Проблемы повышения конкурентоспособности и эффективности ВТ отечественных производителей
Для современной России проблемы, связанные с достижением и обеспечением высокого уровня конкурентоспособности предприятий и их товаров, занимают одно из центральных мест. В нашей стране доля предприятий, производящих конкурентоспособную на международных рынках продукцию, крайне мала, и по этому показателю РФ заметно отстает от развитых стран Европы и США. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособность предприятия». Объединяя различные точки зрения, можно сделать вывод, что это способность фирмы производить конкурентоспособный товар или услугу на данный момент и на данном рынке. На конкурентоспособность товара оказывают ощутимое влияние большое количество факторов. Однако основным из них, к которому также сводятся в итоге и многие другие, является качество товара или услуги, производимых фирмой. Качество – это степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования. Это главная характеристика товара. Для успешного продвижения товара на рынке, он должен удовлетворять не только физические, технические и эстетические потребности потребителя, но и более сложные: статусные, возрастные, психологические. При прочих равных условиях, покупатель, разумеется, выберет более качественный товар. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Одним из преимуществ российских предприятий является сравнительная дешевизна ресурсов и энергии. Дешевая электроэнергия могла бы стать важным конкурентным преимуществом, однако эксперты прогнозируют рост цен на ресурсы для производственных целей. Сохранение конкурентных позиций потребует значительного роста эффективности использования этих ресурсов, что предполагает коренное техническое перевооружение, смену номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее качественных характеристик.
Следующей проблемой, мешающей российским компаниям повысить конкурентоспособность, является износ фондов. Даже в лидирующей группе поло- вина предприятий за последние 3 года не занималась технологическими инновациями. Физический износ в группе лидеров достиг угрожающих размеров: только у ¼ из них парк машин и оборудования можно считать приемлемым. Кроме того, политика не может быть одинаковой в отношении больших, средних и малых предприятий, а также в отношении лидеров и аутсайдеров. Политика по отношению к лидерам рынка должна быть ориентирована на увеличение этой группы предприятий и повышение их конкурентных преимуществ за счет снятия административных барьеров и создания стимулов для инновационной, инвестиционной и внешнеэкономической активности. Так, для решения проблемы недостаточных инвестиций предлагается упрощение существующих механизмов и увеличение прозрачности предоставленных льгот, а также необходимость дополнительных стимулов для инвестиций (включая налоговые льготы).[3] В отличие от лидеров, у фирм «второго эшелона» меньше ресурсов, поэтому они нуждаются в большей поддержке, чем лидеры рынка. Для повышения эффективности расходования средств лучше ориентироваться на коллективные механизмы оказания государственной поддержки. Ее целевая аудитория– преимущественно малые и средние предприятия. Во всех случаях полезно опираться на инициативу самого бизнеса. Один из ожидаемых результатов такой деятельности – предоставление шанса на создание конкурентных преимуществ предприятиям, для которых риски инновационной и внешнеэкономической деятельности пока оказываются чрезмерными. Под инновациями здесь подразумеваются любые новые знания и навыки, позволяющие повысить эффективность бизнеса. В результате вытекает необходимость активной государственной поддержки экспорта на рынки стран дальнего зарубежья с ориентацией, прежде всего, на средние фирмы. Требуется расширение спектра форм та- кой поддержки и изменение механизмов ее предоставления. Проблему высоких издержек выхода на внешние рынки можно решить с помощью различных механизмов, среди которых: софинансирование (государство + бизнес), упрощение процедур предоставления экспортных гарантий и возврата НДС, информационная поддержка, помощь в создании коллективных брендов.
Аутсайдеры же не только сами неэффективны. Они занимают место и ресурсы, которые могли бы использовать другие игроки, фактически не оставляют свободного пространства для появления и развития новых, более конкурентоспособных бизнесов. С другой стороны, такие предприятия часто выполняют важные социальные функции (единственный хлебозавод в городе или один из немногих работодателей), а реальной альтернативы им пока нет. Разрушить квазимонопольные позиции аутсайдеров, создать у них стимулы к развитию можно через расширение возможностей входа на региональные рынки новых фирм. Для этого требуются меры по стимулированию предпринимательства, включая создание новых бизнесов и смещение акцентов в поддержке предпринимательства в пользу выращивания эффективного среднего бизнеса. Также необходимо стимулирование легального перерастания малого бизнеса в средний, немаловажной является поддержка собственно среднего бизнеса. Наиболее же общей рекомендацией для повышения конкурентоспособности предприятий выступает призыв к повышению качества: качества товаров и услуг, качества труда, качества менеджмента. На данный момент существует огромное количество международных стандартов, разработанных как ИСО, так и другими организациями, а также целыми ассоциациями. В их число входят GMP, HACCP, FSSC 22000 и другие. Внедрение данных стандартов доказало свою эффективность. Кроме того, особенностью, к примеру, функционирования предприятий фармацевтической отрасли за рубежом является практически повсеместное внедрение отраслевых стандартов GMP. Причем внедрение данных стандартов во многом обеспечивалось принуждающей силой государства.
На основе оценки конкурентоспособности экономики России можно сделать следующие выводы. Повысить конкурентоспособность национальной экономики возможно за счет роста производительности труда. К сожалению, производственная и инвестиционная активность сконцентрированы в секторах с низким технологическим укладом, использующим малоквалифицированную рабочую силу. На долю низкотехнологичного сектора приходится 50% российских ТНК и 80% капитализации, а на долю высокотехнологичного сектора – только 7 отечественных ТНК 3% всей корпоративной капитализации страны. Анализ товарной структуры экспорта и импорта РФ показал, что на мировых рынках конкурентоспособны лишь сырьевые товары с низкой добавленной стоимостью. Импорт высокотехнологичных и наукоемких товаров подтверждает низкую конкурентоспособность обрабатывающих отраслей. Ежегодно сокращается вывоз продукции обрабатывающих отраслей: за последние десять лет в 5 раз сократился вывоз текстильной и машиностроительной продукции. В тоже время экспорт минеральных продуктов и импорт готовой продукции неукоснительно растет. Для повышения внешней конкурентоспособности России необходима структурная перестройка и диверсификация экономики на основе масштабных инвестиций в инновации и формирования сильных рыночных институтов. Что касается внутренней конкурентоспособности России, то необходимых данных для анализа в отечественной статистике просто нет. Отсутствие статистики, адекватно отражающей реальное положение дел в стране, негативно сказывается на разработке действенной государственной экономической политики, формировании глобальной стратегии, а также конкурентных стратегий фирм, конкурирующих с импортерами. По экспертным оценкам на товарных рынках России наиболее конкурентоспособна продукция пищевой промышленности и сотовая телефония.
Анализ отчета ВЭФ о глобальной конкурентоспособности показал, что Россия занимает довольно скромные позиции: в 2007 г. из 131 страны лишь на 58-м месте, в 2008 г. поднялась на одну позицию. Россия уступает Китаю (30), Индии (29), Эстонии (27 место). В 2008 г. экспертами отмечены слабая экономико-правовая сфера, высокая коррумпированность в России, однако в качестве конкурентных преимуществ признаны высшее образование, гибкость рынка труда, ёмкость внутреннего рынка, а также инновационный потенциал, опирающийся на человеческий капитал и развивающийся рынок труда. Для повышения конкурентоспособности экономики России необходимо адаптироваться к эволюции мирового спроса, точно выбрать национальную специализацию, соответствующую внутренним возможностям, производить наукоемкую продукцию и осваивать новые рынки. В глубоком понимании глобальной структуры мирового спроса, в способности динамично на него реагировать, одновременно активно формируя его в нужном направлении, и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых держав. Подъем экономики и достижение высокой конкурентоспособности невозможен без интеграции добывающей и обрабатывающей промышленности, технологической переработки сырьевых ресурсов в наукоемкую продукцию. Необходимо ускорить интеграцию обоих секторов для создания технологических кластеров с полным циклом производства высокотехнологичной наукоемкой продукции конечного спроса, отличительная особенность которых состоит в возможности использования разработанных технологий в самых разных отраслях, укрепляя их конкурентные позиции. Несмотря на то, что на долю России, где работает 12% ученых всего мира, приходится только 0,13-0,3% реализации наукоемкой высокотехнологичной продукции на мировом рынке, в то время как накоплен потенциал для развития по крайней мере шести приоритетных направлений: авиация, космическая техника, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия и энергетическое машиностроение, благодаря которым РФ на мировом рынке наукоемкой продукции могла бы увеличить свою долю до 8-15%. Россия обладает реальными шансами для завоевания весомой части мирового рынка услуг, в том числе космических технологий, транспортных услуг и индустрии туризма. Россия может играть роль ведущего транспортного моста между западными и восточными рынками за счет расширения транзитного потенциала Транссибирской магистрали. В России представлено пять климатических поясов с восхитительными ландшафтами, памятниками старины, строятся уникальные спортивные объекты. Большие перспективы имеются в углублении переработки продукции металлургии, промышленных, бытовых и ядерных отходов, в международном взаимодействии в области природоохранной деятельности.
Сильными сторонами международной конкурентоспособности России считаются: · индекс условий торговли (соотношение динамики цен на экспортную и импортную продукцию); · диверсификация в последнее время экспортных рынков; · положительное сальдо торгового баланса; · низкие цены на электроэнергию для промышленных потребителей; · низкая стоимость рабочего места в обрабатывающих отраслях; · высокий образовательный уровень населения; · значительная численность научных работников (около 10% от мировой) и некоторыедругие. К слабым сторонам относятся · невысокий уровень расходов на НИОКР (в расчете на душу населения); · низкие темпы роста прямых иностранных инвестиций; · недостаточные стимулы инвестирования в наукоемкое производство; · нехватка финансовых ресурсов для поддержания экспорта готовых изделий; · низкий уровень защиты инвестиций, патентов и авторских прав; · низкая доля российской наукоемкой продукции на мировом рынке и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|