Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия экзистенциализма.




Философия существования или экзистенциализм (от позднелат.exixtentia - существование) возникла в XX в. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.
Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир - это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). Ясперс рассматривал проблему соотношения научной деятельности. Философия устанавливает истину, а не «научную точность». Наука питает философию результатами своих исследований, данными опыта и теоретическими открытиями. Поисками смыслов, прояснением экзистенции занимается именно философия.

Проясняя экзистенцию, философия, по Ясперсу, одновременно устанвливает ее историчность. Все имеет свое начало, свой подъем и конец. Ничто не вечно, все истощается и угасает, экзистенция - тоже. Человечество в целом есть жизненный процесс. Человека, по Ясперсу, надо понять как экзистенцию. Это центральное понятие экзистенциализма. Экзистенция - такой «уровень» человеческого бытия, который уже не может стать предметом рассмотрения науки. С точки зрения Ясперса, экзистенция неразрывно связана с богом. Ещё одним представителем экзистенциализма является Мартин Хайдеггер - один из основоположников немецкого экзистенциализма. Коренную проблему экзистенциальности человека Мартин Хайдеггер рассматривал через призму отношения «истины бытия к существу человека». Философия существования (экзистенциализм) Хайдеггера предполагала включение человека в его общественную среду, определенную историческую эпоху. Сущностный образ эпохи дает философия своим истолкованием понимание истины. К сущностным характеристикам Нового времени он отнес пять явлений: науку; машинную технику; искусство как выражение жизни человека; культуру как реализацию верховных ценностей; обезбожение. Можно сделать вывод, что экзистенциализм в 60-70-е годы прошлого века став одним из самых популярных направлений западной философии, приобретал множество последователей и сторонников по всему миру. Важное значение для человечества конца двадцатого века имели предупреждения экзистенциализма против безоглядной веры в науку и технику. Экзистенциализм по-новому поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.

 

Философские идеи психоанализа (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм)

Психоанализ.

Психоанализ оказал огромное влияние на формирование совре­менной философии сознания. Основное его открытие - это описа­ние сферы бессознательного как наиболее глубинной и определя­ющей сферы психики.

Разработка психоанализа как теории психики и метода лечения психических заболеваний связана с именем 3. Фрейда (1856-1939). Его первая («топическая») модель психики основана на выделении трех основных уровней:

1)сознание, понимаемое как «поверхностная» структура, объ­ем которой определяется конкретностью восприятия (внимания) и мысли;

2)предсознательное, в которое входит то, что на данный момент не осознается, но может быть осознано;

3)бессознательное как все то, что качественно альтернативно сознанию и находится за его границами.

З. Фрейд полагал, что эти 3 уровня играют ключевую роль в психическом опыте, являясь его энергетическим, смысловым и ценностным центром. Предсознательное выступает в качестве промежуточного фильтра, механизмы функционирова­ния которого - это вытеснение (из сознания в бессознательное) и сопротивление (бессознательным импульсам).

Фрейд построил ещё одну модель пси­хики, базовыми элементами которой являются: Оно, Я и Сверх-Я

1) Оно - бессознательное, базовой структурой которого является принцип удовольствия. Либидо (желание) как осо­бая жизненная энергия, основанная на стремлении к удовольстви­ям, определяет основ­ные стремления бессознательного. Впоследствии Фрейд заменяет понятие либидо более емким понятием Эрос.

2) Я - синтетическое начало личности, подчиненное принципу реальности, т. е. необходимости адаптации к той или иной соци­альной среде.

3) Сверх-Я - сфера должного, вбирающая в себя совокупность норм и правил поведения, а также запретов и табу (запрет, принятый в обществе).

Фрейд характеризует Я как форму эмоциональной связи с роди­телями, благодаря которой осуществляется перене­сение внутрь себя сущностных характеристик отца как объекта интереса и соперничества и отождествление себя с ним. Изначально конфликтная природа Я, а также родительские не­дочеты в психическом развитии ребенка, согласно Фрейду, являются причинами последующих психических расстройств. Ле­чение психики предполагает выявление глубинных детских ком­плексов и страхов. Понимание подлинных причин заболеваний способствуют освобождению от стра­хов и выздоровлению. На сегодняшний день выделяют 4 основные психоаналитические тен­денции: а) структурно-символический психоанализ; б) неофрейдизм; в) фрейдомарксизм; г) экзистенциальный психоанализ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...