Разделение полномочий в сфере ВЭД между Центром и регионами РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38 В течение последних лет идёт активных процесс заключения до говоров и соглашений между Федерацией и её субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий. Как отмечалось выше, заключение подобных договоров и соглашений вызывается тем, что ни Конституция РФ, ни федеральные законы не в состоянии учесть особенности каждого из 89-ти субъектов Федерации. Договоры дают возможность подойти дифференцировано к каждому субъекту, учитывая при этом как его интересы, так и интересы государства в целом. Именно эти договора содержали конкретные механизмы, обеспечивающие участие субъектов РФ во внешнеэкономических связях. Конституцией и Федеральным договором установлено, что внешнеэкономические отношения, а также валютные и таможенное регулирование относятся к ведению федеральных органов государственной власти. В то же время, субъекты Федерации являются самостоятельными участниками внешнеэкономических отношений, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Как правило, договоры о разграничении полномочий, а также соглашения в области международных и внешнеэкономических связей передают субъектам Федерации следующие полномочия: · заключение соглашений с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными единицами иностранных государств, министерствами и ведомствами (договора с республикой Саха (Якутия), Свердловской областью, ст.13); · участие в деятельности международных организаций и фондов (договор с Татарстаном, ст.11; Башкортостаном, ст.14;, Северной Осетией, ст.3); · создание региональных страховых и залоговых фондов для привлечения иностранных займов и кредитов (соглашение с Сахалинской обл., ст.2);
· содержание региональных представителей при торгпредствах РФ в иностранных государствах посогласовании с федеральными органами исполнительной власти, на которых возложена координация и регулирование международных и внешнеэкономических связей региона (там же); · разработка и осуществление политики привлечения иностранных инвестиций для выполнения региональных программ (в ряде договоров). К компетенции субъектов Федерации относятся: · содействие коммерческой деятельности предприятий и организаций субъекта РФ в зарубежных странах, предоставление гарантий и дополнительных льгот участникам ВЭД за счет собственного бюджета; · проектирование и организация свободных экономических зон на территории субъекта РФ в соответствии с действующим законодательством. К совместному ведению в области ВЭД договоры о разграничении полномочий, как правило, относят защиту интересов субъектов Федерации и их учреждений, предприятий, организаций за рубежом; регулирование платежно-расчетных отношений по внешнеторговым сделкам; развитие торгово-экономических отношений с иностранными государствами, международными торгово-экономическими и валютно-финансовыми организациями, непосредственно затрагивающими интересы субъектов Федерации, лицензирование инвестиций юридических лиц и субъектов Федерации за рубежом; тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении с товарами и услугами, производимых исключительно на территории субъектов Федерации; открытие на территории субъектов Федерации иностранных коммерческих представительств. Кроме того, во многих договорах закрепляется участие субъектов Федерации в разработке международных договоров России по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы субъектов Федерации. Некоторые субъекты Российской Федерации подписали соглашения о ВЭД с иностранными государствами (причем не сопредельными и не входящими в СНГ), а не с их субъектами. Так, еще в июле 1993г. Удмуртская Республика, Республика Марий Эл и Республика Мордовия подписали соглашения с Венгрией о торгово – экономическом сотрудничестве. Подобные соглашения были заключены также между Башкортостаном и Болгарией, Башкортостаном и Румынией, Коми и Чехией, Коми и Словакией.
Согласно ст.3 указанного Федеративного договора, края, области, города Москва и Санкт-Петербург как субъекты Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей. В соответствии же со статьёй 72 (п.2) Конституции РФ вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ находятся в совместном ведении РФ и её субъектов, что соответствует практике международных отношений. Однако в отличие от таких государств как США, Канада, Австрия, Германия и др., в которых деятельность субъектов (штатов, кантонов, земель, провинций) в осуществлении международных и внешнеэкономических связей, процедура реализации прав на участие в этой деятельности и соответствующие полномочия строго регламентированы национальным законодательством, в РФ эти вопросы до сих пор не урегулированы. Субъекты РФ сотрудничают практически со всеми странами СНГ и Балтии. Например, из 28 приграничных территорий 16 осуществляли товарообмен с 10 и более государствами. Товарообмен между приграничными территориями России и Странами Содружества и Балтии осуществляется почти по всем основным видам продукции производственно-технического назначения и промышленного потребления. Так, Иркутская область заключила межрегиональные соглашения с Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной, Латвией, Литвой, Эстонией. К сфере совместного ведения РФ и субъектов Федерации, очевидно, следует отнести: § координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ (ст.72 «о» Конституции РФ); § обмен информацией о внешнеэкономической деятельности; § определение порядка зарубежного инвестирования в объекты, расположенные или функционирующие на территории данного субъекта Федерации;
§ формирование и осуществление региональных экспортных программ; § координацию экспортной деятельности регионов с целью максимальной реализации их экспортного потенциала и предотвращения ненужной конкуренции, демпинга и т.д. Разграничение функциональных обязанностей федерального и регионального государственных уровней возможно только по следующей схеме. За центральными органами остаются: § определение общих правил тарифной, нетарифной, валютно-финансовой политики; § создание условий для экспортной активности малых и средних фирм на основе специальной федеральной программы. Региональные власти могут влиять на ВЭД, используя косвенные меры регулирования: § определение оптимальных направлений экономического сотрудничества; § содействие развитию инфраструктуры ВЭД (уполномоченных банков, страховых и рекламных компаний, информационных, консультационных фирм, транспортно-экспедиторских фирм); § предоставление предприятиям и организациям информационной и консультационной помощи по вопросам практического ведения ВЭД, исследования состояния и выбора рынка, методов маркетинга; § оказание содействия предприятиям в приобретении передовых технологий; § финансовая поддержка участия предприятий в торговых ярмарках; § создание системы кредитования и государственного страхования экспортных программ за счет местных финансов; § представление интересов регионов в органах федеральной власти и др. Разделение полномочий между федеративным государством и его субъектом, в т.ч. в области ВЭД предполагает проведение последним собственной экспортной и инвестиционной политики в пределах своих полномочий, что обуславливает возможность формирования собственного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности региона
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|