не позволяют судить о их взглядах.

Одна из первых экзекуций носила публичный характер: перед строем войска были разрезаны «книги»[41] зиндиков, а сами они подверглись порке. Для выявления зиндиков и их наказания был назначен специальный уполномоченный. Отмечается, что особую остроту эти преследования приобрели в 167 г. (5. VIII. 783–24. VII. 784). Во все концы страны был разослан приказ выявлять и наказывать зиндиков. Аресты касались и людей из халифского окружения. Так, был арестован секретарь халифа ал-Мансура Йазид ибн ал-Файд. Ему, правда, удалось бежать из тюрьмы и так укрыться, что его не смогли найти. В следующем году массовые казни произошли в Багдаде. К традиционным религиям, иудаизму и христианству, ал-Махди относился снисходительно, а порой и милостиво. Так, в ответ на жалобу мосульских христиан, что мусульмане пристроили свою мечеть к их церкви так, что это мешает входу в церковь и богослужению, ал-Махди распорядился мечеть снести и вместо нее выстроил мечеть в другом месте на собственные средства. В его дворце можно было встретить прислугу, открыто носившую нательные крестики. Встретив как-то молоденькую служанку с крестиком, он не возмутился, а только пошутил, в каком приятном месте находится этот символ христианства. Впрочем, в то же время он мог принудить группу арабов-христиан из племени танух принять ислам под угрозой казни одного из них, в силу того, что ислам считался религией, ниспосланной специально для арабов.

Численность мусульманского населения постоянно росла, и это требовало расширения пятничных мечетей. В 783 г. была расширена пятничная мечеть в Мосуле за счет окружавших ее базарных лавок и мастерских, а в следующем году начались работы по расширению главной мечети в Мекке.


 

Последние годы ал-Махди

Спокойной жизни для халифа не было. В 167 г. (5. VIII. 783–24. VII. 784) вновь отложились горные районы Прикаспия и Джурджан. Пришлось отправить для их усмирения большую армию во главе с ал-Хади, который там и остался. А в рамадане 168 г. (17. III-15. IV. 785) византийцы нарушили договор о трехлетнем перемирии и за четыре месяца до его окончания напали на пограничные районы Халифата в Малой Азии. Но, видимо, эта была местная инициатива, а не большая война с имперской армией.

Неспокойно было и в одной из богатейших провинций, в Египте. В начале 168 г. х. амиром Египта был назначен Муса ибн Мус‘аб, управлявший до того Мосулом. Взяв с собой для надежности 1000 воинов из Мосула (к которым по пути присоединилось около 3000 добровольцев), он прибыл в Египет 21 августа 784 г. Начал он свое правление решительно, потребовав от предшественника и представителей высших административных постов возвратить в казну 300 тыс. динаров. Следующий шаг восстановил против него весь Египет: он значительно увеличил земельный налог (харадж)[42] и обложил дополнительным сбором в один дирхем лавки, мастерские на базарах и владельцев скота. Возмутились не только копты, феллахи и торговцы, но и арабы, бывшие главными землевладельцами (а харадж платили не земледельцы, а землевладельцы). В этом против него объединились и северные арабы (кайситы), и южные (йемениты).

Наиболее опасным противником оказался Дахийа ибн Мус‘аб ибн ал-Асбаг, правнук знаменитого умаййадского наместника Абдал‘азиза ибн Марвана, брата халифа Абдалмалика, и естественный враг Аббасидов. К нему-то и стекались недовольные из района ал-Хауфа.

Муса ибн Мус‘аб с египетским войском двинулся к Файуму, где находился Дахийа, но при первом серьезном столкновении 22 апреля 785 г. его египтяне бежали, а одни мосульцы не могли выстоять против более многочисленного противника, и Муса пал в этом бою.

Новый наместник Аммама ибн Амр прибыл в Египет не позднее чем через три недели. Как разрешились к этому времени отношения с местными арабами и были ли отменены нововведенные предшественником дополнительные налоги, мы не знаем. Но во всяком случае, ему пришлось продолжить борьбу с Дахийей, против которого он послал войско во главе со своим братом, но оно потерпело поражение, и командующий был убит. В зу-л-хиджжа (14. VI-13. VII. 785 г. ) незадачливого наместника ал-Махди заменил своим двоюродным дядей ал-Фадлом, и это было одним из последних крупных назначений ал-Махди.

У ал-Махди к этому времени созрело решение изменить свое завещание относительно порядка престолонаследования и поставить ар-Рашида первым, отодвинув ал-Хади на второе место. Чтобы избежать возможных осложнений при проведении новой присяги, ал-Махди решил заранее договориться с обиженным. Сначала он намеревался послать на переговоры кого-нибудь из родственников, но передумал и послал кого-то из своих мавлов. Ал-Хади посланца не принял. Продолжить эти переговоры ал-Махди было не суждено. Вначале вмешалась погода и случай.

Лето 785 г. выдалось тяжелым для Ирака: началась чума, уносившая жизни людей и скота, а из Аравии пришла пыльная буря. Небо затянула желтая пелена, солнце едва просматривалось оранжевым пятнышком через этот песчаный покров. Мельчайшая песчаная пыль проникала повсюду, забивалась в рот и нос, было трудно дышать.

Ал-Махди решил укрыться от этой пыли в прохладных горных долинах Западного Ирана и 24 июля 785 г. со всем своим двором выехал из Багдада, оставив управлять им верного хаджиба ар-Раби‘, и остановился в округе Масабадан в четырехстах километрах от Багдада, славившемся вкусными фруктами. С ал-Махди был и ар-Рашид. Здесь халиф устроился во дворце с садом, где любил посидеть в тени деревьев.

Прошло всего несколько дней, и 5 августа ал-Махди решил развлечься верховой охотой с собаками. В какой-то момент лошадь испугалась собак и понесла через руины древней постройки, прямо под арку ворот. Ал-Махди был высокого роста, не смог достаточно пригнуться, ударился об арку, упал на землю и в тот же день скончался. Его похоронили в саду под деревом, под которым он любил сидеть.

Неожиданная нелепая смерть сорокапятилетнего халифа вызвала немало волнений. Велик был соблазн провозгласить халифом ар-Рашида: войско, находившееся в Масабадане, присягнуло бы без раздумья, а в столице, которой управлял ар-Раби‘, это не встретило бы сопротивления. Военачальники склонялись к тому, чтобы объявить Харуна халифом и идти на Багдад, но осторожный Йахйа ибн Халид ал-Бармаки отговорил от этого и посоветовал сообщить ал-Хади о смерти отца, обращаясь к нему как к халифу. Йахйа выплатил войску жалование за два года, и воины охотно согласились идти в Багдад. Известие о смерти халифа дошло до Багдада раньше, чем туда дошло войско из Масабадана. Воины, оставшиеся в Багдаде, взбунтовались, пошли к дому ар-Раби, раскрыли двери тюрьмы, выпустили арестованных, стали требовать выплаты жалования, в знак протеста сожгли ворота и ушли. Порядок в Багдаде установился, когда прибыло войско во главе с Харуном. Йахйа ибн Халид собрал деньги, выплатил жалование за два года багдадским воинам и тем обеспечил симпатии себе и Харуну. Хайзуран была недовольна, что власть переходит к ал-Хади, и пыталась склонить Йахйу к присяге Харуну, но он отказался. Ал-Хади не торопился в Багдад, ожидая пока обстановка прояснится, и появился в столице 31 августа 785 г.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...