Схема 2. Модель типов аттракторов
Для современного состояния методологии исторической науки весьма показателен вышедший в свет в 1997 году в Москве сборник статей «Осмысливая мировой капитализм», содержащий серию статей известных наших ученых на общую, обозначенную в подзаголовке, тему «И. Валлерстайн и миросистемный подход в современной западной литературе» и материалы проведенного в Институте мировой экономики и международных отношений РАН Круглого стола, выводящего эту проблематику на более широкий общеметодологический горизонт. В предисловии к книге В. Г. Хорос и М. А. Чешков определили «общую тенденцию в том ее виде, как она реализовалась на грани 80-90 годов» (времени написания входящих в него статей): «компенсация переориентации современного научного знания с представления о мире как целостности — к идее фрагментарного, раско- лотого и хаотизирующегося мира, с поиска универсалы закономерностей — на локальные (особые) единичные...» Ибо, как подчеркнул автор одной из самых интересных статей сборника Е. Б. Рашковский, «на сегодня, действительно, исчерпаны две основные прежние парадигмы исторического знания — парадигмы «линейной» и цивилизационно-раздробленной истории. Исчерпаны не только в плане научной методологии, но и в плане жизненно- практических горизонтов нынешнего мира». Между тем, в заключительном слове Круглого стола В. Г. Хорос резюмировал, что и все его коллеги видят путь к решению данной задачи в «обогащении формационной концепции цивилизационно-культурным измерением», но при этом признался: «У меня нет никакого готового решения проблемы. Но вряд ли оно есть сейчас у кого-либо». Думаю, объяснение возникших тут трудностей состоит в том, что идя вслед за И.
Валлерстайном в признании плодотворности применения системного подхода для изучения сложившейся в современном мире ситуации, названного «миросистемным подходом», наши ученые еще не оценили возможности синергетического подхода, который и содержит методологический ключ к решению данной проблемы. Несомненный интерес в этой связи представляет созванный в начале 90-х годов во Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 22 Владивостоке, в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук, международный симпозиум на тему «Альтернативные пути к ранней государственности» (его материалы были опубликованы в 1995 г.). Его организатор и идеолог Н. Н. Крадин, судя по опубликованной им в 1992 году монографии «Кочевые общества», исходил из синергетической концепции И. Пригожина, откуда и возникла необходимость противопоставить традиционному для нашей исторической науки представлению об истории как линейном движении от одной социально- экономической формации к другой (поскольку их было пять, у историков возникло ироническое название этой структуры «пятизм») новый взгляд на процесс развития человечества как на нелинейно-альтернативное на каждом его этапе движение; задача симпозиума состояла в том, чтобы рассмотреть на возможно более широком пространстве эту альтернативность в условиях перехода от первобытности к ранне-государственным образованиям. Главную задачу конференции Н. Н. Крадин сформулировал так: «сколько существовало путей политогенеза: один, два или несколько?». При очевидной наивности такой постановки вопроса — ибо суть дела не в том, сколько историк может обнаружить таких путей, а в том, чем обусловлена эта диверсификация на данном этапе истории, какие ее пути оказались
необходимыми и достаточными для оптимального осуществления этого процесса и какой из них стимулируется аттрактором будущего — нельзя не признать прогрессивность самого выхода коллектива ученых к пониманию значения синергетической трактовки процесса развития для исторической науки. О расширении опытов применения синергетических представлений к анализу социокультурных процессов говорят и работа в 90-е годы постоянно действующих семинаров в Москве и Петербурге, и издание ряда посвященных этому монографий и сборников статей (они указаны в библиографии). Во всяком случае, задача, поставленная мной в данном курсе, состояла в том, чтобы противопоставить существующим взглядам на историю более, на мой взгляд, последовательную синергетическую трактовку закономерностей процесса исторического развития культуры. Как уже было отмечено в обращении к читателю, первые эскизы этой концепции были изложены в 1996 и 1997 гг. в монографиях «Философия культуры» и «Эстетика как философская наука», в первой применительно к развитию целостного бытия культуры, а во второй в анализе истории художественной культуры. В книге А. С. Кармина «Основы культурологии» была изложена эта трактовка закономерностей развития культуры без каких-либо замечаний, с безусловно позитивной оценкой того, что выделенные мной типы культуры «являются не локальными или региональными"волнами истории", а проявлениями ее общих закономерностей» (единственное несогласие автора с концепцией, развернутой в «Философии культуры», касалось определения отношений культуры и общества; этот вопрос будет затронут в следующей лекции). А. С. Кармин резюмировал свой анализ: «Эта широкая панорама может служить базой для дальнейших и более детальных исторических исследований». Данная рекомендация и реализована в настоящем курсе. Но начну с возможного в его пределах развернутого обоснования методологических предпосылок предпринимаемого исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|