Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии эпохи Возрождения и Просвещения.




Франциск Скорина (прим. 1486—1551) — первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист. Скорина доказывал, что обязанность каждого человека — трудиться на благо своего народа, ничего не жалеть для своей родины, бескорыстно служить ей, защищать от врагов и, если нужно, то отдать и самою жизнь за нее. Он не только любил свою Родину, но и стремился сделать для нее как можно больше. Белорусский гуманист утверждает самоценность человеческой жизни. Для Скорины высшее благо — благо земное, т.е. общественно полезная жизнь на земле. Человека он рассматривает как бы в трех измерениях — как существо разумное, нравственное и общественное. Скорина считал, что понятие морали имеет двойственную основу — индивидуальный разум и Божественное Откровение. Нравственность Скорина видел в самом человеке, его разуме, личном отношении к Богу. В центре внимания Ф. Скорины - духовный мир человека, его ценности. Идеальный тип человека – человек мыслящий, стремящийся к познанию. Человек должен считать 2 мудрости: библейскую и философскую.

Сымон Будный (прим. 1530—1593). Деятельность Будного оставила в истории белорусского Возрождения — открытие типографии в Несвиже, а также издание в 1562 г. на белорусском языке лютеранского "Катехизиса" и "Оправдание грешного человека перед Богом". Будный хотел научить "истинной вере" свой народ. В своих взглядах на мир Будный исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли белорусского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для которой прежде всего было характерно обращение к человеческому разуму. Трактовка Будным о сущности человека: человеческая личность должна быть не только свободной, но и неприкосновенной. Свобода дает человеку возможность самоутвердиться и делает его поистине великим. В решении проблемы свободы, Будный допускает наличие свободной воли. Именно отсюда вытекает его обоснование права неприкосновенности личности. Направления: 1. Книгопечатание; 2. Религиозное; 3. Философская деятельность; 4. Педагогическая деятельность.

Симеон Полоцкий. Утверждал, что русский, белорусский, украинский народы происходят из единого корня. Мир состоит из 3-х частей: 1. Первообразный мир (Бог); 2. Большой мир (Природа); 3. Микрокосмос (человек). Полоцкий выделял ступени бытия: бытие присуще всем вещам и существам; растения еще обладают жизнью; животные еще и чувственностью, а человек еще и разумом. О познании Полоцкий считал: познание начинается с ощущений. Придерживался идей сенсуализма.

К. Лыщинский (1634-1689). Получил начальное образование в Бресте, затем в Виленской академии, стал преподавателем в иезуитской школе. Затем отрекся от духовного сана и вернулся в имение Лыщицы. Посвятил себя педагогической и научной деятельности. В имении открыл школу и преподавал в ней. В 1687 году провокатор украл трактат «О несуществовании Бога» и переслал виленскому епископу. Лыщинского арестовали, судили, обезглавили и сожгли на костре вместе с рукописью. Содержание трактата мы можем узнать только из материалов судебного разбирательства (в трактате говорилось, что «люди – творцы и создатели богов, и Бог является недействительной сущностью, а творением разума и к тому же химерическим; поэтому Бог и химеры – одно и то же»). Он утверждал, что «вера в Бога введена безбожниками».

 

32.Философия и развитие национального самосознания в XX - начале XXI века.

Проблемы национального самосознания и национальной идентичности заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896—1923). В 1921 г. был опубликован его труд “Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду”. Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но во многом носили концептуальный характер. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя положение белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом, автор впервые теоретически обосновал воздействие этих двух “культурных типов” на Беларусь. По мнению Абдираловича, результаты подобного воздействия в ходе истории самым неожиданным образом сказывались на жизни социума. Так, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, эксплуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес пренебрежение к личности, подавление ее прав и свобод.

Основными деятелями развитие современной белорусской философии были Я. Купала и Я. Колас. Развитие духовного освобождение и творческой силы стало типичной приметой белорусской демократической мысли начала XX в., почвой для идей и дальнейшего развития. Важное значение приобретают тенденции углубления познавательно-рефлексивных начал: усвоение ценностей индивидуально-личностного мира и осмысление своеобразия культуры Беларуси. Историческая судьба революционно-демократической мысли Беларуси XX в. неоднозначна. С одной стороны она вошла в марксистскую философию, которая развивалась в советский период как официальная. С другой стороны, белорусская демократическая мысль была обескровлена сталинскими репрессиями и господствующей идеологией, поэтому приходится только догадываться, как бы развивалась современная философия без репрессий Сталина. В конце XIX – начале XX в. философы искали решения общественных и личностных проблем в религии. В печати появляются статьи с идеями славянофилов. В них были собраны литературно-эстетические, философские, публицистические статьи, авторы которых видели дальнейшую судьбу Родины в религиозном возрождении. Представителями философии «нового религиозного сознания» в Беларуси были Я. Окунь, Д. Мейчик, В. Самойло, М. Короличский. Они считали образ Христа идеалом для человека. Философская мысль резко повернула к индивидуализму, идеализации сильной личности – общество стоит накануне второй реформации. Большинство русских интеллигентов не приняли марксизм. Ленин обратил внимание на это. Для него те, кто не принимал марксизм были врагами, их искали и высылали. Среди них были Бердяев, Сорокин, Леонтьев.

В 90-е гг. XX в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения общества, связанная с обретением государственного суверенитета. Эта объективная необходимость противостоит тенденции реанимирования волюнтаристских постсталинских моделей в общественной жизни. Однако именно она выдвигает сегодня во главу угла ставший для белорусского общества основным вопрос восстановления утраченной “связи времен”, без чего народу на пороге третьего тысячелетия трудно ответить на вызов, сделанный ему историей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...