Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. В. Ф. Гегель. “Энциклопедия философских наук.” (“Философия духа”).

Введение. Понятие духа. Деление. Раздел первый: Субъективный дух. А: Антропология. В: Феноменология духа. С: Психология. Раздел второй: Объективный дух. А: Право. В: Мораль. С: Нравственность. АА: Семья. ВВ: Гражданское общество. СС: Государство. Раздел третий: Абсолютный дух. А: Искусство. В: Религия откровения. С: Философия.

Введение.

Познание духа - самое конкретное. Следовательно, самое высокое и трудное. Определение и ступени духа имеют значение только в качестве моментов.

Понятие духа.

Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной и тем самым абсолютно первым в отношении нее. Идея достигшмя своего для-себя-бытия - идея, об\ект которой, так же как и ее субъект есть понятие. В-себе-и-для-себя сущий дух не результат. Сущность духа с формальной стороны - свобода, абсолютная отрицательность понятия как тождества с собой. (Дух может абстрагироваться от всего внешнего). Три формы откровения духа:

1) природа,

2) конечный дух в природе,

3) абсолютный дух (сам полагает свое бытие и является своим иным).

Высшее определение абсолютного: оно не только вообще есть дух, но абсолютно себя открывающий, самосознающий, бесконечнотворческий дух.

Деление

Развитие духа состоит в том, что он существует:

I. В форме отношения к самому себе: субъективный дух. Идеальная тотальность идеи.

II. В форме реальности. Порожденный духом мир, свобода как наличная необходимость.

III. В себе и для себя сущее единство - абсолютный дух.

Субъективный дух:

А: Дух в себе, непосредственный. Душа, природный дух - предмет антропологии.

В: Дух для себя - опосредованный. Сознание. Предмет феноменологии духа.

С: Себя в себе определяющий дух как субъект для себя - предмет пенкологии.

А - всеобщность, В - обособление, С - единичность.

Антропология:

Душа.

Дух стал в качестве такового истиной природы. Душа имматериальна для себя и всеобщая имматериальность природы.

а) в своей непосредственной природной определенности - только сущая, природная душа

в) вкачестве индивидуальной - абстрактно существует для себя - чувствующая душа,

с)есть то же самое, что и ее телесность, получившая в ней образ - действительная душа.

  Феноменология духа.

Сознание

Сознание есть ступень рефлексии или отношения духа, его развития как явления. “Я” есть бесконечное отношение духа к себе. Но как субъективное, как достоверность самого себя. Цель духа как сознания состоит в том, чтобы это свое явление сделать тождественным со своей сущностью, поднять достоверность самого себя до истины.

Ступени этого возвышения.

а) сознание вообще, обладающее предметом как таковым.

в ) самосознание, для которого предметом является “Я”,

с)Единство сознания и самосознания - тот факт, что дух созерцает содержание предмета как самого себя и себя самого как определенного в себе и для себя - разум, понятие духа

а) Сознание как таковое

1. Чувственное сознание.

Сознание - непосредственное сознание. Отношение к предмету - простая достоверность, сам предмет определен как непосредственный, сущий, непосредственно единичный.

2.Восприятие.

 Сознание, вышедшее за пределы чувственности, стремиться восприять предмет в его истине не только как непосредственный, но и как опосредованный, рефлектированный в себе и всеобщий.

Определенное тождество - знание.

3. Рассудок

Предмет - явление и его рефлексия -в-самое- себя есть для себя сущее внутреннее и всеобщее. Сознание этого предмета - рассудок. Царство законов явления.

4. Самосознание.

Истина сознания есть самосознание. Оно есть основание сознания, так что в существовании всякое сознание другого предмета есть самосознание.

 Степени:

 а. единичное самосознание.

 в. отношение одного самосознания к другому самосознанию (процесс признания)

 с. степень инобытия - всеобщее самосознание, утверждающее знание себя самого в другой самости, каждая из которых в качестве свободной единичности обладает абсолютной самостоятельностью.

5. Разум

 В-себе-и-для-себя-сущая истина, которая есть разум- простое тождество субъективности понятия с его объективностью и всеобщностью.

Разум не только абсолютная субстанция, но и истина в смысле знания. “Я” - достоверность самого себя как бесконечная всеобщность. Знающая истина есть дух.

6. Психология.

Дух

Дух определил себя как истину души и сознания. Прогресс духа есть развитие, поскольку его существование, знание, в нем самом имеет своим содержанием и целью в-себе-и-дл-себя-сущие определения.

 

Пути духа:

1) Теоретический (полагает разумность как свое) - интеллигенция,

2) Воля, прктический.

3) Свободный дух: становится для себя предметным,в котором снята всякая удвоенная односторонность.

--- Теоретический дух

Интеллигенция находит себя определенной; это есть ее видимость, из которой она исходит в своей непосредственности, но и в качестве знания она состоит в том, чтобы найденное полагать как свое собственное. Ее деятельность имеет дело с пустой формой, с тем, чтобы найти разум, ее целью - чтобы понятие было для нее, т.е. чтобы она была разумом для себя, благодаря чему и содержание

сразу становится для нее разумным. Эта деятельность есть познавание

Формальный ход развития интеллигенции до познания:

 - первоначально интеллигенция имеет непосредственный объект.

- во - вторых, некоторый в самое себя рефлектированный, приобретший внутренний характер материал.

 - в-третьих, некоторый столь же субъективный, сколь и объективный предмет.

           | |

Три ступени:

А) Знание, относящееся к непосредственно единичному объекту, имеющее как бы материальный характер - созерцани е

В) Интеллигенция, которая перестает относится к единичности объекта,сосредоточивается в самой    и относит объект ко всеобщему -представление.

С) Интеллигенция, понимающее конкретно-всеобщее предметов - мышление (в том смысле, что то, что мы мыслим также и есть).

 Созерцание:

 - ощущение - непосредственно материала

 - внимание - фиксация объекта

- созерцание - полагание предмета как самому себе внешнего

 

  Представление:

 - воспоминание

- сила воображения

- память

- мышление:

    - - рассудок

    - - суждение.

    -----память.

Созерцание

Дух в качестве души определен чертами природы, в качестве сознания существует в отношении к этой определенности как к внешнему объекту.

Представление  как  внутренне усвоенное созерцание есть нечто среднее между интеллигенцией, поскольку она находит себя непосредственно определенной и его же в ее свободе (мышлением).

Припоминание: интеллигенция предполагает содержание чувствования в свое внутреннее, в свои собственные пространство и время.

----- Сила воображения: заставляет образы подниматься на поверхность сознания из собственного внутреннего существа “Я” (воспроизведение)

----- Память:

1. удерживание имени,

2. воспроизведение

3. механическая память.

Мышление: интеллигенция знает, что то, что мыслится, есть то, что есть.

 

                                Практический дух

Дух как воля знает себя заключающий себя в самом себе и себя из себя наполняющий. Это наполненное для-себя-бытие(единичность) составляют сторону существования или реальность идеи духа.В качестве воли дух вступает в действительность.Как самой себе дающее содержание воля есть у себя, свободна вообще.  

 

а) Практическое чувство - непосредственное самоопределение, формально, дух находит себя как единичность, определенную в своей внутренней природе.

b) Впечатление и произвол: непосредственное тождество со своей склонностью.

с) Счастье - только представленная, абстрактная бесконечность, которая только еще должна быть.

Свободный дух.

Действительно свободная воля есь единство теоретического и практического духа. Всеобщим определением воля обладает в качестве своего предмета и цели, лишь поскольку она себя мыслит, знает свое понятие, представляет собой волю как свободную интеллигенцию.

Понятие (только) абсолютного духа. Наличиеное бытие идеи есть действительность - объективный дух.

Объективный дух.

Объективный дух есть абсолютная идея, но сущая лишь в себе.; поскольку он тем самым стоит на почве конечности, поскольку его действительная разумность сохраняет в себе сторону внешнего проявления. Свободная воля первоначально имеет различия непосредственно в себе, так что свобода является ее внутренним определением и целью и относится к внешней, уже преднайденной в качестве данной, объективности; а эта последняя ращепляется на антропологическую сторону частных потребностей, то есть на внешние вещи природы, существующие для сознания, и на отношение одних единичных воль к другим единичным волям, являющимся самосознанием свободы в качестве различных и частных воль, - эта сторона образует внешний материал для наличного бытия воли. Целевая деятельность этой воли - реализовать свое понятие, свободу во внешне-объективной стороне действительности так, чтобы свобода существовала как определенный этой волей мир и воля в нем была бы у себя и сомкнута с собою. Свобода, приобретшая форму действительности, получает форму необходимости, субстанциальная связь которой есть система определений свободы, а ее проявляющаяся связь в качестве мощи есть факт признания, то есть ее значимость для сознания. Это единство разумной воли с единичной волей, являющейся непосредственной и своеобразной стихией проявления деятельности первой, составляет простую действительность свободы. Подлинная определенность только в форме всеобщности. Содержание = закон, существует как нравственное. Эта реальность вообще как наличное бытие свободной воли есть право.

Подразделение.

Свободная воля является:

А. Сперва непосредственной и потому в качестве единичной - лицом; наличное бытие, которое это последнее дает своей свободе, есть собственность. Право как таковое есть формальное, абстрактное право;

В. Рефлектированной в себя, так, что она имеет свое наличное бытие в пределах самой себя, и вследствие этого в то же время определена как частная воля, - право субъективной воли, - моральность;

С. Субстанциальной волей как соответствующая своему понятию действительность в субъекте и тотальность необходимости, - нравственность в семье, гражданском обществе и государстве.

А.Право.

а. Собственность.

Дух в неопосредственности своей для себя самой сущей свободы есть дух единичный, но такой, котороый эту свою единичность знает как абсолютно свободную волю. Он есть лицо. Его осуществление - в вещи. Свобода во внешней сфнре - владение. (Мне принадлежащее) В вещь влагается личная воля: определение владения есть собственность, в качестве владения она - средство, в качестве наличного бытия личности - цель. В собственности лицо сомкнуто с самим собой. Конкретнее отношение меня с самим собой - в бытии других лиц. Вещь - средний термин их взаимного признания. Случайная сторона собственности - произвол. => договор.

b. Договор.

Две воли и их соглашение в договоре в качестве внутреннего отличны от реализации договора, от его выполнения. Относительно-идеальное волеизъявление в стипуляции содержит действительный отказ от собственности со стороны одной воли, переход к другой и принятие ее этой другой воллей. Договор имеет в силу в себе и для себя, а не становится таковым лишь вследствие выполнения его той или другой стороной, что подразумевало бы бесконечный регресс или бесконечное деление вещи, труда и времени. Слово есть здесь дело и вещь; дело, обладающее всей полнотой значимости. Но сохраняется акцидентальная воля => нарушение права.

с. Право против нарушения права.

Право как наличное бытие свободы во внешнем распадается на множество отношений к этому внешнему и к другим лицам. На деле право и все его определения основываются лишь на свободной личности, на самоопределении, являющемся противоположностью природного определения.

В. Моральность.

Свободный индивидуум, в непосредственном праве только личность, определен теперь как субъект - в себя рефлектированная воля, так что определенность воли вообще как его наличное бытие, как нечто ему принадлежащее следует отличать от наличного бытия свободы во внешней вещи. Воля оказывается одновременно особенной. Субъективная воля в такой же мере морально свободна, в какой эти определения внутренне полагаются как ей принадлежащие и составляющие предмет ее желания. Деятельное обнаружение воли в этой свободе есть поступок.

a. Умысел.

Поскольку поступок касается непосредственно наличного бытия, постольку принадлежащее мне в том смысле формально, что внешнее наличное бытие самостоятельно также и в отношении субъекта. Эта внешность может извратить поступок субъекта и обнаружить нечто другое, чем то, что в этом поступке заключалось. Хотя все изменения как таковые, поскольку они положены деятельностью субъекта, являются его делом, однако из-за одного этого он еще не признает их своим поступком, но признает своей виной только то наличное бытие, которое заключалось в его знании и воле, только то, что было его умыслом, было ему принадлежащим.

b. Намерение и благо.

Поступок 1) по своему эмпирически-конкретному содержанию обладает многообразием особенных сторон и связей; субъект со стороны формы должен знать и хотеть поступка по его существенному, эти частности в себе заключающему определению - право намерения. Намерение касается не наличного бытия (умысел), а субстанциальной стороны и цели. 2) Субъект имеет также право на то, чтобы особенность содержания в поступке, со стороны ее материи, не была для него внешней, но содержало бы подлинную особенность субъекта, - право блага.

с. Добро и зло.

Истина этих особенностей и конкретная сторона их формализма составляют содержание всеобщей, в себе и для себя сущей воли, закон и субстанцию всякой определенности, - добро в себе и для себя есть поэтому абсолютная цель мира и долг для субъекта, который должен иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности. Но добро заключает в себе особенность. Субъект имеет в себе только абстрактную достоверность себя самого => он отличен от разума всеобщей волии способен всеобщее для себя превратить в нечто особенное, в некоторую видимость. Добро оказывается положенным как нечто случайное и субъект может решиться на нечто противоположное добру - быть злым.

С. Нравственность.

Нравственность есть завершение объективного духа, истина субъективного и самого объективного духа. Субъективная свобода как в себе и для себя сущая всеобщая разумная воля, имеющая в сознании единичной субъективности свое знание о себе и свой образ мыслей, а также и свою способность к деятельности и в то же время непосредственную всеобщую действительность одновременно как нравственность получает значение самосознанной свободы, ставшей природой. Субстанция, знающая себя свободной, в которой абсолютное долженствование есть в такой же мере и бытие, обладает действительностью как дух народа. Образ мысли индивидуумов - знание о субстанции: доверие. Связи единичного существа с теми отношениями, на которые обособляется субстанция, составляют его нравственные обязанности. Нравственная личность, проникнутая субстанциальной жизнью, есть добродетель.

Нравственная субстанция существует:

A. Как непосредственный, или природный, дух - семья.

B. В качестве относительной тотальности отношений друг к другу индивидуумов как самостоятельных лиц в некоторой формальной всебщности - гражданское общество.

C. Как самосознающая субстанция - дух, развитый до органической действительности - государственное устройство.

АА. Семья.

Нравственный дух в своей непосредственности содержит в себе тот природный момент, что индивидуум в своей естественной всеобщности, в роде, имеет свое субстанциальное наличное бытие - отношение полов, но поднятое на степень духовного определения; единение любви и чувства взаимного доверия; дух как семья есть ощущающий дух.

ВВ. Гражданское общество.

Субстанция в качестве духа абстрактно обособившегося на множество лиц (семья - только одно лицо), на семьи и на отдельных людей, существующих в самостоятельной свободе, сначала утрачивает свое нравственное определение, поскольку эти лица как таковые не обладают абсолютным единством, но имеют свою собственную особенность и свое для-себя-бытие в своем сознании и для своей цели. Субстанция превращается лишь в некоторую всеобщую связь, опосредствующую самостоятельные крайности и их особые интересы. Развитая в себе тотальность этой связи есть государство в качестве гражданского общества, или в качестве внешнего государства.

а. Система потребностей.

Возможность удовлетворения потребностей заложена в общественной связи как всеобщем достоянии, откуда все получают удовлетворение. Раздробление содержания посредством абстракции - разделение труда. Привычка к этой абстракции - культура.

- Субстанциальное, природное сословие.

- Рефлектированное сословие.

- Мыслящее сословие.

b. Правосудие.

Принцип случайной особенности, развитый до степени системы его всеобщих отношений, опосредованной естественной потребностью и неограниченным произволом, а так же до процесса внешней необходимости, имеет в этой системе как точно установленное для себя определение свободы прежде всего формальное право.

с. Полиция и корпорация.

Судопоизводство уже само собой исключает то, что относится только к особенности поступков и интересов. Порядок внешней всеобщности как деятельная сила, котроая етсь внешнее государство, поскольку оно относится к государству субстанциальному - государственная полиция. В сфере обособленности цель субстанциальной всеобщности остается ограниченной занятиями и интересами в особых областях - корпорации, в котрых отдельный гражданин как частное лицо находит гарантию своего имущества.

СС. Государство.

Государство есть обладающая самосознанием нравственная субстанция - соединение принципа семьи и гражданского общества. Государство есть:

1) прежде всего его внутренняя форма, к самому себе относящееся развитие, - внутреннее государственное право, или конституция.

2) отдельный индивидуум в его отношении к другим отдельным индивидуумам - внешнее государственное право.

3) эти отдельные духи суть только моменты развития всеобщей идеи духа в его действительности - во всемирной истории.

1) Внутренее государственное право. Сущность государства есть в-себе-и для себя всеобщее, есть разумность воли, но как само себя знающее и проявляющееся в действии это всеобщее есть безуслоная субъективность и как действительность отдельный индивидуум.

а) Сохранить индивидуумы в качестве лиц => сделать право необходимой действительностью и затем содействовать их благу (охранять семью, руководить гражданским обществом.)

b) Право, благо, весь образ мысли единичного существа, стремящегося стать центром для себя, снова свести к живой всеобщей субстанции.

Законы выражают определения содержания объективной свободы.

а) Для непосредственного субъекта они - ограничения.

b) Абсолютная конечная цель и всеобщее дело.

с) Они сотавляют субстанцию свободного воления отдельных лиц и их образа мыслей как обязательных нравственных правил.

Государство как живой дух существует безусловно только как организованное целое, расчлененные на особые функции, которые, исходя из единого понятия разумной воли, хотя и не познанного еще как понятие, непрерывно порождает это понятие как их результат. Конституция есть расчлененность функций государственной власти.

2) Внешнее государственное право. Состоянием войны самостоятельность государств ставится на карту, но с известной стороны этим состоянием вызывается также и взаимное признание свободных народных индивидуумов, а посредством мирых договоров, долженствующих иметь вечное значение, закрепляется как это всеобщее признание, так и особые права народов в отношении друг к другу. Внешнее государственное право основывается частично на этих положительных трактатах, но постольку содержит в себе такие права, которые не обладают подлинной действительностью; частично же на так называемом международном праве, всеобщим принципом которого является предпосылка об уже состоявшемся факте признания государств и которое соответственно этому так ограничивает до того ничем не сдерживаемые действия одних народов против других, что остается возможность для мира. Международное право отличает также индивидуумов как частных лиц от государства и вообще основывается на обычаях.

3) Всемирная история. Определенный дух народа, поскольку он есть нечто действительное и его свобода существует как природа, содержит со стороны этой природы момент географической и климатической определенности; он существует во времени и по содержаниию существенно обладает особенным принципом и должен пройти определенное этими условиями развитие своего сознания и своей действительности, он имеет историю  в пределах самого себя. Поскольку он есть ограниченный дух, его самостоятельность есть нечто подчиненное; он входит во всемирную историю, события которой являют собой диалектику отдельных народных духов - всемирный суд.

Это движение есть путь освобождения духовной субстанции - деяние, посредством которого абсолютная цельмира осуществляется в ней. Дух, первоначально существующий только в себе, приводит себя к сознанию и самосознанию и тем самым к раскрытию и действительности своей в-себе-и-для-себя-сущей сущности, становясь в то же время внешне всеобщим - мировым духом. Поскольку это развитие существует во времени и в наличном бытии, тем самым представляя собой историю, постольку ее единичные моменты и ступени суть духи отдельных народов. Каждый такой дух как единичный и природный в некоторой качественной определенности имеет своим назначаением заполнение только одной ступени и осуществления только одной стороны всего деяния в целом. Это освобождение духа, в котором он стремится прийти к самому себе и осуществить свою истину, а также дело своего освобождения, есть величайшее и абсолютное право. Самосознание отдельного народа является носителем данной ступени развития всеобщего духа в его наличном бытии и той объективной действительностью, в которую он влагает свою волю. Поскольку такое дело действительности проявляется как поступок и тем самым как произведение отдельных лиц, постольку эти последние по отношению к субстанциальному содержанию их работы суть орудия.

Раздел третий. Абсолютный дух.

Понятие духа имеет свою реальность. То, что эта последняя в тождестве с понятием духа существует как знание абсолютной идеи, есть необходимая сторона того, что свободная в себе интеллигенция в своей действительности освобождена до своего понятия, чтобы быть достойной его формой. Субъективный и объективный дух следует рассматривать как тот путь, на котором получает свое развитие эта сторона реальности, или существования. Абсолютный дух есть в такой же мере вечно в-себе-самом-сущее, как и в глубь себя возвращающееся тождество; единая и всеобщая субстанция как духовная, перводеление на себя и на знание, для которого она существует как таковая. Субъективное сознание абсолютного духа существенно есть процесс, непосредсвенное и субстанциальное единство которого есть вера в свидетельство духа как уверенность в объективной истине. Вера, содержащая в себе одновременно и это непосредственное единство, и его же, как отношение упомянутых различных определений, - в благоговении, в скрытом и вовне выраженном культе перешла в процесс, направленный к снятию противоположностей духовного освобождения, к тому, чтобы через этот непосредственный момент подтвердить ту первую уверенность и достигнуть ее конкретного определения - именно примирения с действительностью духа.

А. Искусство.

Форма этого знания в качестве непосредственной (момент конечности в искусстве), с одной стороны, распадается на произведение, имеющее характер внешнего, обыденного, наличного бытия, - на субъект, его продуцирующий, и на субъект, созерцающий его и перед ним преклоняющийся; с другой стороны эта форма есть конкретное созерцание и представление в себе абсолютного духа как идеала - конкретной формы, порожденной субъективным духом, в котором природная непосредственность есть только знак идеи, в такой мере просветленной для ее выражения творчески воплощающим духом, что эта форма ни на что другое, кроме идеи, не не указывает - форма красоты. Несоразмерность идеи и выражения. будущее изящного искусства - в истинной религии.

В. Религия откровения.

В понятии истинной религии, то есть религии, содержанием которой является абсолютный дух, существенным образом заложено то, что она есть религия откровения, и притом такая, в которой источником откровения является бог. Ибо поскольку знание, то есть принцип, вследствие которого субстанция является духом, как бесконечная для себя сущая форма есть начало самоопределения, поскольку оно безусловно есть самообнаружение. Дух только постольку есть дух, поскльку он есть для духа; и в абсолютной религии именно абсолютный дух обнаруживает не свои абстрактные моменты, но самого себя. Но по форме - только субъективное знание представления => форма отделяется от содержания.

а) вечное содержание в своем обнаружении остающееся при самом себе.

b) различение вечной сущности от обнаружения, становящегося в силу этого различения миром являений, в который вступает содержание.

с) как бесконечное возвращение и примирение мира с вечной сущностью, возвращение ее из явления в единство ее полноты..

С. Философия.

Эта наука постольку представляет собой единство искусства и религии, поскольку внешний по своей форме способ созерцания искусства становится в тотальности религией. В религии в представлении развертывается расхождение и опосредование раскрытого содержания и самостоятельные формы не только скрепляются вместе в некоторое целое, но и объединяются в некоторое духовное созерцание и, наконец, возвышаются до мышления, обладающего самосознанием. Это знание есть тем самым познанное посредством мышления понятие искусства и религии, в котором все то, что различно по содержанию, познано как необходимое, а это необходимое познано как свободное. Соответственно этому философия определяется как познание необходимости содержания абсолютного представления, а также необходимости обеих его форм: 1) непосредственного созерцания и поэзии (объективное и внешнее откровение), 2) веры (как субъективного вхождения в себя). Признание этого содержания и освобождение от однсторонности форм. Философия есть мыслящая себя идея, знающая истина, логическое в том значении этого слова, что оно есть всеобщность, удостоверенная в своем конкретном содержании как своей действительности. Наука - возведенная к своему началу, логическое оказывается ее результатом как духовное.

Три умозаключения:

1) Логическое - природа - дух.

2) Природа - дух - логическое.

3) Дух - знающий себя разум - природа.

А.Шопенгауэр “Мир как воля и представление” Т.1. (Структура и основное содержание)

Предисловие к первому изданию.

Три, предъявляемые к читателю этой книги требования, состоят в следующем:

1.прочесть книгу дважды, дабы яснее уловить главную идею и взаимосвязь всех частей.

2.до ознакомления с книгой прочесть введение к ней, написанное пятью годами ранее, “О четверояком корне достаточного основания”, дабы осознать, что этот закон есть основная форма, в которой всюду познаётся всегда обусловленный субъектом объект.

3.быть знакомым с главными произведениями Канта, служащими для этой книги исходным пунктом.

Предисловие ко второму изданию.

Следует обратиться к кантовским истокам и отвлечься от пустословной гегельянщины, которая заразила умы большинства профессоров философии.

Предисловие к третьему изданию.

Были сделаны добавления, общим числом 136 страниц.

 

Книга первая. МИР КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Первое размышление. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ПОДЧИНЁННОЕ ЗАКОНУ ОСНОВАНИЯ: ОБЪЕКТ ОПЫТА И НАУКИ. §§1-16

“Мир - моё представление”; - такова истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может привести её в рефлективное, абстрактное сознание, тогда у него возникает философское мышление. Окружающий человека мир существует только как представление, то есть по отношению к другому, представляющему, который есть он сам. Эта априорная истина есть выражение всякого возможного и мыслимого опыта.

То, что всё познаёт и никем не познаётся есть субъект. Он есть общее, всегда предпосылаемое условие всего являющегося, всякого объекта, ибо только для субъекта есть всё, что есть. Таким субъектом каждый находит самого себя, поскольку он познаёт. Его тело - уже объект, хотя и первичный, непосредственный. Субъект никогда не пребывает в формах познания, во времени и пространстве, благодаря которым существует множественность, мы никогда его не познаем.

Итак, мир как представление имеет две существенные, неотделимые половины: объект (его форма - пространство и время, а посредством них - множественность) и субъект. Эти половины нераздельны для мысли, каждая из них обладает значением и бытием лишь посредством другой. Они непосредственно ограничивают друг друга, там где кончается объект, начинается субъект и наоборот.

Все наши представления делятся на интуитивные и абстрактные. Абстрактные представления - понятия, способность к их образованию - разум. Интуитивные представления образуются благодаря созерцанию, его формы - пространство, время и причинность. В отношении причинности могут находиться только объекты, но между субъектом и объектом не может существовать отношения причины к действию. Между субъектом и объектом нет вообще никакого отношения, они уже предшествуют в качестве первых условий всякому познанию. Поэтому спор о оеальности внешнего мира, спор между догматизмом и идеализмом, оказывается нелепым.

В этой первой книге мы рассматриваем всё лишь как представление, как объект для субъекта. Тело для нас - непосредственный объект, то представление, которое служит субъекту исходной точкой познания, доставляет ему первые данные. Но только рассудок делает возможным созерцание, ибо только для рассудка существует закон причинности, только он познаёт переход от действия к причине и от причины к действию. Рассудок имеет только одну функцию - непосредственное познание отношения причины к действию и созерцание, таким образом, действительного мира. Деятельность рассудка не рефлективна, он склонен обманываться видимостью (напр. палка, погружённая в воду, кажется согнутой), тогда на помощь ему приходит разум, который не созерцает, но знает. От непосредственного созерцания рассудка мы переходим к абстрактным дискурсивным понятиям разума, которые получают всё своё содержание только от созерцательного познания и в сооотнесении с ним. Способность к образованию абстрактных понятий, способность к рефлексии - единственное, что отличает человека от животных. Разум, как и рассудок, имеет одну функцию - образование понятия. Понятия можно только мыслить, но не созерцать, они не могут быть предметом опыта. Но они всё же находятся в необходимом отношении к созерцаниям, без которых они были бы ничем, это отношение составляет всю их сущность и бытие. Понятия поэтому уместно назвать представлениями представлений. Понятия могут быть абстрактными и конкретными в зависимости от непосредственности их отношения к созерцаниям. Абстрактные: добродетель, исследование, начало; конкретные: лошадь, камень, человек. (далее речь долго идёт о соотношении понятий с использованием кругов Эйлера).

Как же достигается достоверность, как обосновываются суждения? Совершенно чистое познание разума существует только в четырёх законах: тождества, противоречия, исключённого третьего и достаточного основания. Логика может считаться наукой чистого разума, во всех остальных науках разум получает содержание из созерцательных представлений. Знание - абстрактное сознание, фиксирование в понятиях разума того, что познано иным образом. Содержание наук - это отношение явлений мира друг к другу по закону основания. Выявление этого отношения называется объяснением. Именно то, что науки кладут в основу своих объяснений, составляет подлинную проблему философии, которая начинается там, где кончаются науки. Философия есть самое общее знание и её положения не могут быть выведены из другого, более общего знания. Философия должна быть абстрактным выражением сущности всего мира как в целом, так и во всех его частях.

Разум основывается на данных рассудка и имеет воспроизводящую и сохраняющую, а не самопорождающую природу, поэтому практический разум, в зависимости от воспринятой максимы, может соединяться как с добром, так и со злом. (страдание всегда возникает из несоответствия того, что мы требуем, и того, что нам даётся).

 

Книга вторая. МИР КАК ВОЛЯ.

Первое размышление. ОБЪЕКТИВАЦИЯ ВОЛИ.§§17-29.

Теперь нам особенно важно прояснить содержание созерцательного представления, без которого, как уже было выяснено, невозможно ни одно абстрактное понятие. Действительно ли мир есть не что иное как представление, не является ли он тогда призрачным миражом, недостойным нашего внимания, или же он ещё нечто другое помимо этого? Этот искомый смысл мира никогда не был бы достигнут, если бы исследователь был только познающим субъектом, но ведь он и сам коренится в этом мире в качестве индивида, то есть его познание полностью опосредовано его телом. Субъекту познания его тело дано двумя совершенно разными способами: прежде всего как представление в созерцании рассудка, как объект среди объектов, подчинённый их законам; но вместе с тем и иным образом - как воля. Каждый истинный акт его воли есть неминуемо и движение его тела - акт воли и действие тела - не два различных состояния, связанных отношением причины и действия, они одно и то же, только данное двумя различными способами: в созерцании для рассудка и непосредственным. Действие тела есть объективированный, то есть вступивший в созерцание, акт воли. Воление и действие различны только в рефлексии, в действительности они составляют одно. Знание, которое у меня есть о моей воле, неотделимо от знания о моём теле. Я познаю мою волю не как единство, а только в отдельных актах, действиях моего тела. Без тела я не могу представить себе мою волю. Знание о сущности и действиях нашего собственного тела является для нас ключом к пониманию сущности каждого явления в природе, поэтому мы признаём, что они также суть представления и, по своей внутренней сущности, воля. Никакой другой вид бытия или реальности мы не можем приписать телесному миру, ибо кроме воли и представления мы ничего не знаем.

Акты воли, проявляющиеся в действиях тела, имеют своё основание вне себя, в мотивах. Но эти мотивы определяют только то, что я хочу в это время, на этом месте, при этих обстоятельствах, но не то что я вообще хочу, то есть не определяют максиму воли. Поэтому воление не может быть объяснено из мотивов, они служат лишь поводом, по которому воля себя обнаруживает, сама же воля находится вне законов мотивации. Воля проявляется не т

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...