Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия Сократа. Атомистическое учение Демокрита.




Философия Сократа.

Сократ(470г. до н. э.). - древнегреческая ф-ф учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Выступал против софистов. Сократ создал нравств.-филос. Систему. Он связал мораль и филос.По его мнению деят. человека опред. его знанием. Познать можно только себя. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а из значения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравственным явл.то действие, кот.дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности явл.самопознание (“познай самого себя”). Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество- со злом. Осн.добродетелями. Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость. В этике Сократ занимал позицию, которую сегодня называют «этическим рационализмом», то есть разумным обоснованием этических норм. Счастлив может быть лишь тот человек, который соблюдает свое достоинство (добродетель), а для этого нужно верно понять, в чем оно состоит. Взгляды Сократа явились противовесом учению софистов, утверждавших, что добро и зло по существу неразличимы. Все добродетели человека, заключает Сократ, определяются умением различать Добро и Зло. Зная смысл такой добродетели как мужество, человек, по убеждению Сократа, будет во всех отдельных случаях вести себя мужественно. Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому знанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики.

Философия Демокрита.

Демокрит – создатель атомистического учения. признает. сущ-е 2х начал: бытия и небытия. Небытие — это пустота, неподвижное, беспредельное, бесформенное, не имеющее плотности и единое пространство. Бытие же как раз множественно и состоит из неделимых частиц — атомов. По его мнению мир состоит из атомов. Они различаются формой, положением в пустоте, величиной. Невидимые из-за своих малых размеров, они, имея неровную поверхность, способны сцепляться друг с другом и образовывать видимые вещи. Из вихрей движущихся атомов возникает бесчисленное множество миров и подобных нашему, и совсем на него не похожих. Утверждая, что существуют только атомы и пустота, атомисты тем самым отвергают существование какого-нибудь «мирового ума», управляющего миром. Все события происходят путем взаимодействия атомов, их столкновения, сцепления или разъединения.В своей теории познания Демокрит в отличие от элеатов не только различает видимый и невидимый миры, но и стремится объяснить связь между ними. Душа, согласно Демокриту, состоит из атомов, причем из наиболее подвижных, шарообразных атомов, из которых, кстати, состоит и огонь. Чувственное познание возможно благодаря тому, что из вещей истекают атомы и, проникая через поры в тело человека, возбуждают атомы души. Охарактеризовал человека как «микрокосм» ввиду того, что он, как и большой мир, состоит из атомов. При выдохе атомы души выходят наружу и рассеиваются, при вдохе втягиваются вновь. Выдох без последующего вдоха означает смерть — понижение концентрации огнеподобных атомов в теле, уравновешивание со средой. Таким образом, атомисты не признают бессмертия души. Существование богов, однако, ими не отвергается. Боги — это особые соединения огненных атомов; они мало подвержены распаду, но все же не вечны. Цель жизни – хорошее расположение духа. Сила учения Демо­крита, как и всего древнегреческого ма­териализма, - в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе.

 

 

9.Философские системы Платона и Аристотеля.

Философия Аристотеля.

Аристотель (384 г. до н. э.)считает что идеальное и материальное существ. Неразрывно и присутст. в одном мире. Действительно существуют, согласно Аристотелю, не «идеи», как их представляет Платон, а только единичные вещи. Именно они сами и есть сущности. Сущность вещи, по Аристотелю, — это ее форма, причем форма, принимаемая некоторой материей.Вводит понятие формы- она идеальна. И материи- она вещественна. Материя и форма постоян. меняются местами. Форма активна, материя пассивна, она изм. под влиянием формы.Она может стать формой и наоборот. С точки зрения учения о форме и материи, Аристотель рассматривал и соотношение души и тела: тело — материя, которой душа дает формы. Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный — душа растений, чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку.. Он создал логику как науку о формах правильного мышления, позволяющую разоблачать непреднамеренные ошибки в умозаключениях или преднамеренный софистический обман. Сущности вещей постигаются путем дедуктивного рассуждения, то есть логического выведения искомых понятий из более общих, фундаментальных понятий. Среди понятий, посредством которых мы мыслим и характеризуем сущности, имеются несколько наиболее общих, невыводимых из других. Аристотель насчитывал их десять и называл категориями. Это — «сущность», «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «положение», «обладание», «действие», «страдание». Государство, по Аристотелю, возникает в силу естественных причин: во-первых, мужчины и женщины по природной необходимости образуют брачные пары, во-вторых, в силу природного различия у людей их умственных и физических задатков они нуждаются друг в друге в качестве господ и рабов. Эти два типа естественного общения обусловливают образование семьи. Из соседского проживания нескольких семей естественно образуется селение. Государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Она может употребляться на благо всего общества или только обладателей власти. Соответственно этим кри-

териям Аристотель выделяет шесть форм политического устройства. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства: 1) монархия, 2) аристократия, 3) полития. Если властвующие стремятся только к своей корысти, то образуются формы, уклоняющиеся от правильных: 4) тирания, 5) олигархия, 6) демократия. Добродетели Аристотель разделяет на две группы. Первая — дианоэтические (разумные) добродетели. Они относятся прежде всего к интеллектуальной и умственной деятельности. Вторая содержит этические добродетели, относящиеся к характеру человека.

Философия Платона.

Учеником Сократа, был Платон (428до н. э). Основной вопрос фил.он решает однозначно — идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Мир делится на мир идей и мир вещей.Идеи первичны. Мир вещей это бледная копия мира вещей. Познание это процедура припоминания. Идея это сущность. Идея - это образец каждой вещи, но в первую очередь - это «облик», той вещи, с которой мы встречаемся, но подлинную сущность которой, не всегда распознаем. Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть — влечения и чувственность. Проблема познания у Платона - это проблема Эроса. Эрос задает жизнь природе, впечет все противопо­ложности друг к другу. Эрос застав­ляет человека чувствовать неудовлетворенность. Эрос застав­ляет человека охватывать весь мир. Эрос как бы соединяет чувственный и умопостигаемый мир. Он позволяют душе в соприкосновении с чувственным миром все больше приближаться к прекрасно­му. Прекрасное - это путь к постижению знания.Проблема состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить подлинное знание, идеи, что возможно толь­ко на пути Эроса. Идеальное государство — вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея — это идея Всеобщего Блага. Всеобщее благо, считал Платон, несовместимо с частным интересом. Поэтому правители такого государства должны, во-первых, быть философами, чтобы понимать, в чем состоит идея государства, а во-вторых, они не должны иметь семьи и собственности, потому что это связано с частным интересом, который противоречит идее Всеобщего Блага. Идеальное государство, по мнению Платона, должно быть сословным.

 

 

10.Основные этапы развития средневековой философии, ее проблематика и представители. Патристика.

Средневековая философия Запада и Востока – это прежде всего философия доиндустриального, или феодального, общества, для которого характерно господство теологии и религии. Религия являлась господствующей идеологией феодального общества в средние века как на Западе, так и на Востоке. Церковь в этот период была крупнейшим феодалом. К тому же и политически она была наиболее централизованной организацией. Духовенство фактически было единственным образованным классом. Юриспруденция, естествознание, философия – все их содержание было приведено в соответствие с учением церкви. Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а не науке. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм – обращение к Богу, его сущности, как первопричины и первоосновы мира. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Патри́стика — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (Северная Африка) Августин Блаженный, оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих более поздних представителей философского творчества. Для Августина «истинная философия и истинная религия – одно и то же». Его основными работами являются: «Град божий», «Град человеческий», «Исповедь». Августин решает две важнейшие проблемы: динамика личности и динамика общечеловеческой истории. Его «Исповедь» – это исследование самосознания личности, ее психологических состояний. Он рисует внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Августин выдвигает проблему свободы личности. Он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог.

Арабская философия в средние века развивается не только в лоне мифологии и религии, но и в лоне науки. Известны успехи арабских ученых в математике, астрономии, географии, медицине, истории, алхимии. Арабские философы, бывшие обычно врачами, астрономами, путешественниками, тяготели к естествознанию и опыту больше, чем к абстрактным рассуждениям. Крупными представителями философской мысли Востока являются видный среднеазиатский философ, ученый энциклопедист, один из основоположников аристотелизма на Ближнем и Среднем Востоке Аль Фараби; великий ирано-таджикский философ и врач Ибн Сина (Авиценна); выдающийся ирано таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям; арабо-испанский врач и философ Ибн Рошд (Аверроэс) и другие.

Средневековая патристика.

Патристикой (III – VIII вв.) называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т. е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были: 1)троичность Бога («споры о Троице»);2)природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая 3)соотношение свободы и благодати;4)отношение веры и разума. Основные идеи: 1.Бог един и всемогущ; 2.идея откровения; 3.чтобы познать Бога в него надо верить. Представители: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий, Григорий Богослов. Патристика не только значительно способствовала содержательной стабилизации христианской догматики, но и существенно повлияла на развитие глубинного психологизма христианства с его рафинированной культурой рефлексивной интроспекции. Проблематика патристики во многом определила проблемное поле как православной, так и в католической теологии. В целом, содержание патристики признано в христианстве важнейшей составляющей Священного предания; изучение патристики оформилось в рамках богословия в качестве дисциплинарной патрологии.

 

 

11.Схоластика, ее метод и основные проблемы. Спор об универсалиях,

Средневековая схоластика

Схоластика - средневековая «школьная философия», представители к-рой - схоласты - стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии. Большое место в средневековой С. занимал спор об универсалиях. Исторически С. разделяется на несколько периодов: для ранней С. (9-13 вв.) характерно влияние неоплатонизма (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Ибн-Рушд, Ибн-Сина, Маймонид). В пору «классической» С. (14-15 вв.) господствовал «христианский аристотелизм» (Альберт Великий, Фома Аквинский). Происходившие позднее (15-18 вв.) споры между католическими и протестантскими богословами в конечном счете отражали борьбу католической церкви против Реформации. А) Ранняя схоластика (IX—XII века), стоявшая ещё на почве нерасчленённости, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Главные представители схоластики: Рабан Мавр, Алкуин, Иоанн Росцелин, Пётр Дамиани.Б) Средняя схоластика (XIII век) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля, имевшегося, правда, только в латинском переводе. Формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы Альберта Великого, Фомы Аквинского. Затем последовал спор между сторонниками Августина, Аристотеля и Аверроэса, спор между томистами и скотистами. Это было время великих философско-теологических энциклопедий. В) Поздняя схоластика (XIV и XV века) характеризуется рационалистической систематизацией, дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. Когда в нач. XIV века церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму, схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. Главные представители поздней схоластики: Николай Кузанский; Жан Буридан, Данте.

 

 

12.Философия Фомы Аквинского.

 

 

Фома Аквинский (1225-74) - средневековый католический теолог, монах-домикиканец, ученик Альберта Великого, в 1Э23 был причислен к лику святых. Объективно-идеалистическая философия Ф. А. сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристо, телизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усиления идеалистических элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского: А. Доказательство через движение означает, что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения. Б. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог. В. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог. Г. Доказательство от степеней бытия — четвёртое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог. Д. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом. Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях. Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости: мудрость Благодати; мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум; мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия. Каждая наделена своим «светом истины». Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти. Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...