Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О. Конт. “Дух позитивной философии”. (“Слово о положительном мышлении”)

Требуется преобладание логической, научной, исторической и социальной точек зрения.

 Часть I. Гл. 1. Закон интеллектуальной эволюции человечества или закон трех стадий.

Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны проийти через три различные теоретические стадии:

1) Теологическая (чисто предварительная).

2) Метафизическая (видоизменение 1) разрушительного характера).

3) Научная (строй мысли человека окончателен).

I. Теологическая или фиктивная.

Стремление к абсолютному знанию. Естественное удовлетворение этой потребности.

Фазисы:

1. Фетишизм. Всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная, вследствие обыкновенно их более сильного действия.

2. Политеизм преобладание воображения. (прежде - инстинкт и чувство) Внешние предметы лишаются жизни.

3. Монотеизм - неизбежный упадок первоначальной философии. Стремление подчинить явления законам.

Склонность разума к неразрешимым вопросам. Теологический дух был долгое время необходим: и для развития общественности (сочетание политики и морали) и для подъема наших умственных сил.

II. Метафизическая или абстрактная стадия.

Господствующие умозрения сохранили на этой стадии существенный характер направления, свойственного абсолютным знаниям: только выводы подвергаются здесь значительному преобразованию, способному более облегчить развитие положительных понятий. Метафизика, как и теология, пытается объяснить внутренюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхестественных факторов, она их все более и более заменяет сущностями или олицетворенными абстракциями. (= онтология).

Умозрение против наблюдения. Лишь критическая, разрушительная деятельность.

Метафизика является не чем иным, как видом теологии, ослабленной разрушительными упрощениями, самопроизвольно лишающими ее непосредственной власти помешать развитию социально позитивных концепций.

III. Положительная или реальная стадия.

Основной признак: закон постоянного подчинения воображения наблюдению.

1) Основное правило: Всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта, не может представлять никакого реального или понятного смысла.

Основной переворот, характеризующий состояние возмужалости нашего ума, заключается в повсеместной замене недоступного определения причин в собственном смысле слова - простым исследованием законов, т. е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.

2) Относительный характер положительной философии: изчение явлений вместо того, чтобы когда-либо стать абсолютным, должно всегда оставаться относительным в зависимости от нашей организации и нашего положения.

Человеческие феномены не только личные, но и социальные.

3)Назначение положительных законов - рациональное предвидение. (Позитивизм далек как от эмпиризма, так и от мистицизма.) Истинная наука, далеко не способная образоваться из простых наблюдений, стремиться всегда избегать по возможности непосредственного исследования, заменяя посленее рациональным предвидением.

Положительное мышление = видеть, чтобы предвидеть: изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно ощему положению о неизменности естественных законов.

4) Учение о неизменности естественных законов должно иметь всеобщее распространение.

Гл. II: Назначение положительного мышления.

Внутренее назначение положительного мышления - беспрерывно удовлетворять наши собственные потребности, касающиеся созерцательной или активной жизни.

I. Полное и прочное устройство индивидуальной и коллективной гармонии в области мысли - в отношении к человечеству. Потреюности в порядке и прогрессе.

II. Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и практикой. Эта самопроизвольная тенденция непосредственно полную гармонию между умозрительной и конкретной жизнью должна быть окончательно рассмотрена как наиболее счастливая привилегия позитивного духа. Положительная философия - единственная способная оказывать социальное влияние.

III. Окончательная несовместимость науки с теологией. В начале наука с теологией не находились в открытой вражде. По мере того, как физические законы становились известными, господство сверхъествественной воли все более и более ограничивалось и признавалось всегда преимущественн по отношению к явлениям, законы которых остались неоткрытыми. (Рациональное предвидение \ пророчество)

Положительная философия заменяет догму о конечных причинах принципом условий существования.

Изменение несовершенства самопроизвольного порядка.

Гл. III: Соотносительные свойства положительного мышления и здравого смысла.

I. О слове положительное: его различные значения определяют свойства истинного философского мышления. Положительное (positif) - множество значений, каждое из которых соответствует новой философии.

1) реальное в противоположность химерическому.

2) полезное в противоположность негодному.

3) достоверное в противоположность сомнительному.

4) точное в противоположность смутному.

5) положительное в противоположность отрицательному.

(истинное свойство новой философии организовывать, а не разрушать.)

+ тенденция всюду заменить абсолютное относительным.

II. Соотношение - в начале самопроизвольное, затем систематическое между положительным мышлением и всеобщим здравым смыслом.

Все главные свойства положительного метода в сущности ни чем не отличаются от свойств всеобщего здравого смысла.

Истинный философский дух = расширение простого здравого смысла на все действительно доступные области умозрения. Их область совершенно тождественна. Здоровые философские умозрения заимствуют всегда у простого рассудка свои первоначальные понятия, дабы возвести их путем систематической обработки на степень общности и постоянства, которой они сами собой не могут достигнуть.

Часть II.

Гл I. Организация переворота.

I) Указать единственный действительно возможный выход из бесконечного социального кризиса.

Современные школы бессильны это сделать и в итоге впадают в эклектику.

II) Положительное согласование порядка и прогресса. Ноая философия способна построить основное согласование между требованиями порядка и прогресса: ибо для этого ей достаточно распространить на социальные явления тенденцию, которая соответствует ее природе.

Для новой философии порядок составляет всегда основное условие прогресса и прогресс является необходимой целью порядка.

а) Главные социальные затруднения не являются теперь по существу политическими, но преимущественно моральными, так, что их возможное разрешение зависит от воззрений и нравов гораздо больше, чем от учреждений.

b) Настоящее состояние - необходимый результат всей предшествующей эволюции. Прогресс - прежде всего прогресс науки (от Паскаля).

Различные исторические эпохи = фазисы одной и той же эволюции.

Гл. II. Ситсематизация человеческой морали.

Систематизация человеческой морали - главное применение истинной теории о человечестве.

I. Эволюция положительной морали: результаты католицизма - прежде важные - теперь разлагаются; их освящение, бывшее теологическим, теперь рационализировано.

II. Необходимо сделать мораль независимой от теологии и метафизики. Теология бессильна заставить исполнять заповеди.

III. Необходимо духовное господство положительной философии: мораль, основанная на опыте рода.

Гл. III. Рост социального чувства. Положительная философия - как научная и логическая возбуждает и укрепляет чувство оюязанности, вывдвигая всегда идею целого, с которой такое чувство ествественно связано.

1. Старый моральный строй является личным (приводил к теории эгоизма).

2.Положительное мышление является непосредственно социальным.

Для положительной философии человек не существует; в собственном смысле существовать может только человечество.

Обнаружение в действительности и умозрении связь каждого со всеми. Преобладание человечности (= сочетание ума с общественностью) над животностью.

Часть III. Условия торжества положительной школы.

Гл. I. Введение высшего народного образования.

I)Настроения все более и более благоприятствуют победе положительной школы вследствие замены бесплодной политической агитации широким умственным движением.Препятствие - сопротивление теологов и метафизиков.

II) Необходимость всеобщего воспитания. Преобразование нынешнего научного мышления и основа общественного мнения. Должно иметь в виду массу умов.

III) По существу народное назначение положительного образования. Преимущественно для пролетериев; они подготовлены, т. к. на них не распространялась система прежнего воспитания.

Гл. II. Создание народной политики.

Позитивные знания непосредственно связаны с социальной программой пролетариев. Природа политического вмешательства пролетариев - духовная и моральная.

1. Обеспечить всем нормальное воспитание.

2. Обеспечит всем регулярный труд.

Народное воспитание должно быть независимым от светской власти.

Гл. III. Необходимый порядок положительных наук.

1. Закон классификации.

а) Догматическое условие: расположение наук согласно их полседовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую.

b) Историческое условие: располагать науки сообразно ходу их действительного развития, преходя всегда от более древних к более новым.

2. Энциклопедический закон (иерархия наук) = конечная цель всех наших реальных умозрений.

Философия природы (подготавливает социальную философию)

- органическая

- неорганическая (начинать надо с нее, т. к. ее явления более простые)

самое древнее и простое - астрономия.

Философия природы:

1. Астрономия (Греция).

2. Химия (Средние века).

3. Биология (современность).

Шире - вводятся промежуточные науки для перехода от одной к другой:

1. Математика - единственная рациональная колыбель положительного метода.

2. Асторномия.

3. Физика.

4. Химия.

5. Биология.

Неизменная иерархия наук.

1. Математика:

а) исчисление.

b) геометрия.

с) механика.

2. Астрономия.

3. Физика.

4. Химия.

5. Биология.

6. Социология.

1-ая - исключительный отправной пункт последней.

Можно для простоты объединить в группы:

1) Математико-астрономический (начальные).

2) Физико-химические (промежуточные).

3) Биолого-социальные.

3. Важность закона классификаций.

а) Классификация.

b) Эволюция.

Тщетные споры материализма и спиритуализма.

Заключение: применение астрономии к образованию.

1.Народное образование должно открываться астрономией до тех пор, пока не наступит время систематического и полнейшего образования.

2. Полезность этой науки связана с ее историческим влиянием: астронимия раньше социологии была главным двигателем великих умственных переворотов человека.

К. Маркс. “К критике политической экономии. Предисловие.”

Лондон, январь 1859г.

Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок.

Первые три рубрики: экономические условия жизни трех больших классов, на которое распадается современное буржуазное общество. Связь трех других - очевидна.

Первый отдел первой книги трактует о капитале.

Главы:

1) товар.

2) деньги (простое обращение).

3) капитал вообще.

От частного к общему. Юриспруденция, философия, история. “Материальные интересы”. Работа в “Reinische Zeitung”. Первая работа - критический разбор гегелевской философии права (Введение уже 1844).

Вывод: Правовые отношения и формы государства не могут быть поняты из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненых отношениях “гражданского общества” (Гегель) и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.

Париж, Брюссель.

Результат: В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котром воздвигается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...