Лекция 10: культура античного полиса
Характеристика материальной культуры античного полиса............232 Особенности духовной культуры греческого полиса........................244 ЛЕКЦИЯ 11: КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА (продолжение) Искусство в системе античной культуры...........................................267 Культура Древнего Рима......................................................................269 ЛЕКЦИЯ 12: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Межрегиональный характер земледельческого типа культуры.....281 Искусство как самосознание культуры феодального общества....292 Структура культуры феодального общества......................................294 ЛЕКЦИЯ 13: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение) Фольклорная субкультура....................................................................301 Религиозная субкультура......................................................................308 Взаимоотношения религиозного, эстетического, художественного и научного в средневековой культуре...................319 ЛЕКЦИЯ 14: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение) Светская аристократическая субкультура...........................................329 Городская светская субкультура..........................................................337 Обобщающая характеристика культуры феодального общества как исторического типа культуры..........351 Библиография........................................................................................355 Шестидесятилетию философского факультета Ленинградского-Санкт-Петербургского университета, с которым связаны сорок лет моей педагогической и научной жизни, в стенах которого родился, зрел и совершенствовался излагаемый в этих книгах курс лекций, хотя и ныне остающийся лишь концептуальным эскизом истории мировой культуры Понятие «Введение в..», использованное в названии этой книги, должно пояснить ее возможному читателю, что поставленная в ней задача не сводится к краткому описанию
основных этапов истории культуры, подобно тому, как это делается в изданных в последние годы многочисленных учебниках и учебных пособиях, но состоит, прежде всего, в обосновании отличающегося от общепринятого понимания закономерностей процесса развития культуры. Это связано с тем, что в отечественной, как и в зарубежной, культурологии противостоят два подхода к осмыслению этого процесса: после того, как наука отвергла гегелевский абстрактный схематизм в его, этого процесса, теоретической реконструкции (история культуры как трехфазное развитие самопознания Абсолютного Духа), а в наше время разочаровалась и в возможности марксистского объяснения этого процесса как отражения череды из пяти общественно-экономических формаций, она оказалась перед альтернативой: либо предпочесть всяким структурным схемам как можно более обстоятельное описание сменяющих друг друга в строгой хронологической последовательности конкретных состояний культуры (или того или иного ее раздела — искусства, науки, философии, техники и т. д., и т. п.), либо принять представление О. Шпенглера, ставшее весьма популярным в XX в., об отсутствии единых законов ее развития и трактовать ее как мозаичный набор «локальных цивилизаций», каждая из которых самостоятельно возникает, развивается и гибнет вне какой-либо преемственной связи с предшествующими и последующими. Между тем, открытие в конце прошедшего столетия закономерностей процессов развития сложных систем, приведшее к формированию новой науки — синергетики, позволило найти более основательное решение данной проблемы; оно-то и обосновывается в настоящей книге. Поэтому автор обращается к конкретному материалу истории культуры лишь Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+
(2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 9 постольку, поскольку это необходимо для доказательства эвристического значения обосновываемой концепции, и естественно, что в скромных объемах настоящего издания объем этого материала мог быть весьма и весьма ограниченным. Именно эта ограниченность конкретного историко-культурного материала и подчинение его освещения главной задаче — выявления закономерностей историко-культурного процесса на основе применения синергетического его осмысления — и объясняет значение понятия «Введение в...» в названии этой книги. Данная концепция разрабатывалась мной на протяжении ряда лет в ходе чтения университетских курсов, а ее первые эскизные наброски были изложены в изданных во второй половине 1990-х г. книгах «Философия культуры» и «Эстетика как философская наука». Для проверки, уточнения и развития этой концепции нужно было в настоящей книге погрузить ее в многообразие фактов, относясь к ним с той бережностью, которая является условием подлинной научности вырабатываемого знания. Поскольку автор не может быть в равной мере компетентен во всех разделах разнородного состава культуры, в многообразии национальных и исторических форм ее бытия, он считал необходимым опираться в каждом случае на суждения специалистов, дабы избежать возможных упреков в некомпетентной или тенденциозной трактовке реальных фактов; оттого текст перегружен цитатами и ссылками. Хотелось бы, однако, надеяться, что внимательный читатель сумеет оценить их служебную роль и «увидеть за деревьями лес» — ту объективную картину исторического развития культуры, которую все эти ссылки призваны, так сказать, «документировать и иллюстрировать». Чтобы сохранить живую, лекционную форму изложения, облегчающую восприятие, и не утяжелять текст, автор отказался от библиографических сносок, ограничившись завершающим книгу перечнем цитируемых трудов, относящихся и ко всему ее тексту, и к отдельным лекциям. В заключение не могу не выразить мою искреннюю благодарность Галине Владимировне Шевчук, на протяжении многих лет неизменному, неутомимому и самоотверженному помощнику в издании моих книг.
ЛЕКЦИЯ 1: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|