Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и динамика научного познания




Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры. Которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных срезах и соответственно в совокупности своих специфических элементов.

Важной характеристикой научного знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие. Развитие знания – сложный диалектический процесс, включающий качественно-различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неоклассической и далее к постклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному.

В западной филисофии науки второй половины XXв. проблема роста, развития знания является центральной и представлена в эволюционной эпистемологии и постпозитивизма.

Эволюционная эпистемология → выявление гинезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частности построение на этой основе теории эволюции одной науки. Модель развития науки на основе общей теории физической эволюции (сходство механизмов развития, действующих в живой природе и познании).

Динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей и законов.

В развитой науке теоретические схемы строятся как гипотетические модели (путем непосредственной схематизации опыта). Важнейшая характеристика теоретической модели – структурность, возможность переноса абстрактных объектов из других областей знания. Далее развитие исследовательской практики, определение задач и способов их решения, затем формирование научных законов. Модель → схема → качественное и количественное расширение → математизация → формулировка закона.

Механизм порождения нового знания включает в себя единство эмпирического и теоретического, рационального и интуитивного, конструктивного и моделируемого компонентов познания. По отношению к логике научного открытия распростронена позиция, связанная с отказом поисков рациональных оснований научных открытия. В логике открытия большее место отводится смелым догадкам, часто ссылаются на переключение образов на аналоговое моделирование, указывают на интуицию. Конструктивное видоизменение наблюдаемых условий; полагание новых идеализаций; создание иной научной предметности; интегративное перекрещивание принципов на стыке наук – особенности логики открытий, дающей новое знание.

Феномен научной революции

Первая крупная революция в науке, преимущественно в естествознании (XV-XVII вв.), разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т. е. создала классическую (механистическую) картину миропонимания. Схоластику заменил стиль мышления, основанный на использовании эмпирического метода. Утвердилась система мышления, представившая мир как твердую материю, подчиненную жестким законам. Человек в этом мире ‑ побочный продукт звездной эволюции. Вселенная развивается без участия сознания и разума, а жизнь зарождается случайно как результат беспорядочных химических реакций.

Вторая глобальная научная революция связана с такими достижениями в естествознании, как эволюционное учение Дарвина, появление клеточной теории, открытие закона сохранения и превращения энергии, менделеевской системы химических элементов (XIX в.). По разрушительному характеру это была антиметафизическая, а по созидательному ‑ диалектическая революция.

Третья революция в науке произошла на рубеже XIX-XX вв., охватила значительную часть XX столетия. Было воздвигнуто неклассическое естествознание. Теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Н. Бора, другие исследования в ряде наук показали, что мир сложен и что сознание человека включено в восприятие действительности. Пространство многомерно, время не линейно, они тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум. Мир ‑ сплошная динамика, не позволяющая говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля. Внутриатомные события неопределенны, возникают спонтанно и могут быть описаны на языке математических вероятностей.

Научная картина мира менялась под влиянием неаристотелевской логики и неевклидовой геометрии (XIX в.), теории относительности и квантовой механики (начало XX в.), общей теории систем и теоретической кибернетики (с середины XX в.). В построении современной научной картины мира важную роль сыграли теория нестационарной Вселенной, синергетика, теория биологической эволюции и развитие на ее основе концепции биосферы и ноосферы.

В современную эпоху осуществляются новые радикальные изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобальной научной революции, в ходе которой рождается постнеклассическая наука. Если на классическом этапе науки осваивались преимущественно малые системы, на неклассическом ‑ сложные саморегулирующиеся системы, то постнеклассическая рациональность проявляется при переходе к исследованию сложных исторически развивающихся систем. Такие системы характеризуются открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюции все новых уровней организации, кооперативными эффектами, изменениями по схеме: порядок - динамический хаос - порядок. Все теории естествознания – лишь создания человеческого разума, их не надо путать с самой реальностью, которая в следующий момент может повернуться совсем другой стороной. Было показано, что мир есть многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Развитие через неустойчивость, «вспышки» в критических точках, обострение ситуации - все это вошло в арсенал постнеклассической парадигмы науки. Переход от классической к неклассической и постнеклассической науке характерен также и для обществознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...