Основные принципы диалектики
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность. Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей. Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным» существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены. Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании. Диалектика и синергетика Диалектика - наука, составляющая душу марксизма, представляет собой стройную систему экон., соц,-пол. и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
1)совок-сть объективных диал-х закономерностей, процессов, дейс-щих в мире независимо от сознания чела. Это Д природы, Д общ-ва, Д мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность. 2)Субъективная ди-ка, диал-е мышление, отражение объективной диа-ки в сознании. 3)Ф.учение о ди-ке или теория ди-ки. Выступает как отражение отражения. Наз-ся учением о ди-ке, теорией ди-ки. Термин греч. Dialektike означал искусство выяснения истины в столкновении противоп-х мнений. Там где имеется много слов и смыслов, противоречащих друг друг)', н/придти к одному смыслу, истинном), к-рый уже ничему не против-т. Но если ди-ка оперирует против-ми мнениями, то это означает, что бытие во всех его видах противоречиво. Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, природы систем. Предмет ее исследования лежит среди разл-х дисциплин, а основные методы синергетики взяты от нелинейной неравновесной термодинамики. С изучаетсистемы, к-рые состоят из большого числа взаимод-х м/у собой частей, иссл-т согласованное состояние процессов самоорганизации в системах разл-й природы. Благодаря ей создались принципиально новые условия для формирования целостной общенаучной картины мира «Краеугольным камнем» синергетики являются три основные идеи: неравновесность, открытость и нелинейность. Создателем синергетического направления и изобретателем термина "синергетика" является Герман Хакен. Сам термин «синергетика» пр-т от греческого «синергена» - содействие, сотр-во, «вместедействие». По Хакену, С зан-ся из-м систем, состоящих из большого (очень большого, «огромного») числа частей, компонент или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимод-х м/у собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого. Синергетика - наука о самоорганизующейся системе. В её русле вырабатывается особый способ познания, при к-м исследуемый объект представляется в виде большой динамичной, развивающейся системы, состоящей из большого количества элементов обладающих большим количеством степеней свободы.
Данная система периодически испытывает проходы, фазы неравновесного состояния, коррелирующие с т.н. дессипотивной структурой системы, т.е. стр-ы, в к-й интенсивность внутр-х связей между элементами системы такая же, и даже уступает интенсивности их внешних связей. Вследствии этого данная система способна претерпевать глобальные структурные изменения под воздействием минимальным по своим масштабам и др. характеристикам. При этом в ходе дальнейшей эволюции она проходит так называемую точку бифуркации, т.е. состояния из которого её дальнейшая эволюция осуществляется по одной из двух взаимоисключающих линий. Этот способ анализа существенно отличен от диалектического, где законы диалектики не имеют существенного значения, за исключением их значения при исследовании механизма прохождения точки бифокации. Кроме того, предметная область использования синергетического подхода, по сравнению с областью применения диалектики существенно ограничена. Диалектика распространяется на исследование живой, неживой и социальной реальности и процессов мышления. Использование синергетического подхода практикуется в познании определенных уровней организации материи на стыке неживой и живой природы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|