Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренняя политика и изменения в земельном налоге




Конечно, история огромной империи Аббасидов в первую четверть века существования не сводилась к непрерывным войнам и восстаниям, но о повседневной жизни ее подданных средневековые историки сообщают очень скудные сведения, и даже об изменениях государственных структур в годы правления ал-Мансура можно скорее догадываться. А изменения эти, несомненно, происходили.

Процесс интернационализации ислама на основе уравнения в нем и арабов и неарабов, приведший в результате восстания Абу Муслима к власти Аббасидов, безусловно, активно шел при ал-Мансуре, шел не потому, что ал-Мансур был его активным проводником, а потому, что власть его опиралась на поддержку многочисленных хорасанцев разного происхождения. Они были и в окружении халифа, и в армии, пришедшей их Хорасана. Эти люди часто упоминаются особо, именно как хорасанцы. Они появляются даже в администрации Египта и Северной Африки, чего ранее не случалось. Из хорасанского ополчения постепенно складывалось войско, подчиненное непосредственно халифу, которого не было у Умайадов. Такие воинские контингенты становятся все многочисленнее. Как происходил этот процесс, нам неизвестно, но в исторических сочинениях исчезают упоминания о вооруженных конфликтах между племенными вооруженными группировками.

Вместе с этим лишали жалования (ата) тех, кто, будучи занесены в войсковой реестр (диван) Куфы, Басры, Фустата и других гарнизонных городов, уже не выходили в завоевательные походы.

Ал-Мансур упорно шел по пути превращения из имама, первого среди равных в общине, в настоящего самодержца. Он беспощадно расправился с Абу Муслимом, который мог стать соперником во власти, и с равандитами, поклонявшимися ему как воплощению божества, чтобы не оказаться в какой-либо зависимости от них. На этом пути он не остановился перед нарушением клятвы, лишив своего двоюродного брата Ису ибн Мусу права на престол.

Он не позволял своим наместникам засиживаться на одном месте, чтобы они не становились слишком сильными и опасными для его власти. Редко кто из них оставался на одном месте более двух лет, хотя, конечно, в каких-то случаях их смещали из-за неспособности справиться со сложными ситуациями. Так в беспокойной Басре за 20 лет правления ал-Мансура было 17 наместников и даже в духовной столице Халифата, Медине, за то же время сменилось 6 правителей. Представители династии в этой череде властей не были устойчивее – их, пожалуй, еще опаснее было надолго оставлять на одном месте.

Вместе с тем ал-Мансур приближает к себе людей, происхождение которых не позволяло бы им претендовать на власть, и которые зависели от его воли. Самой заметной фигурой в его окружении становится Халид ибн Бармак, сын главного жреца храма огня (или настоятеля буддийского храма) в Балхе.

Концентрация власти в руках одного лица неминуемо должна была вести к появлению центральных органов и высших представителей бюрократии, функционеров государства, а не представителей племенной верхушки. Ал-Мансуру приписывали такой перечень основных лиц государства: у трона четыре опоры – судья, сборщик налогов, начальник полиции и начальник почты. Однако, из названных лиц, пожалуй, никто, кроме начальника почты, не управлял соответствующей системой в масштабе государства. Судей в провинциях назначали либо наместник, либо по воле халифа при смене наместника, а уж начальников полиции точно назначали наместники.

В этом перечне государственных мужей отсутствует важнейшая фигура – глава гражданской администрации – вазир, появление которого иногда приписывается правлению ал-Мансура, и первым его вазиром называется Халид ибн Бармак, хотя упоминаний о нем в этом качестве у ранних историков не имеется.

Единственное конкретное мероприятие административно-финансового характера, проведенное ал-Мансуром, которое упоминается ранними мусульманскими авторами, это введение в 772 г. нового метода взимания земельного налога не по твердой ставке, а из доли урожая. В этом году в Верхней Месопотамии была проведена всеобщая опись имущества, земель, построек и скота. При этом жители (не указано, кто именно) попросили халифа ввести издольный налог, харадж мукасама, что и было исполнено после какого-то неясного «раздела пополам». Как проводилась замена одной формы налога на другую, каких земель и культур он касался и на какой территории был введен остается загадкой.

Впрочем, несколько отрывочных сведений, связанных с этой реформой позволяют судить о подходах к налогообложению. Как уже говорилось, существовали две ставки налога: налог с покоренного населения, харадж, который составлял половину урожая или его стоимости, и привилегированный налог, ушр (одна десятая), который платили мусульмане, и который определялся как закат с земли.

На первый взгляд все настолько ясно, что никаких пояснений не требуется, и всюду в востоковедной литературе мы встретим утверждение, что покоренные народы отдавали половину урожая, а мусульмане – одну десятую. Однако, в тексте сообщения о введении издольного хараджа говорится, что ушр равнялся одной пятой после раздела половины. Дело в том, что никто из мусульман за пределами Аравии не обрабатывал землю сам, в любом случае, покупал ли он землю или получал в пользование государственную землю (кати‘а), обрабатывали ее местные крестьяне, потомственные арендаторы. По самым несомненным сведениям, арендатор, выполнявший весь цикл работ собственным инвентарем, на своем тягле и со своими семенами, получал половину урожая – хозяин земли получал вторую половину и из нее платил соответствующую долю в виде налога. Частный землевладелец отдавал половину из своей половины, а пользователь кати‘а – 1/10 общего от всего урожая из своей половины, что равнялось 1/4 его доли. Таким образом, частному землевладельцу оставалась 1/4 урожая, а пользователю кати‘а – 0, 4.

Эта необычная трактовка распределения доходов между участниками владения и совладения землей подтверждается тем, что по совершенно неоспоримым указаниям мусульманских юристов производственные затраты исключались из обложения. И в первом, и во втором случае оплата труда земледельца рассматривались как производственные затраты. Пользуясь терминологией классической политэкономии, можно сказать, что норма эксплуатации земледельца равнялась 50 %, а с точки зрения собственника земли соответствовала производственным расходам.

К сожалению, этот важный и интересный вывод из сообщения о введении издольного хараджа, не описывает процедуры перехода с одного вида хараджа на другой, тем более что налог по твердым ставкам продолжал свое существование.

Кадастрирование было встречено местным населением враждебно, были какие-то волнения, которые пришлось подавлять вооруженной силой. Эти события упоминает только один христианский автор, мусульманские источники не упоминают ни о кадастре, ни о волнениях. Эти волнения, скорее всего, были вызваны не введением земельного налога, а составлением нового кадастра, который выявлял не учтенные прежде обработанные участки и какие-то иные объекты, избегавшие обложения. Вспомним, что очередной кадастр, проводившийся при Абдалмалике, воспринимался, чуть ли не как пролог к пришествию Антихриста. На деле раздел зерна происходил следующим образом.

Зерно в Ираке было не просто продуктом питания, но и чем-то вроде резервной валюты. Огромные массы зерна выбрасывались из халифских амбаров на продажу. Из государственных амбаров (дар ар-ризк) выделяли продуктовые пайки (ризк) воинам и другим лицам, занесенным в диваны. Это зерно, сохраненное до времени сева, когда поднимаются цены на него, приносило дополнительную прибыль, а в голодные годы появление его на рынках смягчало социальную напряженность.

Другой областью обширного зернового хозяйства был Египет, из него часть зерна отправляли в приморские города Сирии, в Медину и Мекку. Остальное оставалось на месте, реализовывалось и в денежной форме вместе с другими денежными сборами поступало в Багдад.

В Ираке раздел урожая происходил следующим образом: сжатую пшеницу и ячмень из определенного округа или селения свозили на общий ток, строго следя за тем, чтобы возчики не просыпали зерно по дороге и чтобы крестьяне не подбирали его. Таких токов в центральной части Ирака (без областей Басры и Мосула) было 635. На току снопы пшеницы и ячменя расстилали по земле, и пара быков, таща за собой волокушу, размельчала колосья и солому. Провеянное зерно складывали в амбаре в большую кучу, и чиновник определял количество зерна. Затем происходило настоящее взвешивание зерна на больших весах. И чиновник, и весовщик получали свою толику из этого зерна. Халифское и государственное зерно свозилось в центральные амбары, а землевладельцы и крестьяне делили оставшееся между собой на месте. По данным географа конца IX в. Ибн Хурдадбеха, восходящим к 204/819–20 г. в Ираке было собрано в виде налога 72550 курров пшеницы и 26 100 курров ячменя (курр равнялся 29, 25 ц), что составляет 2122102, 5 ц и 2810250 ц. Курр пшеницы в эти годы стоил 600 дирхемов, а курр ячменя 300 дирхемов, то есть все собранное в виде налога зерно стоило 72360000 дирхемов. Налогов, собиравшихся деньгами, было значительно меньше 9924000 дирхемов.

Автор начала X в. Кудама приводит несколько иные цифры: 177200 курров пшеницы и 99721 курр ячменя. Стоимость всего зерна он определяет в 100851150 дирхемов, а деньгами было собрано 8095800 дирхемов. И по этим данным стоимость собранного зерна была во много раз больше, чем налоги, собранные деньгами.

Эти средства поступали в государственную казну. Каковы были сборы с личных владений халифа в это время, мы не знаем, но, несомненно, они исчислялись миллионами дирхемов. Налоги, собранные в провинциях, пересылались в центр не целиком, а за вычетом местных расходов, составляя примерно половину. Так известно, что примерно из 5 млн динаров, собиравшихся в Египте, в Багдад пересылалась около 2, 5 млн динаров (75 млн дирхемов). Точно определить, какая часть денег пересылалась из других провинций, сказать трудно. Во всяком случае, сверх поступлений из Египта, можно говорить примерно о 200 млн дирхемов.

Определенных сведений об увеличении налогового гнета при ал-Мансуре нет, хотя, конечно, иногда злоупотребления налоговых чиновников вызывали серьезные восстания, как это было в Египте в 150/767 г. и в 155/772 г.

Способов обобрать налогоплательщиков было достаточно: обман при обмере участков, обвешивание, обман при пересчете денег на монеты теоретического веса, незаконные поборы на оплату работы землемеров и весовщиков, махинации с недоимками. Налог платили не земледельцы, а землевладельцы, но они, в свою очередь, старались переложить часть своих тягот на своих арендаторов. Сборщики налогов обманывали вышестоящие власти, с чем, конечно, последние старались по мере возможности бороться.

В «Истории Мосула», написанной во второй четверти X в., процитировано письмо из халифской канцелярии наместнику Мосула, направленное 3 шавваля 152/9 октября 769 г. по поводу денег, присвоенных чиновниками при сборе налогов за 148/765 г. «Дошла до амира верующих записка с жалобой на некоторых финансовых чиновников (умм) амира верующих в округах Мосула и их помощников, и их сборщиков налогов, их монетных контролеров, и им подобных, что деньги присваиваются (букв, " отсекаются" )». Далее наместнику предписывалось строго отнестись к обманщикам, наказать и отобранные деньги отослать в казну (байт ал-мал) Багдада.

В том, что чиновники утаивали часть собранных налогов, нет никакой сенсации, здесь интересно то, что при этом упоминаются денежные контролеры, которые обычно остаются в тени в подобных случаях, и то, что финансовые чиновники названы чиновниками амира верующих; формулировки такого рода при Умаййадах не встречались. Этот оборот в документе можно было бы счесть случайностью или ничего не значащей формулировкой, но вот как определил свое положение ал-Мансур в проповеди на Арафате во время одного из своих паломничеств: «О люди! Воистину я султан Аллаха на его земле, который управляет вами по его указаниям, его одобрению и его руководству по праведному пути, и хранитель его сокровищницы…»

Здесь ал-Мансур заявляет о себе не как о заместителе посланника Аллаха, а как о представителе Аллаха на земле. В том же духе переосмыслена им роль главы государства как распорядителя государственной казны. Обычно халиф рассматривался как глава общины, которому доверены средства, дарованные мусульманами в виде налогов с покоренных, даней и военных добыч – ал-Мансур же заявил себя казначеем Аллаха, без упоминания того, что он распоряжается достоянием всей общины на благо ей.

О взаимоотношении верховной власти и подданных, по представлению ал-Мансура, красноречиво говорит одно из его наставлений своему сыну ал-Махди: «Не будет благополучия у султана без силы и не будет благополучия у его подданных без повиновения; не будет процветания страны, если нарушена справедливость, не продлится благо султана и повиновение его подданных без денег». Конечно, эти формулировки ничего не меняли в финансовой системе Халифата, но свидетельствовали о том, что глава государства-религиозной общины превращается в обычного самодержца.

Представление ал-Мансура о всемогущем царе и безропотных подданных, ждущих от него милости и благоволения, явно родилось в его голове не самостоятельно, а под влиянием иранцев в его окружении, вроде Халида ибн Бармака. И в этом свете не выглядит случайным его распоряжение о ремонте Белого дворца сасанидских царей в Ктесифоне.

Несмотря на очевидное влияние иранской административно-политической традиции, ал-Мансур не был иранофилом. Сообщается, что, когда ал-Махди, проживший в Реййе несколько лет, возвратился в 768 г. в Багдад в иранском одеянии, отец заставил его одеться по-арабски и носить суданские сандалии вместо сапог. Как выглядела эта одежда, сказать невозможно, так как нет ни одного изображения арабов, относящегося ко второй половине VIII в. Во всяком случае, наше представление о халифе и его приближенных, сидящих в чалмах, совершенно неверно: в действительности они носили остроконечные шапки, калансувы, которые при ал-Мансуре были, видимо, чем-то вроде форменной одежды, как для служивших в Османской империи – феска. Это следует хотя бы из того, что ал-Мансур в 770 г. приказал носить очень высокие калансувы, так что их приходилось набивать камышом. По этому поводу один из поэтов сочинил двустишие:

Мы чаяли от имама получить прибавку,

а он прибавил высоту калансув.

Вот и ходят люди, а на головах

вроде винного кувшина в бурнусе.

 

О значимости калансувы говорит и то, что в рассказе о смотре войска в 774 г., когда ал-Мансур явился в доспехах, отмечается, что шлем на нем был надет на калансуву. Так что второго аббасидского халифа надо представлять в высокой черной шапке, а не в чалме.

Наиболее наглядно и убедительно концентрацию политической и экономической власти в руках халифа демонстрирует развитие Багдада. Ни одна из резиденций Умаййадов не была настоящей столицей – главным городом государства. Ни Дамаск, ни Зайтуна, бывшая 19 лет резиденцией Хишама, не обрели такого статуса. Иной была судьба Багдада.

Завершение строительства Круглого города ал-Мансура было лишь первым этапом формирования аббасидской столицы. Буквально через три года на северном берегу Тигра в местности ар-Русафа возник новый обширный район. Здесь в 151/768 г. остановился ал-Махди со своим войском, возвратившись из Хорасана. К 771 г. здесь возник новый город, окруженный оборонительной стеной и рвом, с большой мечетью и базарами. Из Диялы к нему был подведен канал. Через Тигр был наведен наплавной мост и, конечно, пространство между городом ал-Мансура и городом ал-Махди, за которыми закрепилось название Аскар ал-Махди («Лагерь ал-Махди»), стало интенсивно застраиваться.

Вместе с тем, Круглый город ал-Мансура, задуманный как идеальный «Город благополучия», перестал полностью удовлетворять халифа. В дополнение к большому дворцу с золоченой дверью и диковинным для своего времени изразцовым куполом, ал-Мансур начал строить другой дворец недалеко от моста, получивший название ал-Хулд («Вечность»), законченный в 774 г. В том же году из Круглого города было выдворено торгово-ремесленное население, размещавшееся в кольце между внешней и внутренней стеной. Причиной будто бы стало замечание византийского посла, которому ал-Мансур демонстрировал свою столицу, что опасно иметь рядом с резиденцией беспокойное торгово-ремесленное население, особенно мясников с их длинными ножами.

Выселенные торгово-ремесленные кварталы разместились к востоку и юго-востоку от Круглого города, в районе ал-Карх, где и до этого находились базары. Здесь были проложены просторные магистральные улицы, шириной в 40 локтей (20 м), старые невзрачные постройки безжалостно сносились, и строились новые лавки, мастерские и жилые дома. Расходы на эту реконструкцию ал-Мансур взял на себя. Словом, через десять лет после постройки Круглого города Багдад вырос по площади в несколько раз, превзойдя другие центры Халифата.

Ал-Мансур не ограничился этим. В 770 г. он поручил ал-Махди перестроить Ракку. К этому времени позднеантичные города с четкой планировкой и прекрасной архитектурой после исчезновения муниципальной организации, следившей за порядком в городе, утратили былую упорядоченность: промежутки в многочисленных колоннадах закладывались и превращались в лавчонки и мастерские, никто не соблюдал красной линии застройки улиц, снаружи у городских стен беспорядочно лепились различные постройки.

Было приказано расчистить улицы и перед городской стеной снести все постройки на расстоянии 40 локтей от нее. Горожане воспротивились сносу, прекратили торговлю, возможно даже, что доходило до применения оружия – во всяком случае, работы прекратились и было решено строить рядом новый город, получивший название ар-Рафика.

Любопытно, что ал-Манур, будто бы, просил найти ему какого-нибудь отшельника, который бы по своим древним книгам указал, где должен быть заложен новый город. Обращение к христианским отшельникам за ответом о каких-то проблемах будущего упоминается и в некоторых других случаях – уважение к мудрости древних христианских книг было в то время естественным.

В том же году были окружены стеной и рвом Басра и Куфа. При этом в Куфе ал-Мансур якобы выдал деньги, узнал по списку получателей подлинное число взрослых жителей, а затем обязал всех за свой счет возвести эту стену.

Строительная активность конца шестидесятых начала семидесятых годов, естественно, требовала дополнительных расходов, но об этой стороне жизни Халифата мы знаем меньше всего.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...