Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дисциплинарная ответственность государственных служащих.




Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисципли­нарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уго­ловном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство прав перед зако­ном, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонаруше­ниях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государ­ственных служащих предопределяет и некоторые особенности регули­рования их ответственности. Например, в ряде случаев для них уста­новлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, предусмотрены санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о непол­ном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).

Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической от­ветственности, являются: Федеральный закон «Об основах государст­венной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав Во­оруженных Сил РФ, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, По­ложение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также поря­док их применения и обжалования с учетом конкретных условий госу­дарственной службы.

 

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или не­надлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (долж­ностной проступок).

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего это выража­ется в нарушении должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения пору­чений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания. По вопросам ответственности за такие должностные проступки Прези­дентом 6 июня 1996 г. был издан Указ «О мерах по укреплению дисцип­лины в системе государственной службы». Указ, в частности, преду­сматривает, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за ука­занные проступки, не подлежат в течение года премированию, пред­ставлению к награждению правительственными наградами (кроме слу­чаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками от­личия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) либо лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

 

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неис­полнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего при­знавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и граждани­на; ст. 10 — обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Кроме перечисленных, могут быть и другие, самые разнообразные случаи неисполнения или не надлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемые как должностной проступок. Вместе с тем законодательством преду­смотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место не при исполнении служебных обязанностей, если эта поступки несовместимы с достоинством и назначением государствен­ных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязан­ностей.

Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выго­вор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответ­ствии, увольнение.

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководите­лем, имеющим право назначать государственного служащего на госу­дарственную должность. Это правило обусловлено характером взыска­ний: в частности, право предупреждать о неполном служебном соот­ветствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляет­ся тем органам и руководителям, которым принадлежит право назна­чения на должность.

Государственный служащий, допустивший должностной просту­пок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от испол­нения должностных обязанностей с сохранением денежного содержа­ния. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

Порядок проведения служебных расследований, применения и об­жалования дисциплинарных взысканий определяется законодательст­вом. При этом применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции — Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, другие дисциплинарные уставы или положения о прохождении службы.

К административной и материальной ответственности лица, нахо­дящиеся на гражданской государственной службе, привлекаются на общих основаниях с негосударственными служащими.

 

Административный надзор.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Виды надзорной деятельности государства:

  • отраслевой надзор (например, финансовый надзор);
  • межотраслевой надзор, осуществляемый не только в сфере государственного управления, но и в иных сферах общественной жизни.

Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
  • Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • Федеральный горный и промышленный надзор России;
  • Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;
  • Государственная налоговая служба РФ;
  • Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного надзора:

  • является особой разновидностью государственного контроля;
  • осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
  • деятельность по надзору осуществляется систематически;
  • цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
  • между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;
  • осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;
  • осуществляется при помощи определенных методов;
  • оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

  • постоянное наблюдение;
  • периодические проверки;
  • обследование поднадзорного объекта;
  • истребование и анализ документов;
  • изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

  • получение информации;
  • применение мер административного предупреждения;
  • применение мер административного пресечения;
  • привлечение к административной ответственности;
  • регистрация и учет;
  • выдача разрешений (лицензий);
  • нормотворчество.

Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...