Методы исследования основного и рабочего обмена.
Физиология рационального питания. Цель занятия: знать обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой как основное условие жизни и сохранения гомеостаза, изучить принципы определения энергетического баланса организма и физиологические основы составления пищевых рационов. В результате изучения темы студенты должны:
Рекомендуемая литература: ОСНОВНАЯ 1. Лекционный материал. 2. Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2000. - Т. 2 – с. 94-130 3. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – 1985. – с. 374-396. 4. Основы физиологии человека. Учебник для высших учебных заведений /в 2 томах/ Под ред. Б.И. Ткаченко СПб 1994. - Т.1. - с. 447-479. 5. Н.А.Агаджанян, В.М.Смирнов Нормальная физиология. – 2007. – С. 352-368.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. В.И. Филимонов Руководство по общей и клинической физиологии. - 2002. – с. 737-759. 2. Нормальная физиология. В 3-х т / Под ред. В.Н. Яковлева. – 2006. - Т.2. – с. 205-224. 3. Физиология человека / Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса. – 2004. - Т.3. – с. 653-665, 723-738. 4. A.M. Уголев "Теория адекватного питания и трофология", 1991. Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов: К занятию необходимо подготовить ответы на следующие вопросы: 1. Общие представления об обмене веществ: белков, жиров и углеводов. Суточная потребность в основных нутриентах. Регуляция обмена питательных веществ в организме.
2. Значение минеральных веществ, воды, микроэлементов для организма. Факторы, определяющие их баланс в организме. 3. Определение понятий основного и рабочего обмена. Факторы, их определяющие. 4. Характеристика профессиональных групп населения с учётом энергетических затрат. 5. Методы определения основного и рабочего обмена. Понятие калорического эквивалента кислорода (КЭК), дыхательного коэффициента (ДК). 6. Физиологическое обоснование принципов составления пищевого рациона. 7. Калорический (тепловой) коэффициент основных видов питательных веществ. 8. Энергетический баланс организма с учетом усвояемости и специфически-динамического действия пищи. 9. Нормы питания человека. 10. Сущность теории сбалансированного и адекватного питания. Письменно выполните следующую работу: подготовьте список потребленных пищевых продуктов в граммах и всех видов деятельности с указанием их продолжительности в минутах за прошедшие сутки (24 часа). Практическая работа Работа 1. Определение должного основного обмена. Должный основной обмен может быть определен для каждого человека несколькими способами. А) для определения должного основного обмена могут быть использованы специальные таблицы. Для мужчин и женщин используют разные таблицы показателей энергообмена, т.к. уровень основного обмена у мужчин в среднем на 10% выше, чем у женщин. По таблице находят число рядом со значением массы испытуемого. Затем, в приложении к таблице (справа), находят по горизонтали возраст, а по вертикали - рост испытуемого. На пересечении граф возраста и роста определяют второе число, которое следует сложить с первым. Полученный результат даст среднестатистическую величину нормального (должного) основного обмена с учетом пола, возраста, роста и массы тела испытуемого.
Б) расчет должной величины основного обмена по формулам. Определение должной величины основного обмена производят по формулам Гарриса и Бенедикта: ДОО = 66,47+13,7516В+5,0033Р-6, 7550Г (для мужчин) ДОО = 665,0955+9,5634В+1,8496Р-4,6756Г (для женщин), где В - вес в килограммах; Р - рост в сантиметрах; Г - возраст в годах В) наиболее простым способом определения должного основного обмена является следующий - 1 ккал на 1 кг массы тела в 1 час Сравните результаты, полученные разными способами. В выводе сформулируйте понятие основного обмена. Укажите факторы, его определяющие. Для закрепления материала решите следующую ситуационную задачу: У женщины 32 лет ростом 150 см и весом 60 кг основной обмен оказался равен 1600 ккал. Определите, соответствует ли это норме.
Работа 2. Определение отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида и номограмме. У испытуемого (лучше в положении лежа на спине) при отсутствии мышечного напряжения и в состоянии эмоционального покоя подсчитывают пульс, измеряют систолическое и диастолическое давление по способу Короткова 3 раза подряд с промежутками 1-2 минуты. Для расчета берут минимальные показатели. Расчет степени отклонения основного обмена от нормы проводят по формуле Рида, которая основана на существовании взаимосвязи между АД, ЧСС и теплопродукцией организма: Δ00 = 0,75 • (ЧСС+ПД ∙ 0,74) - 72, где ЧСС - частота сердечных сокращений (по пульсу) ПД - пульсовое давление Для упрощения расчетов можно использовать специальную номограмму, которая позволяет быстро сопоставить частоту пульса испытуемого со значение пульсового давления. Отклонение до 10% считается не выходящим за пределы нормы. Полученные результаты являются вполне достоверными и могут быть использованы в диагностических целях при некоторых заболеваниях, например, при тиреотоксикозе. Поскольку в учебной лаборатории обычно не соблюдаются условия, необходимые для определения основного обмена, то результаты, полученные вами, будут лишь приблизительно отражать уровень рабочего обмена испытуемого. Определите рабочую прибавку теплопродукции, сопоставив ваши результаты с уровнем основного обмена, полученным по таблицам.
При обсуждении укажите возможные причины отклонений от нормы. Объясните связь энергообмена с показателями деятельности сердечно-сосудистой системы. В выводах перечислить условия, необходимые для определения основного обмена.
Работа 3. Расчет энергозатрат организма по данным непрямой калориметрии. Исходными данными для решения задачи являются: содержание О2 и СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе и минутный объем дыхания (МОД). Схема решения: 1.По данным задачи рассчитать: а) величину дыхательного коэффициента (ДК); б) количество кислорода, поглощенного организмом за 1 минуту. 2.Зная ДК, по таблице определить калорический эквивалент кислорода (КЭК) - см. учебник «Физиология» п/р Г.И. Косицкого, 1985, стр.387.
Номограмма для работы № 2 (Определение отклонения основного обмена от нормы) 3.Используя значения КЭК и количества поглощенного кислорода рассчитать, сколько энергии теряется организмом за 1 минуту, за 1 час, 1 сутки. Для закрепления материала решите следующие ситуационные задачи: 1. Вентиляция легких у испытуемого 6 л/мин. Во вдыхаемом воздухе содержится 17% кислорода. Каков объем кислорода, поглощенного за 1 минуту? 2. Испытуемым за 1 минуту поглощено 0,4 л кислорода и выдохнуто 0,36 л углекислого газа. Каковы его энергозатраты за сутки? 3. Нормален ли основной обмен у мужчины 27 лет (массой 60 кг, рост 161 см), если легочная вентиляция 6 л, а в выдыхаемом воздухе содержится 16% 02 и 3,7% С02? 4. Содержание 02 в выдыхаемом воздухе 16,2%, С02 - 4%, а вдыхается чистый атмосферный воздух. Достаточно ли данных для расчета суточных энергозатрат человека?
Работа 4. Определение должного (идеального) веса по формуле Брока-Бугша, индексу Кетле и номограмме. Идеальным называется вес, который статистически достоверно сочетается с наибольшей продолжительности жизни людей и, следовательно, характеризует оптимальные условия питания и обмена веществ в организме. Идеальный вес рассчитывается по формуле Брока-Бугша Р = L - 100, если L= 155 - 165 см P = L - 105, если L = 166 - 175 см
Р = L - 110, если L = 176 см и выше, где Р- оптимальная (желаемая) масса, кг; L - длина тела, см
Индекс массы тела (ИМТ) или индекс Кетле позволяет оценить степень упитанности взрослых людей (наиболее информативен в возрасте 20-60 лет). ИМТ = Масса тела (кг) / Рост2 (м) В норме ИМТ равен 18,5 - 25,0 и прямо коррелирует с количеством жира в организме. Более высокие показателиИМТ указывают на ожирение, более низкие – на энергетическую недостаточность, и то, и другое означает риск для здоровья. (ИМТ не дает верную информацию при сильно развитой мускулатуре, беременности, развитии отеков).
Номограмма для определения степени упитанности для взрослых (по Тевсу). Значения идеального веса взяты из таблиц MLIC (Metropolitan Life Insurance Соmpanу) для людей среднего телосложения. Нормальным считается вес, если отклонение от идеального веса не превышают 5%. В качестве примера приведены данные для мужчины ростом
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|