Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные философские школы Древней Индии.




История индийской философской мысли начинается с вед. Само слово «веда» означает «знание», «ведение». Веды представляют собой обширный комплекс литературных памятников. Главным философскими учениями Индии являются: Брахманизм, Индуизм, Буддизм, Джайнизм, Йога. Древнеиндийская философия развивалась в рамках определенных систем или школ. Эти системы или школы можно разделить на две большие группы: 1) ортодоксальные, т.е. признающие авторитет вед; 2) неортодоксальные, не признающие авторитет вед. Большинство из них были ортодоксальными и религиозными: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным относятся: джайнизм, буддизм и индивидуальный материализм (Школы – Локаяды). Веданта. Это идеалистическое учение, в котором можно отметить два различных аспекта: 1) душа и Бог принципиально различны; 2) душа и Бог в сущности едины. Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в мудрость веданты, упражнялся в непрерывном размышлении над ее истинами до тех пор, пока не достигнет непосредственного, и притом постоянного, созерцания истины. Согласно веданте, связанная со своим телом душа не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Будучи системой объективного идеализма, веданта приводит к мистике, к созерцательности, к отказу от борьбы и к подчинению философских учений религии. Миманса. Отличительная черта мимансы заключается в том, что она уделила больше внимания вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающие различными объективными признаками. Кроме восприятия, источниками познания считаются: логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых не воспринимаемых истин постулатами. Санкхья. Это очень древняя форма философии в Индии. Учение предполагает два начала: вещественное и духовное. Для объяснения мира исходным считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе и явлений психических. Философия Санкхья главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий. Система йога. Слово йога означает «сосредоточение». В этой системе вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от страданий. В числе правил йоги содержится ряд рациональных предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.д. В систему предписаний входит также требование поклонения Брахману (Богу). Буддизм – одна из мировых религий – находится в одном ряду с христианством и исламом. Основные положения: 1) жизнь исполнена страданий; 2) существует причина возникновения страданий; 3) имеется возможность прекращения страданий: существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий – «угашение» желаний. Мудрецы буддизма учат, что цель познания – освобождение от страданий - нирвана. В основе этики буддизма лежит убеждение в том, что избавление от страданий достижимо не в загробной, а в настоящей жизни. Под нирваной они понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль; отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей. Вопрос о практических путях этического совершенствования разработан в буддизме очень подробно. Это учение о восьми «добродетелях», которые достигаются теми, кто проходит такой путь. Добродетели состоят в правильном поведении, образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении, успокоении и невозмутимости.

Джайнизм. Возник в результате развития древних учений мудрецов. Джайнизм указывает путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Цель ф. Д. – «святость», особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Источником мудрости считает не Бог, а особые святые, достигшие силы и счастья на основе совершенного знания и посредством поведения, вытекающего из этого знания.

 

6.Древнекитайская философия: конфуцианство и даосизм.

В Древнем Китае в VIII-VI вв. до н.э., в период формирования и развития рабовладельческого общества, сложились две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивно-материалистические идеи о пяти первоначалах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле); о противоположных началах (инь и янь); о естественном пути (дао).

Конфуцианство – древнейшая философская школа Китая. Основатель – Кун Фу Цзы (Конфуций). Он придерживался традиционных религиозных взглядов, согласно которым небо, как верховное божество, диктует свою волю человеку. Главный источник учений – произведений «Беседы и суждения» (Лунь Юй). В основе философии Конфуция – проблемы воспитания. Представители этой школы выступают за мягкое управление государством. В качестве примера такого управления, Конфуций приводил власть отца над сыновьями и дочерьми. Поэтому Конфуций вывел главное правило жизни: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Основные принципы Кун Фу Цзы: 1) уступать друг другу; 2) жить в коллективе и для коллектива; 3) слушаться старших по возрасту и по званию; 4) подчиняться главе государства – императору; 5) сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; 6) быть человечными, гуманными по отно-шению друг к другу. Представитель конфуцианства Мэн-цзы считал, что человек от рождения добр, ему присущи четыре качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину и ложь. Но вследствие дурного влияния общества эти качества быстро утрачиваются.

В развитии философии Древнего Китая важное значение имел даосизм. Это учение Лао-цзы о дао – пути вещей. Основная идея Лао-цзы заключалась в том, что жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному пути – дао. Дао – естественный закон самих вещей. Вместе с субстанцией «ци» (воздух, эфир) он составляет основу мира. Согласно Лао-цзы, в мире все находится в движении и изменении. В результате все вещи не только изменяются, но и переходят в свою противоположность. Это необходимость. Лао-цзы верил, что в соответствии с этим законом справедливость в конечном итоге восторжествует. По его мнению, человек не должен вмешиваться в естественный ход развития. Лао-цзы выступал против произвола знати, призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первобытно-общинной жизни. В этом непоследовательность его учения.

Одним из видных последователей Лао-цзы был Ян Чжу, живший в IV в. до н.э. Ян Чжу отрицал существование сверхъестественных сил. Он считал, что мир вещей управляется собственными законами и находится в непрерывном изменении. Согласно Ян Чжу, человек отличается от других существ тем, что он самый умный среди животных. Душа человека неотделима от тела, и она исчезает вместе с его смертью. При жизни человек должен иметь возможность удовлетворять свои потребности, разумно использовать вещи, дабы «сохранить в целости свою природу».

Высший этап в развитии даосизма – это учение Чжуан-цзы. Он, как и Лао-цзы, считал, что в мире вещей существует неуловимый естественный закон дао. Согласно этому закону, происходит непрерывное обновление вещей. Чжуан-цзы утверждал, что от мельчайших органических существ в воде – цзы – произошли животные, а от последних – человек. Единым материальным началом – «ци» - наполнена вся Поднебесная.

В Древнем Китае, как и в других странах, философская мысль формировалась и развивалась в борьбе материализма с идеализмом. В силу исторических особенностей страны (сохранение родовых и патриархальных традиций, отсталость рабовладельческих общественных отношений) древнекитайские мыслители основное свое внимание уделяли решению социально-этических и политических проблем. Борьба философских течений происходила здесь вокруг понимания дао как пути общественного развития и судьбы человека. Если мыслитель понимал дао как естественный путь, он примыкал к материализму; если же понимал его как божественный путь, он проповедовал идеалистическое учение.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...