Философский иррационализм С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.
Иррационалиизм — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Иррационализм, в одних случаях будучи отрицанием разума как существенного качества человека, а в других – отрицанием его как существенного компонента процесса постижения человеком мира и себя, не тождествен признанию реальности нерациональных особенностей человека. Эти особенности существуют. Поэтому говорить о глобальном иррационализме антропологических направлений нет оснований. Вопрос этот решается конкретно, применительно к особенностям каждой школы или философа либо путем постановки и решения отдельных философских проблем. Основоположником современного европейского иррационализма, является Артур Шопенгауэр. Для Шопенгауэра в основе мира лежит Воля, подчиняющая себе и интеллект. Воля раскрывает себя на различных ступенях объективации — начиная от элементарных сил притяжения и отталкивания вплоть до высших форм органической жизни, представленной человеком. На определенной ступени развития возникает познание и вместе с ним мир как представление с присущими ему формами: соотносительными субъектом и объектом, пространством, временем, множественностью и причинностью. Бессмертие души (как и другие догматы христианства) Шопенгауэр отрицал. Господство мирового Зла не совместимо, считал философ, с верой в бога. Надеяться человек может только на себя: у него есть единственный достойный выход — преодолеть, погасить «волю к жизни», отказаться, от ее ложных соблазнов. Идеал Шопенгауэра (как и идеал духовно близкого ему буддизма) — нирвана, неприятие мира. Выход из состояния абсурда — перестать участвовать в нем. Датского философа и теолога Серена Кьеркегора уже при жизни называли «Анти-Гегелем». Многочисленные труды датского мыслителя проникнуты, даже одухотворены антирационалистическим (а потому и антигегелевским) духом. Одно из крупнейших произведений Кьеркегора — «Или — или». В этом произведении философ сталкивает, противопоставляет друг другу два мировоззрения и два образа жизни человека: эстетический и этический. Первый из них увлекает человека, обещая ему наслаждение красотой, второй призывает к нравственности и выполнению долга. Человек, по утверждению Кьеркегора, отличается от животного, прежде всего, тем, что он личность (а не тем, что у него есть разум), тем, что он осознает себя неповторимой личностью. Животное же, напротив, если и может осознавать себя, то осознает себя только лишь как часть рода.
Иррационалистическая философия. С. Кьеркегор. С. Кьеркегор противопоставил гегелевской идее бытия понятие экзистенции как конкретного человеческого существования, всегда ускользающего от абстрактного вердикта рассудка. В феномене экзистенции кристаллизуется уникальный внутренний опыт личности, её искания, страдания, страхи, свобода. Характеризуясь временностью, процессуальностью, экзистенция непостижима для унифицирующего научного метода, однако только в ней следует искать основания и возможности человеческой истины. Путь к ней – это путь к Богу, обретение которого дарует человеку ощущение подлинности своего бытия. В становлении экзистенции Кьеркегор выделяет три основные стадии: 1) эстетическую, когда человек ориентирован на наслаждение и детерминирован внешним объектом желания; 2) этическую, подчиняющую человека долгу, выбор в пользу которого осуществляется уже самой личностью, но пока ещё на чисто рассудочных основаниях; 3)Религиозную, где человек выбирает уже не что-либо, но самого себя, и законы существования которой определяются верой. Даруя человеку сопричастность вечности, вера, будучи абсурдна с точки зрения здравого смысла и разума, единственная даёт знание истины и силу для её осуществления. В противоположность спекулятивной логике Гегеля, Кьеркегор назвал свою концепцию «экзистенциальной диалектикой», акцентировав алогичность исходных интенций развития личности.
Иррациональная философия. Ф. Ницше. Ф. Ницше представил наиболее альтернативную классике концепцию иррационализма, как по содержанию, так и по форме. Шопенгауэровскую идею «воли к жизни» он конкретизирует как «волю к власти», понимая под последней стремление к самоосуществлению в рамках определённого жизненного пространства. Закон жизни – это «вечное возвращение»(становление, в котором воля всякий раз преодолевает себя, чтобы потом снова к себе вернуться). Основной иерархический принцип деления жизни – те, кто подчиняются, и те, кто повелевает. Поэтизируя силу, Ницше осуществляет тональную критику существующих форм нравственности и культуры: наука и искусство уводят человека от жизни в мир искусственной гармонии; мораль вырастает из усилия слабых оправдать свою слабость; религия призывает не столько к жизни, сколько к смерти. Констатируя девальвацию высших ценностей, Ницше говорит о том, что «бог умер», а «человек – это то, что должно преодолеть».
Марксистская философия Исторические условия возникновения философии марксизма. Философия марксизма возникла в 40-х гг. 19в., её основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс, создавшие целостную систему философских и экономических взглядов. Теоретическими предпосылками марксистской философии являются: 1) классическая немецкая философия: диалектика Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха; 2) классическая политическая экономия – трудовая теория А. Смита, Д. Рикардо; 3) социально-утопические проектыЕстественнонаучные предпосылки: 1) эволюционная теория Ч. Дарвина; 2) закон сохранения и превращения энергии Р. Майера; 3) открытие Шванном и Шлейденом органической клетки. Марксизм рассматривает философию в качестве практически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Эталоном для построения научной теории общества стало для К. Маркса и Ф. Энгельса классическое естествознание, ориентированное на исследование природы в её объективности и закономерной эволюции.
Диалектико-материалистическая концепция в философии марксизма. Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию состоит в том, что они разработали материалистическую диалектику как философское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении. Признание объективности экономических отношений предполагает, что жизненные решения, которые мы свободно принимаем «по своей воле», в действительности, в силу не учтённых нами объективных обстоятельств, приводят к результатам, отличным от тех, которые мы имели в виду. Но это значит, что действительные результаты наших поступков определяются не столько нашими субъективными намерениями, сколько теми объективными тенденциями и закономерностями, действие которых мы этими поступками невольно инициируем. Маркс приходит к заключению, что последовательность событий, составляющих ткань человеческой истории, подчиняется не субъективной воле исторических персонажей, а объективной логике развития «материальной производства», т.е. производства предметной среды, составляющей необходимое условие бытия человека. Согласно общей материалистической установке, диалектика выступает как универсальный закон развития природы и как следствие – закон общественного развития. Затем она уже может рассматриваться как закон мышления, поскольку мышление – отражение природного и социального процессов. Марксисты считают её не более чем «третьей производной», а потому концентрируют внимание на исследовании диалектики природы или диалектики общественного развития. Теория общественного развития в философии марксизма. Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию состоит в том, что они открыли материалистическое понимание истории, согласно которому экономические отношения составляют базис всех иных общественных отношений. Суть материалистического понимания истории К. Маркс лаконично выразил в предисловии «К критике политической экономии»: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Согласно материалистическому материализму, совокупность производственных отношений образует экономическую структуру – реальный базис общества, на котором вырастает и на который опирается вся политическая и идеологическая надстройка. Базисные отношения, возникающие в сфере производства материального обеспечения жизни, в конечном итоге, обуславливают всю совокупность социального, политического и духовного содержания, последнее же, поскольку оно относится к надстройке, является производным от базиса и зависимым от него. Исторический материализм выделяет пять основных форм базисных отношений, или пять основных способов производства. Они составляют фундаментальную основу пяти, последовательно сменяющих друг друга, общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, и коммунистической, которая, представляется как вершина и цель социально-экономического прогресса.Движущей силой прогресса выступает противоречие между новыми производительными силами и существующими в обществе производственными отношениями. Для всех формаций, исключая первобытнообщинную и коммунистическую, это противоречие проявляется в форме ожесточённой классовой борьбы и разрешается социальной революцией, возводящей общество на новую ступень.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|