Схема 3. Опредмечивание и распредмечивание
б) Деятельность человека, а тем самым сущность культуры, определяются неизвестной животным свободой выбора индивидом своего генетически непредопределенного поведения в условиях социального сосуществования множества индивидов и соответствующей зависимости каждого от включающих его надиндивидуальных общественных структур. в) Деятельностное бытие человека и воплощающая его культура характеризуются обусловленной этими факторами и неизвестной природе шириной спектра индивидуального разброса человеческих качеств, конституирующих неповторимость индивида как уникального системного объекта. г) Возможность его образования в филогенезе и в онтогенезе объясняется необходимой для генетически не программируемой — культурной — деятельности работой человеческого мозга, которая превращает известную уже высшим животным психическую активность в Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 27 недоступную им, специфически культурную духовную деятельность. д) В результате культура становится порождаемой этим ансамблем качеств исторически развивающейся формой бытия человечества, реализующейся в деятельном существовании индивидов. Слоевое строение культуры Отсюда следует, что системное понимание культуры в ее содержательной, структурной и функциональной производности от человеческой деятельности предполагает выявление образующих ее целостность трех подсистем — материальной, духовной и художественной. При этом все три подсистемы имеют ряд модификаций. Так, материальная культура охватывает, наряду с физической культурой, техническую культуру (ее часто неправомерно
отождествляют с материальной культурой) — творимый людьми мир технических средств их воздействия на природу и на самих себя — от создания своих искусственных органов, производственных инструментов, орудий труда и войны, компенсирующих природную, физическую слабость человека, до изобретения хитроумнейших машин, приборов, средств передвижения, оружия и средств коммуникации — от письма и книгопечатания до радио- и телевизионной связи. Но, мало того, — существует и третья форма материальной культуры — социально-организационная, — охватывающая предметное бытие всех учреждений, организаций, общественных институций, поскольку они существуют объективно как реальные образования, созданные людьми, но ставшие от них не зависимыми, ибо люди, функционирующие в государственных органах, суде, университете и т. д., приходят и уходят, формы этих организаций и институций изменяются, но сами они — государство, суд, школа — сохранятся, пребывают, существуют как бы сами по себе, и в этом смысле материальны — как формы опредмеченного бытия общественных отношений; понятие-бином «социокультурное» правомерно именно потому, что в этой сфере бытия общество выступает как содержание, а культура — как форма существования данных объектов, что и выражает различие общества и культуры, но одновременно их неразрывную связь (подобно различию и связи человека и культуры и даже природы и культуры — например, в сельскохозяйственных культурах, в садово-парковом искусстве, в самом человеческом теле). Данный пункт теории культуры требует особых комментариев, потому что отношения общества и культуры являются одним из наиболее спорных пунктов социальной философии и культурологии, — современный английский социолог К. Дженкс различает три трактовки этого отношения, восходящие к Э, Дюркгейму, Т.
Парсонсу и К. Марксу, а в отечественной науке культура рассматривалась либо как элемент общества (когда в последнем вульгарно-социологическая трактовка марксизма видела все, что не есть природа), либо как нечто, вообще несоизмеримое с обществом в силу своей духовной сущности; между тем в последние годы вошло в обиход введенное Г. Алмондом понятие «политическая культура», и вряд ли можно сомневаться в его оправданности, а широко употребляемое понятие «социокультурный», объединяющее культуру и общество, не получило никакого теоретического обоснования. Между тем, такое обоснование проистекает из онтологического подхода к пониманию сущности культуры, который распространяется на организацию социальных отношений с той же логикой, что и на сферу техники и физического бытия человека; поскольку общественные отношения людей являются таким же плодом преобразования биологических отношений стада и семьи, каким тело человека является по отношению к его биоанатомической основе, а техника — по отношению к окружающей нас природной материальности, постольку само это преобразование и оказывается феноменом культуры. Так, государство, суд, школа, рынок и т. п. представляют собой творения культуры по их форме, и общественными реалиями они являются по их содержанию. Значит, нельзя считать, будто при таком подходе «граница между понятиями "культура" и "общество" размывается», как кажется А. С. Кармину — они различны именно как форма и содержание целостных социокультурных явлений. Поскольку же под политической культурой социологи склонны понимать «ценностно-нормативную систему», которая «включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему» и «охватывает как идеи, ценности, так и действующие нормы политической практики» (дефиниция К. С. Гаджиева), но не саму эту практику, поскольку политическая культура сводится к форме идеологии, ценностно-нормативного сознания, что представляется мне непродуктивным (как и точка зрения А. С. Кармина, разделяющего распространенное представление об «информационно-семиотической» сущности культуры и
именно с этих позиций упрекающего меня в отождествлении культуры и общества; вообще же сведение культуры к тому или иному аспекту одной только духовной деятельности с противопоставлением ей материально-технической цивилизации, господствующее на Западе со времен О. Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 28 Шпенглера и, к сожалению, принимаемое многими отечественными теоретиками, и приводит к тому, что политическая культура — приведу определение еще одного авторитетного нашего социолога Ю. С. Пивоварова, восходящее к концепции Г. Алмонда: «Совокупность всех политических релевантных мнений, позиций и ценностей субъектов конкретного социального и политического организма»). Поэтому, раскрывая смысл понятия «политическая» применительно к культуре как «социально-организационная», я подчеркиваю, что имеется в виду не узко идеологическое значение политики, а целостное, практически-идеологическое, но взятое со стороны формы политической деятельности, а не ее содержания. Наконец, поскольку практическая деятельность людей имеет коллективный характер, она предполагает определенные принципы, способы, методы организации их совместных действий — практическое общение, проявляющееся как в коллективных созидательных, так и разрушительных действиях (от облавной охоты наших первобытных предков и строительства жилища до работы наших современников на заводе, спортивных игр и военных операций) (см. схему 4).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|