Источники административной ответственности.
Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение Поскольку институт административной ответственности является частью административного права, то среди множества источников административного права обоснованно выделить источники административной ответственности. Если источниками административного права принято считать юридические акты, содержащие нормы административного права, то источниками административной ответственности являются юридические акты, содержащие нормы института административной ответственности. С этой позиции источником института административной ответственности, прежде всего, является Конституция РФ. Как источник административной ответственности Конституция РФ: устанавливает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать законы; обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; предоставляет каждому право защищать права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; право на судебную защиту предоставляемых прав и свобод; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконным действием или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц; право на неприкосновенность жилища и частной жизни; право на защиту чести и доброго имени; право на охрану достоинства личности;
не допускает принудительного лишения имущества иначе как по решению суда; использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось право нарушением. Кроме Конституции РФ источником административной ответственности является законодательство об административных правонарушениях. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает: общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях; перечень видов административных наказаний и правила их применения; меры административной ответственности за нарушение правовых норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе меры обеспечения производства по де лам об административных правонарушениях; порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний; подсудность дел об административных правонарушениях; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях федеральным органам исполнительной власти. Структура Кодекса РФ об административных правонарушениях включает пять разделов. Раздел I "Общие положения" содержит нормы-задачи и нормы-принципы законодательства об административных правонарушениях, а также нормы-дефиниции административного правонарушения и административного наказания, закрепляет перечень административных наказаний и устанавливает правила назначения административных наказаний.Раздел II "Особенная часть" устанавливает составы административных правонарушений в сферах, регулируемых нормами федерального законодательства.
Раздел III "Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях" устанавливает полномочия органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, а также полномочия органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ. Раздел IV "Производство по делам об административных правонарушениях" устанавливает общие положения производства, определяет участников производства, их процессуальные права и обязанности, вводит понятие предмета доказывания, доказательств, оценки доказательств, устанавливает меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, регулирует стадии возбуждения дела, рассмотрения дела, пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Раздел V "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях" содержит нормы, устанавливающие общие положения и порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. Законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают: меры административной ответственности (принуждение и административный штраф) за нарушение норм законов субъектов РФ; порядок создания, реорганизации и ликвидации административных комиссий и иных коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ. полномочия мировых судей, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, административных комиссий, иных коллегиальных органов субъектов РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
полномочия должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта РФ. Структура законов субъектов РФ об административных правонарушениях определяется субъектами РФ самостоятельно. Согласно ч. 2 статьи 1.1 КоАП, источниками административной ответственности являются международные договоры Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом признается приоритет норм международного договора Российской Федерации над нормами КоАП. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. Источниками административной ответственности являются федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы института административной ответственности. К примеру, источниками административной ответственности являются федеральные законы, устанавливающие особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (см. ч. 2 ст. 1.4 КоАП), федеральный закон "Об исполнительном производстве", нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, устанавливающие задачи и функции федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, подразделений, территориальных органов (см. ч. 2 ст. 28.3 КоАП), правила хранения изъятых вещей и документов, установленные федеральным органом исполнительной власти (см. ч. 9 ст. 27.10 КоАП), и т.д. В качестве источников административной ответственности могут выступать решения Конституционного суда РФ, принятые по проверке конституционности нормативных правовых актов, регулирующих административную ответственность или отдельные положения таких нормативных правовых актов (например, постановление Конституционного суда РФ "По делу о проверке конституционности положений ФЗ "Об исполнительном производстве" от 3 июля 2001 г., определение Конституционного суда "По запросу Омского областного суда по проверке конституционности положения п. 12 ст. Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 5 июля 2001 г.). В указанных решениях Конституционного суда РФ рассматривается соотношение норм КоАП с нормами ФЗ "Об исполнительном производстве" и нормами Налогового кодекса РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|