Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)




Философия этого периода отражала потребности нового этапа в развитии общ-ва.-этапа зарождения, развития и утверждения капиталист. способа пр-ва. Этой философии присущен ряд черт: 1) механицизм-в качестве модели для построения картины мира брались идеи механики, т.е. отрасли знания, кот. в то время пользовалась популярностью и была наиболее развита. 2) особый интерес к проблеме познания. В нов. время философия максимально сближается с наукой. Это было связано с очень быстрым ростом значимости науч. методов для культуры и соц.-экон. жизни того времени. 3) метофизич. стиль мышления. Согласно ему, мыслит. мир рассм-ся как совокупность тел, кот. существуют неизменяясь, поэтому считалось, что изучать предметы необходимо дуг от друга отдельно. Философия нов. времени развивалась по 2 направлениям: 1) рационализм. Рационалисты полагали, что мир может быть познан при помощи мышления. 2) эмпиризм. Представители считали, что основное познание это не мышление, а эмпирич. опыт. Ф. Бэкон считал главной задачей философии этого времени создание науки о методе изобретений и открытий. Такая наука позволит создать новое процвет. общ-во. Общей задачей для всех наук–увеличение власти человека над природой. Главн.методом изучения науки должен стать метод индукции. Рене Декарт.В основе филос. системы его лежит «принцип сомнения». Декарт считал, что существуют врожденные идеи. К таким он относил идею бога, чисел и фигур, длительности и др. Декарт был дуалистом, он полагал, что в основе мира лежат независ. друг от друга субстанции. Бенедикт Спиноза считал целью знания завоев. господства над природой и совершенствование человека. Он утверждал, что существует только природа, явл. причиной самой себя. Спиноза выделил 2 вида знания-интеллектуальные и чувственные. Высшим видом интеллект. знания он считал интуицию.

Философская мысль эпохи Просвещения

В истории философской мысли 18 век обычно характеризуется как век Просвещения. Научное знание, философские изыскания, ранее бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь стремительно распространяются среди образованной части европейцев, становясь предметом оживленного обсуждения и непримиримых споров. Уверенность в мощи человеческого разума, неуклонном прогрессе идей – определяющая доминанта эпохи. Оптимизм Просвещения выражает менталитет крепнувшей буржуазии (не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других стран вставшая на путь капиталистического развития).

Развитие Просвещения в философии тесно связано с социально-политическими идеями, становлением идеологии. Опираясь на демократические идеалы, просветители вели непримиримую борьбу против суеверий и религиозного догматизма, дискриминации, боролись за свободу слова, формально-юридическое равенство народа. В таких условиях философия не могла быть просто наукой наук, выполняя только функцию методологических построений. Связь с реальной жизнью стала для философии насущной необходимостью, и она превращается в орудие социальной критики, направленной на радикальное изменение сознания людей.

Центром идеологии Просвещения постепенно становилась Франция, где плеяда просветителей была представлена Ф.Вольтером, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо и др. Основу их творчества составляют идеи критики религии и церкви, государственных порядков, традиционной метафизики, идеи преобразования общества.

В отличие от английского (см. этические идеи Локка), французское просвещение быстро политизировалось (будем помнить, что хронологически оно складывалось между свершившейся английской и грядущей Великой французской буржуазной революцией). Социально-политические катаклизмы рубежа 18 - 19 веков «похоронили» надежды французских мыслителей на постепенный ненасильственный общественный прогресс.

Ф-я Гегеля

Глубокую и всестороннюю разработку диалектического метода мышления и миропонимания в классической немецкой философии осуществил Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Его основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии истории». Согласно Гегелю, в основе мира лежит идеальное начало – абсолютная идея, т.е. система саморазвивающихся категорий, которая является творцом природы и общества. Материя – одно из понятий, а не объективная реальность. Абсолютная идея раскрывает свое содержание поэтапно: 1) в области логического развития понятий; 2) последующего воплощения своего идеального содержания в природе (с помощью категорий пространства и времени); 3) в сфере развития духа. Развитие «мирового духа» есть взаимное «опосредование» понятий, их переход (скачок) друг в друга, их движение (через борьбу противоположностей), отрицание отрицания. Гегель выдвигает два основных требования: необходимость связи и имманентное возникновение различий. Дух является той же абсолютной идеей, но обогащенной в ходе своего диалектического развития. Дух воплощается не только в сознании, но и в различных формах отношений людей. Наиболее полно диалектика была изложена в работе «Наука о логике». В основе диалектики лежит идеалистическое предствавление о том, что источник всего развития заключен в саморазвитии понятия, а следовательно имеет логическую, т.е. дух. природу. Интересовали его также соц. проблемы. Гегель склонялся к диалектическому истолкованию исторического процесса и неодооценивал факта много вариантности челов. истории. Интересовали его также соц. проблемы. Абсолютизировал роль гос-ва и утверждат, что вся ценность человека, вся его дух. действительность существует благодаря гос-ву.

Ф-я Канта

Немецкая философия ХХУ1П-Х1Х вв. может быть оценена как вершина рационализма, в котором обоснована почти беспредельная мощь человеческого разума; как философия истории и культуры, этики, права, государства и общественной жизни человека. Эта философия разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия, внесла огромный вклад в развитие диалектики, онтологии и гносеологии. Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант (1724–1804) прошел два периода в своем творчестве: до-критический и критический. Для первого характерны материализм и диалектический подход к решению проблемы происхождения Солнечной системы. Во второй период Кант в своих работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» разрабатывает целый круг проблем: границ познавательных возможностей человека; природы морали и эстетики; сущности религии; целесообразности в органической природе; о месте человека в мире и его предназначении. Кант дуалистически разделяет действительность на два мира – вещей в себе, обозначающий материальный мир, и мир человеческого сознания, который якобы не в состоянии познать первый. Притязания математики и естествознания на научность выводятся Кантом из априорного (до опыта) характера форм человеческого созерцания (пространства и времени) и категорий рассудка (субстанции, взаимодействия, причинности и т.д.).

Кант отделил вопросы теоретического разума (о существовании Бога, души, свободы) от вопроса о практическом разуме: что мы должны делать? Идеи разума, нормы и императивы морали, то, что отличает человека от животных, – приобретено каждым индивидом не столько из личного, сколько из общечеловеческого, социального опыта. Кант полагал, что всемирная история есть реализация «плана природы» при активном участии людей, направляемых разумом. Кант сделал гуманистический вывод о том, что человек – цель, а не средство, мораль не нуждается в религии. Мотивы политического поведения должны быть такими, чтобы они могли стать гласными. Восстание против правительства, например, противоречит категорическому императиву. В целом Кант был противником революционных методов борьбы и сторонником реформ, осуществляемых по инициативе сверху, защищал «естественность» и «святость» частной собственности. Несмотря на отвлеченный характер требования кантовской морали – поступай так, чтобы принцип твоего поведения мог стать всеобщим законом – его этика была шагом вперед в обосновании законности требований уважения достоинства личности как высшей ценности на земле. А назначение человека – сделать конечной своей целью высшее возможное благо на земле, в том числе вечный мир, который Кант понимал как нравственный идеал.

 

Фейербах

Редкой критике ф-ю Гегеля подверг Л. Фейербах. Он был материалистом. Ф-я Фе. была антропологической. Пытался решить такие же важные вопросы как что такое жизнб, любовь, надежда. Он заявил, что в центре его внимания неизменно был вопрос о сущности религ. мира и борьбе против него, Оэтой задаче было посвящено 1 ое учение Ф. Оно наз. «Мысли о смерти и бессмертии». Сочинение это принесло много огорчений Ф. За критику христианской догмы о личном бессмертии он был отстранён от преподования в универе и не мог устроится на работу. Вынужден был долгие годы провести в уединении в деревни. Здесь он написал много трудов по истории ф-ии. Характерной особенностью всех его фил. сочитнений было то, что они пронизаны борьбой против религ. мировоззрения. Он рассматривал в них историю ф-ии как происхождение освобождения челов. разума из-под власти религии. В исследованиии религии и морали Ф. стоял на позициях идеализма. Религия рассматривалась им как отчуждение человеческих свойств. Человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность. Причиной такого удвоения Ф. видел в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. В природе управляют не Боги, а естественные силы, законы и существа. Природа действует согласно присущей ей внутренней закономерности. В ней господствует всеобщая причинная связь. Природа может быть понята через саму себя. Чтобы освободиться от религ. заблуждений необходимо уяснить, что человек это не творение Бога, а наиболее совершённая часть вечной природы. Он отвергал идеалистическую трактовку человека, согласно кот. человек рассматривается как духовное существо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...