Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники и литература, используемая в исследовании.




Источники и литература, используемая в исследовании.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Методика и методология исследования.

При создании данной работы использовалась литература по философии, культурологии, истории Китая. Также изучались труды по искусству. В работе используются культурологический подход и сравнительно исторический метод. При изучении образов использовался историко-культурный анализ, который позволил проследить связь между деформациями образов и изменениями положения женщины в социуме. Изучение культурных аспектов Китайской цивилизации важно в сотрудничестве между Россией и, граничащим с ней, Китаем.

Глава I. Эпоха Тан и её особенности

1. 1 Характеристика культуры эпохи Тан.

В Китае период VII-VIII вв., соответствует ярчайшему расцвету культуры: живопись и музыка, архитектура и скульптура, новеллы и поэзия. Культура – такое же важное для человеческого познания понятие, как и гравитация, материя, эволюция, общество, личность. [1] Пора существования двух крупных государств – Тан и Сун, ознаменовавших себя, как максимально подходящие эпохи для развития культуры. Экономические ситуации в обеих странах были улучшены, налаживались торговые и культурные связи с другими державами. Китай приумножал территории своих владений посредством завоевательных предприятий и к VII веку воспринимался как одно из самых сильных, передовых государств Востока.

«Некогда раздробленная страна, стала территориально единой, сильной императорской державой. » [2]Все это способствовало экономическому расцвету страны и международному признанию. Возросла интенсивность контактов с внешним миром. Между Китаем и Индией пролегли караванные и морские пути. Посредством Великого шелкового пути объединились западные и восточные культуры. Вместе с духовными трактатами в знаменитую империю Тан ввозили труды о философии, астрономии, медицине и арифметике. Синолог Э. Шефер акцентирует внимание на том, что " трактаты на эти темы были во дворце столь же желанными, как золото и драгоценные камни ". В особенности огромным успехом пользовалась индийская астрономия. В целом Поднебесная приобрела массу достижений других цивилизаций, и сама китайская культура преобразилась в общность, в которой нельзя выделить собственное и заимствованное. Танское государство – это сильная держава со сложной иерархией, власть которой была сосредоточена в правительственном аппарате. Такая система правления способствовала порядку на всей территории огромной страны. В этот период можно наблюдать стремление страны к новым, прогрессивным тенденциям времени, которые проявлялись в экономическом устройстве, культуре и идеологии Китая. Касательно культурной жизни, эпоха Тан ознаменовалась чрезвычайной интенсивностью развития: городская культура, являющаяся недосягаемым образцом в китайской культуре, приобрела особую значимость, города с большим населением стали центрами торговли, ремесленного производства, распространения идей, учености и художественных взглядов. Вывод духовных и материальных ценностей на новый уровень, концентрация мыслителей, поэтов, живописцев и выдающихся деятелей стали очень популярными в городах.

Огромное значение и широкое распространение в культуре эпохи Тан получил пришедший из Индии буддизм. К началу периода территория государства была густо покрыта сетью буддийских пагод, монастырей и храмов. Буддизм обрел влиятельность и известность. Чаще всего буддийские сосредоточения представляли собой храмовые комплексы с большим количеством разнообразных сооружений: сады, помещения для переписки сутр и библиотек, залы для медитации и собраний, кельи и дома для монахов. Эти монастыри являлись и культурными центрами, и священными местами, и университетами, и гостиницами, и убежищами. Эпоха Тан – одновременно период расцвета китайского буддизма, золотой век и начало его упадка. Конфуцианство было соперником буддизма, не имеющим такой популярности, в результате борьбы между двумя конфессиями было закрыто или ликвидировано примерно 4600 храмов и монастырей, расстрижено 260000 монахов и уничтожено около 40000 пагод. Последствиями этой борьбы было то, что буддизм в какой-то степени потерял статус ведущей конфессии и стал на второе место после конфуцианства наряду с даосизмом. Несмотря на это, он сыграл большую роль в развитии китайской культуры, в особенности чань-буддизм, который ярко проявился в искусстве, архитектуре и литературе Китая. «Совершенно иной, новый облик китайской архитектуре придало буддийское влияние на нее. Великолепные монастыри и храмы, изящные, художественно цельные пагоды, пещерные и скальные комплексы: все это стало неотъемлемой частью культуры Китая. »[3]

Именно буддизм стал толчком к развитию художественной прозы, прежде неизвестного китайцам жанра. Прототипом буддийского жанра бяньвэнь стали новеллы, излюбленный в последствии вид художественной прозы. Также они стали толчком к становлению более крупных жанров, таких как классический китайский роман. Буддийское влияние нашло свое отражение и в классической китайской живописи. Чань-буддийский тезис, гласящий о том, что Будда и Истина есть во всем и везде, в журчании ручья, в сиянии солнца, в молчании гор, а главное в природе – безмерная великая Пустота, вдохновлял китайских художников. Они не использовали линейную перспективу, многочисленные горы на их свитках, являлись символом, обозначавшим Великую Пустоту Природы. На протяжении многих веков буддийские монастыри считались одними из главных центров культуры Китая. Именно здесь черпали вдохновение и создавали свои творения поколения художников, компиляторов и переписчиков, которые накапливали в библиотеках и архивах драгоценные сокровища письменной культуры. Многое из буддийской и индо-буддийской культуры было перенято Китаем, начиная с представлений об аде и рае и заканчивая практикой гимнастики йоги. Даже знаменитая китайская чайная церемония впервые возникла в буддийских монастырях. Для архитектуры могущественного Танского государства характерна монументальность, праздничность, классическая простота в сочетании с ясной гармонией и спокойным величием форм. Китайские города этой эпохи – мощные прямоугольные крепости, окруженные рвами и стенами. Дворцы протяженностью в несколько километров окружали большие сады. Крыши с загнутыми углами вверх, покрывающие множественные деревянные строения, делались из яркой черепицы. Четкость плана, характерная для ранних городов Китая преобразовалась в систему, которая отражала представления китайцев об иерархической структуре мира, идеальном порядке его устройства.

Высокого уровня развития в период эпохи Тан достигла и скульптура. Буддийские статуи святых из пещерных монастырей стали более пластичны чаще всего изображали божеств. Так же стены храмов украшались более земными по суждению о мире бытовыми сюжетами. Скульптурами украшались и погребения императоров. Однако, высшим достижением искусства этого времени стала живопись. Возник абсолютно новый вид искусства – живопись на свитке. Она была лишена декоративных функций, что позволяло сконцентрироваться на созерцании. Отличительной чертой китайских художников было наличие печати и подписи, надписи и стихи на свитках. Такая живопись предназначалась для образованных людей, и ее содержание значительно отличалось от более архаического фольклорно-мифологического искусства. В VIII веке художник и поэт Ван Вэй открыл новое направление живописи, которая в дальнейшем перерастет в течение «живопись для образованных людей». Используя только черный цвет, художники этого направления при помощи техники «размытой туши» и оттенков добиваются разнообразной интенсивности цвета, выделяя свет и тень. «Бесконечное разнообразие пейзажа выражается при помощи градации тонов монохромной туши, значение линии теряет прежнюю важность. Такую живопись называют «поэзией без слов». ». [4] В китайской художественной культуре имеет место быть тесная взаимосвязь живописи и литературы. Для того, чтобы возникло подобное новое течение в живописи, необходимо наличие ее потребителя, достаточно обеспеченного, чтобы иметь возможность приобрести дорогостоящий свиток, и в меру образованный, дабы суметь дать ему оценку. Китайская живопись того времени находит достойного зрителя в лице ученых, вельмож, поэтов и государственных деятелей, которые проходили ряд строгих экзаменов, приобретая специальное образование. Весь государственный аппарат строился из образованных людей, «ученость» являлась одной из высших добродетелей.

Императорский дворец поощрял занятия живописью и литературой, а также окружают себя художниками и поэтами, поддерживают их поиски в области эстетического развития культуры. Китайская живопись характерна тем, что каждый элемент на полотне символичен и несет в себе часть поэтического значения. К примеру, бамбук – символ мужества и стойкости, пион – признак счастья и богатства, аист – святости и одиночества.

Значительное развитие в этот период получила танская поэзия, изначально представлявшая собой некую философско-историческую науку. Совершенствуясь в течении трехсот лет, китайская поэзия дала толчок обществу к новому взгляду на мир, осознанию задач и возможностей индивида в обществе. Традиционные изобразительные средства гармонично сочетались с этим жанром, позволяли не только открыть новые, но и углубиться в привычные темы. Ярчайшим достижениями танской поэзии являются – открытость чувств, простота, индивидуальная непосредственность в мировоззрении писателя. Теперь кругозор поэта не ограничивался одним лишь родным селением и ближним городком, а представлял собой огромную страну с различными условиями жизни. Поэт, чаще всего государственный чиновник, и творчеством и службой принимал участие в жизни государства. Говоря о танской литературе, прежде всего стоит сказать о ведущем ее направлении – лирической поэзии. Именно она, поднявшись до невиданных высот, продолжала нести мысль о великих достижениях прошедших лет. Задача развития этого направления заключалась в том, чтобы избавиться от прежде важной «красивости» и обозначить традиции, служившие вдохновением танской эпохе. В преодолении пустого содержания и внешней вычурности стихов, поэты эпохи Тан сами еще отчасти являются носителями этих пороков.

В это время приобрели популярность пятисловные и семисловные стихотворения с двухстрочной строфой, определенным порядком тонов, чаще всего единой рифмой и цезурой перед последними тремя знаками строфы. Семисловные появились позже пятисловных и дали возможность применять в поэзии разговорный язык.  

Основой китайской литературы всегда было развивающееся и видоизменяющееся конфуцианство. Однако в танский период, прежде всего в стихотворениях заметна человеческая непосредственность. Сила литературы – в нравственности, что в полной мере подтверждает поэзия данного периода. «У истоков танской поэзии стоят «четверо выдающихся» - Ван Бо, Ло Биньван, Лу Чжаолинь и Ян Цзюн. »[5] Они создали особую систему написания стиха, что позволило поэзии эпохи Тан проявить свой стиль. Среди этих поэтов важное место занимают Ван Бо (649-676) и Лу Чжао-линь (637-689). Ван Бо в небольших стихотворениях достигает не вытиеватого изящества, чем как раз и прославилась танская поэзия. А Лу Чжао-линь написал первое стихотворение, в котором в противовес привычной манере придворных стихов, блестящая столица была описана без восхищения – «Чанъань – подражание древнему».

Истинное же новаторство началось с Чэнь Цзы-ана (661-702), живя почти в одно время с «четырьмя выдающимися» он сумел их опередить. Чэнь Цзы-ан был чиновником, который заботился о благоустройстве народа. Ему принадлежат слова, когда-то сказанные императрице: «В правлении государя нет ничего дороже успокоения людей». На своем поэтическом поприще он так же стремился служению народу, Чэнь Цзы-ан был примером поэта, творчество и личность которого были в гармонии. Еще одним выдающимся поэтом, изменившим ход развития китайской литературы своим творчеством был Ван Вэй (701-761). Жизнь его была схожа с жизнями других творцов эпохи Тан. Он служил, имел ученую степень, был увлечен успехами своей страны и вращался в кругах знаменитых людей. Именно поэтому для его юных творений характерны стихи о воинской славе. Однако, с годами все большее место в его творчестве занимает природа, он обращается к буддизму, который был в моде в то время.

Еще одним достойным особого внимания поэтом, был чу Гуан-си (707-760). Он придерживался буддизма, но эта тема в его творчестве выражена, скорее, внешне. Его стихотворения отличительны тем, что он изображал деревенскую жизнь, что расширяло охват лирической «пейзажной» поэзии и способствовало росту ее заинтересованности в индивидууме. Помимо «тихой» поэзии была поэзия странствий и битв, изображавшая личность в тревожных обстоятельствах. Ярким представителем этого направления в юные годы был Ван Вэй. Его творения подобного характера позволили историкам разделить танскую поэзию на «пейзажную» и «пограничную». [6]

Наиболее значимым представителем поэзии тех времен является Ли Бо, чье творчество вобрало в себя весь дух народа. Он оставался независимым поэтом, отказался от экзаменов и был не согласен с придворными правилами. Однако позже был награжден императором в звании ханьлинь, что в наше время приравнивалось бы к академической степени. Ли Бо был необычен среди современников, чувствовал свою незаурядность и верил в предназначение. Он непрерывно поэтически горел, не страшась одиночества или изгнания. Сила образов, которые использовал поэть– непревзойдённое никем из его современников мастерство. В его творчестве четко прослеживается отсылка к старой народной поэзии. Независимость поэта от предрассудков, общественных рамок - была следствием развития идеала свободы, к которой стремился каждый житель Поднебесной, так долго сдерживаемый рамками норм и правил.

В целом эпоха Тан – время небывалого подъема страны и активного развития культуры и искусства Китая. Долгое время эти сферы жизни ограничивалась в совершенствовании общественными рамками. Экономическая и политическая ситуация в стране позволила культуре развиваться в условиях процветания империи, не отвлекаясь на военную тематику, акцентировать свое внимание на социуме.

                  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...