Модели интернационализации, ориентированные на действие
В настоящее время признано, что существует три принципиально отличных способа организации экономической деятельности: иерархия, рынок и сеть, хотя в действительности они дополняют друг друга. Базовый элемент любой экономики - фирма - обычно характеризуется как иерархия, что означает, что ресурсы внутри фирмы распределяются в соответствии с решениями менеджеров. В плановой экономике координация деятельности предприятий осуществляется также посредством иерархии в виде государственного аппарата. В экономике рыночного типа эту функцию выполняет рынок, в котором фирмы, движимые силами конкуренции, стараются получить доступ к ограниченным ресурсам. Помимо этих двух моделей координации деятельности экономических субъектов некоторые исследователи выделяют третью модель - сеть. Индустриальная система, состоящая из фирм, занятых производством, распределением и потреблением продукции, описывается как сеть взаимоотношений между индивидуальными производителями. Сетевой подход подчеркивает, что экономическая деятельность является частью социального взаимодействия, где индивид рассматривается как социальное существо, а не как рациональный покупатель. Таким образом, экономические процессы, такие как формирование цены, распределение ресурсов, находятся под влиянием не только экономических факторов, но и социального взаимодействия между продавцом и покупателем. Рынок рассматривается как совокупность конкретных автономных субъектов, которые посредством взаимодействия строят долговременные отношения. Все субъекты сети взаимосвязаны. Эти отношения либо прямые (с поставщиками и дистрибьюторами), либо косвенные (с конечными потребителями и конкурентами). Посредством адаптации друг к другу субъекты становятся взаимозависимы, что обеспечивает стабильность сети. В то же время зависимость неполная, что создает условия для динамизма и гибкости сети.
Сетевой подход подчеркивает важность долговременных отношений между компаниями. Фирмы склонны к созданию долговременных отношений, так как это обеспечивает им определенную позицию в сети, а значит доступ к ресурсам, контролируемым другими участниками рынка. Сеть может быть определена как социальная конструкция, состоящая из конкретных, автономных и взаимозависимых субъектов. В соответствии с моделью интернационализация рассматривается как развитие позиции фирмы и установление взаимоотношений с партнерами в зарубежных сетях. Это может осуществляться тремя путями.
В силу кумулятивного характера развития фирмы ее интернационализация во многом определяется позицией на внутреннем рынке. Задача менеджера состоит в том, чтобы создать компании такую позицию, которая обеспечивает возможности для международного роста. Благоприятная в отношении интернационализации позиция означает доступ к основным информационным потокам в сети. Это позволяет компании заметить новую возможность. Более того, позиция должна обеспечить компании доступ к ресурсам, необходимым для реализации данной возможности. Причины интернационализации. Экономический аспект. Основными причинами выхода фирм на международный рынок являются их стремление снизить издержки и желание получить доступ к уникальным ресурсам.
Выход на международный рынок означает увеличение масштабов производства. Это, с одной стороны, уменьшает долю постоянных затрат в себестоимости продукции, а с другой — приводит к более быстрому совершенствованию процесса производства, ускоряет продвижение по «кривой обучения». Как известно, и то, и другое приводит к снижению издержек предприятия. Отметим, что фирма в этом случае имеет ценовое преимущество и на внутреннем рынке страны происхождения. К снижению издержек приводит и перенос производства в зарубежные страны, если там имеются более дешевые или уникальные производственные ресурсы. В некоторых отраслях по-прежнему большую роль играют такие факторы, как стоимость рабочей силы, наличие сырья или доступность капитала. В наукоемких производствах особое значение придается взаимодействию с научно-техническими центрами, способности к опережающему обновлению технологий, что определяется научными и инженерными традициями той или иной страны, системой общего и специального образования. Стандартной причиной выхода на зарубежный рынок является стремление приблизиться к потребителю. МНК обосновывается поближе к рынкам сбыта, чтобы снизить издержки и более гибко реагировать на изменения спроса. Еще один мотив для интернационализации — использование различий в законодательстве разных стран для получения различных льгот, например, субсидий на НИОКР и, особенно, налоговых послаблений. Как правило, МНК оптимизирует денежные потоки, используя оффшорные зоны и значительный объем внутрифирменной торговли. Преимущества МНК делают положение национальных производителей уязвимым и толкает последних на интернационализацию своей деятельности. Выход непосредственных конкурентов на новые зарубежные рынки может дать им дополнительные преимущества на тех рынках, где уже ведется конкурентная борьба (эффект масштаба, специализация и т. п.). Для того, чтобы не допустить такого развития событий, МНК преследуют своих конкурентов на всех доступных им рынках. Значительное влияние на стратегию МНК оказывает опасность потери рынка, связанная с изменением правил игры иностранным государством: увеличением тарифов, квотированием, применением других рычагов, направленных на создание национального производства. Все это стимулирует активность в области прямых инвестиций или договоров о передаче технологий.
Гуманитарный аспект Исследования показали, что довольно часто фирмы не занимаются международным бизнесом и, особенно, прямыми инвестициями, несмотря на явную экономическую целесообразность. Это вызвано особенностями принятия решений на корпоративном уровне. Незнание ситуации в другой стране заставляет менеджеров переоценивать риски и не рассматривать соответствующие варианты, даже если имеются прогнозы получения высокой прибыли. На первоначальных стадиях организации бизнеса оказываются важными дополнительные мотивы, которыми руководствуются топ-менеджеры. Эти дополнительные мотивы как коренятся внутри организации, так и частично определяются внешней средой. Топ-менеджмент часто руководствуется соображениями престижа, желанием путешествовать, стремлением сделать что-либо для развития других стран.41 Стремление к интернационализации деятельности компании поддерживается также прошлым опытом высших управляющих, их школьным образованием, кругом друзей и впечатлениями от зарубежных путешествий. Все новые российски компании стремятся стать глобальными и делают реальные Шаги в этом отношении, приобретая новые активы за рубежом. В целом движение российских инвестиций зарубеж соответствует обычному сценарию интернационализации бизнеса, таким образом, интернационализирующая компания проходит в своем развитии от компании чисто национальной ряд достаточно четко разделяющихся по своим характеристикам этапов. Первый этап развития интернационализации соответствует этапу прогрессирующего развития в жизненном цикле компании и характеризуется целенаправленным ростом на уровне местного производства. На данном этапе компания Фокусирует свою деятельность на обслуживании внутреннего рынка и не прибегает к
экспорту. Однако руководство фирмы уже начинает задумываться относительно выхода на международные рынки, организуя поиск информации о них и оценивая потенциал экспортной деятельности. При этом данный этап предполагает возможность предприятия осуществлять деятельность по импорту продукции, в которой оно выступает принимающей стороной. Процессом, протекающим в рамках первого этапа интернационализации, является изучение и оценка возможностей экспорта, который помимо исследовательской функции несет в себе функцию определения целей и задач, которые могут быть достигнуты в результате интернационализации. Информационный процесс является столь значимым потому, что в начале бизнеса, сопряженного с риском зарубежом, фирма должна получать гораздо больше информации, нежели ей требуется для коммерческих решений внутри страны. Отсюда вытекает, что стремящиеся к выходу за рубеж фирмы, деятельность которых протекае в относительно домашних условиях, должны сначала: · отследить и проанализировать обстановку рынка; · найти возможности обмена опытом с другими представленными на международной арене российскими компаниями; · наладить корпоративное управление и внешние корпоративные коммуникации; · уделить внимание формированию куль- туры управления, учитывающей межкультурные особенности; · выбрать правильную стратегию маркетинга. Выбор неправильной стратегии интернационализации приводит фирму в страны, которые значительно отличаются от страны ее принадлежности, и постепенное втягивание станвится желательным по двум дополнительным причинам: · действуя, фирма приобретает знания. Вместо инвестиций в дорогостоящие исследования рынка, фирма вкладывает средства в пробное освоение некоторых стратегически важных зон бизнеса и на основе практического опыта приобретает знания о важнейших факторах, обеспечивающих успех; · постепенное освоение данной страны позволяет фирме контролировать риск путем регулирования степени вовлечения в интернационализацию [3]. Вторым этапом интернационализации является экспериментальный экспорт. Данный этап может протекать по двум направлениям: ·удачная попытка экспорта, ведущая за собой увеличение оборотов производства и переход к следующему этапу; · неудачная попытка экспорта, возвращающая предприятие на предыдущий этап интернационализации для продолжения развития на местном уровне или более углублённом изучении всех возможностей экспорта. Третий этап развития экспорта в близлежащие страны характерен для компании, находщихся на стадии регулярного экспорта, уже не рассматривающих деятельность на зарубежных рынках лишь как прибыльное дополнение к своим внутренним операциям. Объем их экс- порта составляет 10–39 % общего объема продаж. От оценки возможностей экспортной деятельности фирмы они переходят к созданию форпостов для неудачных операций на между- народных рынках [4]. Первостепенные задачи компаний на
данном этапе – сбор информаци о рынках, потребителях, конкурентах, а также разработка механизмов изучения успешных и неудачных действий других фирм за рубежом. Четвертый этап наступает при переходе компаний российских экспортеров и иностранных импортеров к более тесным отношениям и последующему расширению производства. На данном этапе организация деятельности предприятия осуществляется на российском рынке. При успешном развитии бизнеса и желании фирмы продвигаться еще глубже в мировые рынки данный этап становится отправной точкой. Если же предприятие полностью удовлетворено полученными успехами и не желает дальнейшего углубления в интернационализцию, то четвертый этап становится завершающей стадией совершенствования внешнеэкономических отношений фирмы. Пятый этап характерен для организацийс растущими перспективами будущего развития производства за рубежом. Последнего этапа достигают лишь те предприятия, которые уже покорили отечественный рынок, и теперь, нацелены на открытие дочерних компаний за рубежом. На данной стадии менеджмент фокусируется на консолидации деятельности на глобальном рынке, улучшении координации и интеграции между рынками путем разработки глобальных стратегий, одним из ключевых элементов которых является переход от локальной к глобальной ориентации и, соответственно, от стратегий адаптации к стратегиям стандартизации. Это требует дальнейшего накопления опыта и развития конкурентных позиций в различных странах, чтобы стать лидером глобального рынка. Достижение глобальной синергии предполагает улучшение координации на различных стадиях цепочки ценности, а также обеспечение распространения идей, опыта и ноу-хау на все направления деятельности и географические области.
№47
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|