Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности административного процесса.




Административный процесс в основном базируется больше на юрисдикционной основе, однако административно-процедурный аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования. Как правило, оба этих аспекта административного процесса находятся не в противоречии, а скорее дополняют друг друга.

Они имеют следующие сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения индивидуальных административных дел; 2) индивидуальность решения этих дел; 3) регламентируются, как правило, одним нормативно-правовым актом.

При этом судья, орган, уполномоченное должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и осуществлять правоохранительные функции, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера. Напр., при осуществлении контрольно-надзорных функций уполномоченными на то органами исполнительной власти, государственного управления осуществляются процессуальные действия, однако административно-правовой спор между участниками этих отношений отсутствует.

Административно-процедурная деятельность органов исполнительной власти, государственного управления проявляется в таких управленческих функциях, как регистрация, лицензирование, аккредитация, квотирование и др.

Административно-юрисдикционная деятельность предполагает наличие спора, в то время как административно-процедурная деятельность может проявляться в реализации разрешительных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих, координационных и иных функций. Поэтому административно-процедурные аспекты комплексно проявляются в административном процессе в реализации конкретных административных отношений.

Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников этих отношений.

Основные принципы административного процесса: законность; равенство сторон перед законом; объективность; гласность, открытость; ведение дел на национальном языке; право пользоваться услугами адвоката; экономичность процесса; ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел; право обжалования решений.

Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, административное производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено в определенной последовательности стадий процесса, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение.

Стадия – самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

Стадии административного процесса: возбуждение административного дела; его расследование и направление материалов по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления; факультативная – обжалование и опротестование постановления, его пересмотр; обязательное исполнение постановления, вынесенного по делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении является и процессуальным действием, и юридическим фактом возникновения административно-процессуальных отношений. Может быть по инициативе как уполномоченного органа (лица), так и гражданина (напр., подача жалобы). Основанием для возбуждения дела является совершение административного проступка и наличие нормы, предусматривающей ответственность, о чем составляется протокол.

В процессе административного расследования реализуются такие процессуальные действия, как сбор и фиксация доказательств, оформление протокола о возбуждении административного дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства. Определены и меры обеспечения производства по делам, в частности: административное задержание; личный досмотр и досмотр вещей; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.

Рассмотрение дела об административном правонарушении – основная стадия административного производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

По каждому делу законом определены процедура подготовки, порядок и сроки его рассмотрения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются по подведомственности, как правило, в присутствии правонарушителя. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, или потерпевшим в вышестоящий орган исполнительной власти или в судебном порядке. Обжалование возможно и в органы прокуратуры. Подача жалобы и принесение прокурором протеста, как правило, приостанавливают исполнение постановления до рассмотрения жалобы или протеста.

Жалоба на постановление подается в течение 10 суток и рассматривается в десятидневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте рассматривается в течение суток с момента подачи жалобы.

Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях является важной гарантией соблюдения прав граждан, привлекаемых к административной ответственности. Цель исполнения постановлений состоит в практической реализации административного наказания, назначенного правонарушителю.

Виды индивидуальных административных дел:

• дела об административных правонарушениях;

• дела о дисциплинарных проступках;

• дела об обращениях граждан;

• дела о приеме в гражданство Российской Федерации;

• дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

• дела по исполнению постановлений о наложении административных взысканий;

• дела, связанные с административным надзором;

• арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

• производство по делам об административных правонарушениях;

• дисциплинарное производство;

• производство по делам об обращениях граждан;

• производство по делам о приеме в гражданство Российской Федерации;

• производство о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

• производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

• производство, связанное с административным надзором;

• арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...