Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сократ, Платон, Аристотель




Исторические типы мировоззрения

Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий люде.

Основными историческими типами мировоззрения являются мифология, религия и философия. Миф – способ организации и хранения важной для коллектива информации. Возлагая мифические события старшие поколения передавали эту информацию младшим. Миф объединял в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства и представлял собой целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе естественное, сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. У всех народов мира были свои мифы, т.е. различные сказания о фантастических существах, о делах богов и героев. Тематика была очень разнообразной, много мифов было посвящено проблеме происхождения мира. Вторым историческим типом мировоззрения является религия. Религия – форма общественного сознания, основу которой составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющую роль в мироздании и жизни людей. Религия у народов различна, но вера едина. Религия – одна из древних форм общественного сознания. Она оказывала и оказывает большое влияние на историю человечества. Она носительница культурных ценностей, средством упорядочения и сохранения традиций и обычаев. Форма религия очень разнообразны. Одной из древнейших форм является тотемизм, т.е. вера в таинственную родственную связь между группой людей и определённым видом растений, животных или явлений природы. Очень распространена была среди древних людей магия. Ещё одной формой был фетишизм, т.е. почитали неодушевлённые материальные предметы, якобы обладающие сверхъестественными свойствами. Наиболее высокой формой первобытных верований был анимизм, т.е. вера в духов Религия – сложное духовное образование, которое не укладывается в какие-то однозначные и прямолинейные характеристики.

Предмет философии и её историческая динамика

Предметом философии является ВСЕОБЩЕЕ в системе «мир - человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Предмет философии отличен от предмета частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека.

Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Поэтому в качестве основных можно обозначить четыре мировоззренческие проблемы:

1. Проблема универсума, окружающего мира, в рамках которой философия отвечает на вопросы о том, что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, что является первоосновой мира, конечен или бесконечен мир, единственен или множественен, каковы его прошлое, будущее и др.

2. Проблема человека, смысла существования человека в мире.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального.

Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии. Основной вопрос философии включает в себя две стороны: онтологическую и гносеологическую. Онтологическая сторона основного вопроса философии - это вопрос о сущности мира.

В зависимости от ответа на вопрос, что первично, а что вторично, философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Существуют различные исторические формы материализма и две основные разновидности идеализма - объективный и субъективный.

Материалисты - это те философы, которые считают природу, материю первичными, существующими независимо от духовного, от сознания.

Идеалисты придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что в основе мира лежит духовная сущность в различных формах: Идея, Мировой Разум, Воля. Гносеологическая сторона основного вопроса философии - это вопрос о познаваемости мира.

4. Проблема бытия человека в «мире людей», связана с решением межличностных, социальных отношений.

В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора того или иного произведения с читателем, которые зачастую разделены веками, вследствие чего читатель проникает в смысл произведений и «творит» свои личностные смыслы.

Философия Др. Индии

История др. Индии охватывает 15 веков (11 в.дон. э. – 6 в.н.э.) характеризующая черта др. Индии разделена на 4 варны: 1.брахманы, 2.кшатрии, 3.вайшьи, 4.шудры. Слово «варна» означает Цвет. Брах-белый, кшатр.-красный, вайшьи-желтый, шудры-черный. Каждая варна занимала строго определённое место в обществе. Браки заключались только внутри варны. Каждая варна имела свою традиционную профессию: брах-умственный труд, кшатрии-военный, вайшьи-земледелием и торговлей, шудры – самая тяжёлая работа. 1е 3 варны-арийские. Их мужчины проходили обряд посвящения и приобщались к знаниям. Шудрам и женщинам это посвящение было запрещено. Они приравнивались к животным. В древней индийской философии происхождение мира связывалось с сверхъестественным человеком Пуруша. Считалось, что из его рта возникали Брахманы, из рук-кшатрии, бедер-вайшьи, ступней-шудры. Древний индийский литературный источник назывался веды. Они представляли собой сборник гимнов в честь богов. В них было выражено мировоззрение древних индусов. Читать и толковать разрешалось только Брахм. Различие между человеком, растением и животным непринципиально, т. к. у всех есть тело(смертно) и душа(вечна). После смерти человеческая душа поселяется в другое тело не обязательно человеческом. Странствие души по различным телам-сансара. Переселение души зависело от поведения. В 7в. до н. э. в Индии развивались основные философские школы(9):6 артодоксальных школ (опирались на веды):веданта, санкхья, йога, ваймешика, миманса, ньяя. 3 неортодаксальные (критиковали веды) школы: джайнизм, буддизм, чарвака.

Фил-я Др. Китая

Др.кит. гос-во представ. Собой типич. Восточ.иерархич. диспатию. Глава гос-ва-наследствен. монарх, он же 1 ый жрец и единствен. землевлад-ц. Закона не была, никто не защищён от произвола. Все отношения были подчинены слож. ритуалу, имеющему мировозренч. Значение. Для психологи др. кит-ев было хар-но чув-во покор-ти, нижест-х вышест-м. (малдш-дети подчин. Страшему брату, т. к. он единтсв. наслденик, это почетание предупрежд. Возможн. Конфликты в семье.) Светск. Ритуал взаимоотнош. Ыбл тесно связан с религ. Ритуалом отнош-й жимых и умершим духом предков. В Китае был развит культ предков(мамизм). Вся жиэнь живых проис-ла как непрестна. Ответ п\д духами предковЮк-м принос-сь систем-ие жертвы (военноплен., дети-превенцы). Мифол-ия в К. была развита слабо. Они были слишком практич. Людьми. Однако и Др.К. не избежал п-да госопдства мифол-го миров-я. Для этих мифов было хар-но представление о первонач-ле мира как о первобыт. хаосе и о 2х проив-х космич. Силах, упоряд-х хаос, небесной-Ян, земной-Инь.обрах-х в хаосе из его легк. Частиц небо, тяж-х-землю. В др. мифах упоряд. Хаоса и орг-ция миросдания связ-ся с деят-тью сврехест-г чел.-Пань-гу, зародив-ся внутри хаоса. Др.кит. фил-я была связана с др. книгами(5):1.песен, 2.обрядов, 3.перемен, 4.истории, 5.летопись Чунь-Цзю (весна-осень) Это5книжие сост-ло основу миров-я образго китайца. Др.кит. фил-я вкл-ла так же зачатки наук. Однако др. кит. науки были развито слабо, особ. Др. кит. Мат-ка была иш-на док-в. Это не могло не сказ-ся на уровне др. кит. фил-и.В8–5 вдон. э. шир. Распрост. Пол-ло учение о 5 превоэл-хприроды (вода, огонь, земля, металл, дерево) Их связи дают многообраз-е явл-й и вещей. В5–3-в. Зарожд. Фил-е школы(6):конф-во, маизм, школа закона, даосизм, школа Ин-Янь, школа имен. В боль-ве школ преоблад. Практич. Фил-я. Политика и фил-я были тесно связаны..Фил-фы занимали более высшие посты в гос-ве.

 

7. Космоцентризм ранней греческой философии и проблема первоначала

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции. В отличае от Востока, философская мысль зародилась и развивалась здесь в тесной связи с зачатками естественно-научных знаний. Первые древнегреческие философы пытались научно объяснить происхождение Солнца, Земли, звезд, растений, человека. Первые древнегреческие ученые, известные нам жили в греческом городе Милет, поэтому их объединяют в милетскую школу философии. Главным вопросом, который пытались решить первые греческие философы был вопрос первоначале мира, т.е. что лежит в основе мира, из чего все состоит. Так родоначальник милетской школы Фалес (640–562 до н.э.) считал, что в основе всего многообразия вещей и явлений лежит единое вечное начало – воды. Он считал, что все вещи возникли из воды и, разрушаясь, снова превращаются в воду. Вода здесь рассматривается как элемент материи, стихия природы и как первоначало, субстрат всех вещей и явлений. Аналогичное воззрение развивали Анаксимандр и Анаксимен. У Анаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей является конкретная природная стихия – воздух. У Анаксимандра – апейрон – некое неопределенное вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении, первоначало.

В большем объеме сохранились взгляды философа из города Эфеса, Гераклита. В качестве первоосновы мира и субстрата всех вещей Гераклит называл огонь, так как только огонь пребывает равным самому себе, неизменным во всех превращениях. Мир по Гераклиту – это нечто упорядоченное, космос. Мир не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Таким образом, по Гераклиту, в мире царит всеобщий закон – Логос. Существует этот Логос на основе вечности движения, всеобщей изменчивости, общей текучести вещей и явлений. Это движение мира по Гераклиту происходит на основе борьбы противоположных явлений, а на основе борьбы противоположности возникает гармония мира.

 

Демокрит

Он жил в пе-д расцвета греч. фил-и. Его жизнь поучит-на предан-б науке. Начами он запир-ся в надгробье, чтобы поразмыш-ть. Его отец. очень сотоят. Чел.оставил большое наследтво. Дем.забрал <его часть и отправ-ся путешств-ть на Восток. Вернулся бедняком. Но он вернул уважение сограждан прочитав свое сои-е. Всего около 70 сочин-й. Первонач-ло всего атом. Матери, весь космос-вечно движ-ся в пустоте атомы. Они неделимы, неизменны, кач-но однородны и отлич-ся от др. др. лишь внеш. колич-ми чертаим. Число атомов и их формы бесконечно. В проц. Движ. Атомов в пустоте они сцеп-ся др. с др. в те или иыне конкрет материи. С позиции атомистики он объяснил и психич. явл-я. Он сводил все умствен проц-ы к движению собоых атомов, отлич-ся тонкостью, легкостью, проинк. способ. Выдел-л 2 вида познания: 1.темным (органов чувств), 2.истин. (разума). Атомы и пустота можно понять илшь напряж. размышляя. Тело чел.-а возникло из воды и грязи без творца. Он первым обрат-ся к внутр. миру чел.-а.» Враг-это…» При одперд. нравст. ценнсти поступка необход-мо учит-ть желании и действия. Юыть хорошим чел.-ом….Его интерес-ли т.же этико-соц. Проблемы. Проблема богатстваи бедности. Бедняки более свободны и более счастливы. Проблема брака и семьи. Г.кач-во, к-е он ценил в людях-дружба.

Сократ, Платон, Аристотель

Сократ. Совр-к Демокрита. Он интереснее не только своим учением, но и жизнью, т. к. она была воплащением его учения. Он оказал огром. влияние ан антич. и мир. фил-ю. Он ничего не писвал, т. к.выскал-ся против пис-ти, т. к.делает знанием внешним, мешает глубок. внутр. усвоению. Поиск истины он осущ-л с помощью уст. беседы, имевшей целью разрешение той или иной нравст. проблемы. По проф-и Сок.был скулюптор. В отлич. От др. греков он не стрем-ся в актив. общ. деят-ти, а вёл жизнь фил-фа, т.е.жил нерпитяз-но, зато у него ыбло много свобод. вр..Он ыбл плохим семьянином. (Ксантина) Все свое вр. Он посвящ. Фил-м беседам и спорам. У него ыбло много учеников. Он отвергал вопросы, к-ми до этого занима-сь фил-я. Противоречия, в к-х запут-ся филфы-, док-ют, что их решения недоступны познанию. Фил-я, в его пони-и, это учение о том как стоит жить. Жизнь-это ис-во. Фил-яэто рез-т опзнания, что такое добро и зло. Зло-есть рез-т познания добра. В цетре вним-я Сок. Чел.-к, к-й рассм-ся им как нравст. Сущ-во, поэтому фил-я Сок.-этич. антропологизм. Гл.содерж. его фил. этич. вопросы. Ему принадлеж-т высказ-я:» Познай самого себя»,» Язеаю, что я.» Он утверждал бессм-ть учения того, что не привожит к каким-либо практич. Полез-м для людей переменам. Предмет исслед-я д.б.подвержен соверш-ю, изменению, т.е.д.нах-ся во власти чел.-а, но таким предметом явл-ся сам чел.-к, след. необх-мо познать себя, чтобы изменить себя. Чел.-а отлич-т от др. жив. сущ. душа. Без душ. упраж. нельзя воспитать в себя добродетелей, среди к-х гл.-мудрость, справед-ть, умеренность. Именно ч\з них чел.-к достигает гармонии души и станов-ся свободным. В этом и состоит его счастье. Сок.пологал, что занятие естествознанием особ. мат-кой, вредны, т. к. они отвлек-т от изуч-я гл.-чел.-а, аго нравст-ти. Эти занятия даже опасны, т. к. они гневают богов. При исслед. этич.? – ов польз-ся диалектич. Методом (ис-во ведения беседы). Истина может род-ся в споре. Больш.часть уч-ов Сок.оказ-сь врагами общ. пол. строя Афин. Сок.был обвинён в безбожии, что он развращ-т молодёж своими высказ-ми.

Платон. Ученик Сок. После казни своего учителя на долго покинул Афины, посетил Египет, Италию. На Сицилии попал в рабство. Он происх-л из Афин.аристк. рода. Подлин.имя-Аристокл.В 40 лет он основал свою школу (Академия (915 лет)) Больш. Вниман. Удел0сь мат-ке. Пл. – 1 ый из антич. Фил-ов чьи учения дошли до н.л.практич. целиком. Он был всесторон одарен. чел.-ом (муз-ом, поэтом, гуманистом) Умер в день своего рожд-я, на брач. пиру. Его учение-сис-ма идеализма. Его счит-ю классиком этого направления. Он счит-л, что в основе мира лежит идея. Весь мир раздел-я на мир, чувствен-о восприним-х вещей и мир, постиг-х только умом сущ-х в зарпедел. мире идей. Каждому классу чувст. вещей соответ-т в мире идей опред. идея, к-я явл-ся причиной сущ-я чувст-восприним-х вещей. Мир вещей приход-щ и изменчив. Мир идей вечен. Проц. поним-я Пл. рассм-л, как проц. Припомин-я. Душа до всел-я в тело нах-сь в мире идей. Пл.наз-ют 1 ым из социалистов. Гл.ист-к соц. зла он видел в част. собств. Всё лич. Д.б. упразднено. И семья в том числе. Платон создал модель «идеал. гос-ва». В нем насел-е дел-ся на 3 категории: 1.фил-фы, управ-ть гос-вом, 2.стражи, м.б.женщины, 3.земледельцы и ремеслен-и. Торговлей, т. к.она развращ-т граждан, заним-сь инстранцы. В гос-ве Пл. строго регламент-сь отношя полов. Пл. считал, что рождение и воспит-е детей дело гос. Важ-ти. Пл.был противником атеизма. Атеистов необх-мо или сращу же казнить или заключать в тюрьму, располож-й в дик. Местности. Тело за рпеделы гос-ва. Он был против-ком демок-и.

Аристотель. Аристотель ученик Пл. иучитель Алекс. Макед. Он был энциклопедич. Образован.ученым. Он продложил развитие почти всех наук, извест. К тому вр. Он отк. в Афинах собст. школе» Ликей».Чтение лекцие в его школе проходило в саду. Он очень ценил своего уч-ля, но многое в его учение не принимал. Он подвиг критике учение Пл.об идее. Его наследие давольно велико. Фил-я у Ар. Достаточ. Четко выдел-ся из всей сферы знаний. Его взгляды колеб-ся м\у матер-змом и едализмом. Удел. больш. Внима. Анализу категории материя. Во1х это бесформ. И неопред. в-во, во2х материя в более широк смысле это то, из чего состоит вещь. Матери-это возмож-ть, чтобы из возмож-ти возникло что-то дейстивт-ое материю д. ограничить форма. (материя-телес. состав, форма-душа). Форма-это актив. Начало, тогда как материя-пасив. Источник движ-я всего космичюцелого-чист. форма, лишен. материи, т.е.вечн. двигатель. Центр.место в мировоз-и Ар.заним. учение о душе. 3 вида души: 1.растит-я, способ-ю к питанию, 2.животную, способ-ю к осязанию, ощущ-ю. Она выше 1 ой и вкл-т её себя. 3.разумная. Чел. облад. 3 душами, только Бог облад-т разумной. Чео.-общес. животно, надел-е разумом.

Философия средневековья

Эпоха феодализма. Это было время господатсва в дух. жизни общ-ва религиоз. идеологии. В те времена формируются религии: иудоизм, крестьянство, ислам. Можно выделить 3 признака философии средневековья: 1) теоцентризм. Для средневековой философии хар-ной чертой явл. постановка в центр картины мира Бога. Это существенно отличало философию средневековья от античной фиолософии, для кот. центром мира были природа, космос. 2) идея творения. Если в античной философии Боги были частью природы, то в ср. века Бог рассм-ся как внеприрод. начало. А мир рассм-ся как творение бога. 3) идея откровения. Если в высш. бытие явл-ся нам природн. бог, то познать его рацион. путем невозможно. Единств.путь познания-вера и откровения. Одним из родоначальников философии средневековья был Аврелий Августин. Он развил христиан. концепцию всемирной истории, понимаемой как рез-т божествен. предопределения. Главн.задача философии средневековья – обоснование и истолкование религиоз. докладов и впервую очередь обоснование тезиса о существовании бога. Еще одним представителем был член доминик. ордена, профессор Парижского университета Фома Аквинский.он разработал космологич. док-ва бытия бога. Его учение позднее стало соц. философией римской католич. церкви и стало назыв. Томизмом, а сам он был причислен к лику святых вкатолич. церкви. Одна из централ. проблем его учения-проблема взаимоотношения веры и знания. Он отмечал, что есть сферы, в кот. нельзя проникнуть с помощью разума, все, что связано с богом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...