2.1 Образ женщины в поэзии Китая эпохи Тан.
2. 1 Образ женщины в поэзии Китая эпохи Тан. В эпоху Тан в Поднебесной найболее ярко развивалось лирическое направление в поэзии. В стихотворной форме воспевалась природа, восхвалялись подвиги и, конечно, выражалось восхищение женщинами. Женщина выступала в образе жены, красавицы, наложницы и изредка матери. Чаще всего в стихотворениях поэтов эпохи Тан встречаются два образа: красавицы и тоскующей женщины. Популярность образа красавицы обусловлена тем, что красота играла огромную роль в жизни женщины, предопределяла её социальный статус и возможность обретения безбедной жизни. Однако, та врожденная красота, которая так ценится в Европе не определяла красавицу в Китае. Процессу достижения китайской красоты уделялось чуть ли не все время и внимание женщины. Для китаянки достигнуть уровня красавицы стоило немалого труда и страданий: выбривание лба, болезненный процесс формирования ножки " лотоса", стесняющие дыхание одежды, воспитание манер, присущих красавице, умение петь и поддержать беседу, ограничения в выражении собственных эмоций. Благодаря подобному набору атрибутов девушка из небогатой семьи могла стать наложницей государственного чиновника и ни в чем не нуждаться. Образ красавицы в танской поэзии заставляет читателя восхищаться женщиной вместе с поэтом. Изящные символические сравнения придают ему несколько мистический окрас, нередко красоту сравнивали с яшмой – ценным камнем, олицетворяющим богатство, бытие и тайны. Так, например, «лотосовые ножки», главный атрибут красавицы, сравнивали с яшмовыми росточками. Так же китайцы приравнивали красоту женщины к красоте природы: луне и цветам. «Когда я входила в ханьский дворец, Мне было пятнадцать лет - И молодое мое лицо Сияло, как маков цвет. »[11]
Поэты эпохи Тан не обделяли вниманием и чувства женщин, так, нередко можно встретить в лирике того периода образ тоскующей женщины. Причин для тоски много: увядающая красота, изгнание из дворца, клевета, замужество не по любви, любимый муж, ушедший в поход, из которого вряд ли вернется живым. Стихотворения на тему увядающей красоты сначала были лишь чувственными произведениями, но позже приобрели философский смысл, означая скоротечность бытия. «Цветку подобна новая жена, Хотя бы и достойная любви. Я – старая – на яшму похожу < …> Цветок непостоянен. Непрочна Его любви блистающая нить. »[12] Изгнание наложницы из дворца заставляло её усомниться в своей красоте, чаще всего после этого женщина жила одна. Причиной для изгнания могло стать неподобающее поведение, но зачастую другие наложницы, завидуя красоте, распускали слухи, и хозяин, веря клевете, изгонял её. Поэты описывают чувства такой женщины с горечью, и читатель сочувствует героине. «…За грацию, за красоту такую Ее все дамы дружно поносили – и государь изгнал ее, тоскуя, Он, клевете поверивший в бессилье... »[13] Нередко молодых девушек выдавали замуж не по любви. Родители двух семей договаривались между собой о браке детей, а молодые женились не зная друг друга. Тем не менее, верная жена выполняла свои обязанности, была добра и мила к мужу, поскольку у разведенной женщины было мало шансов на второй успешный брак. «Хоть ваша искренность луны и солнца ярче, Но с мужем в жизни я и в смерти быть обязана. »[14] Разлука с любимым мужем была частым явлением супружеской жизни в Китае. Тоскующая женщина – один из наиболее ярких образов в танской лирике. Стихотворение Ли Бо «Тоска о муже» и «Печаль» дают точное представление об этом образе. «Уехал мой муж далеко, далеко На белом своем коне, < …> Как вынесу тяжкие времена?.. Мысли мои о нем, Они все печальнее, все грустней И горестней с каждым днем. »[15]. «За яшмовою шторою Одна Красавица Томится у окна. О ком грустит она? »[16]
Образ вдовы – один из самых сильных женских образов поэзии эпохи Тан. Нередко мужья умирали раньше жен из-за болезней или в бою. В стихотворениях танской эпохи вдовы переживают смерть любимого человека с большой скорбью и сожалением. «Вот полночь уже. Постель моя холодна. Я сплю без него, и нет даже сил привстать. »[17] В то же время, супруг-вдовец тоскует и грустит не меньше, чем женщина. В танской поэзии редко встречается образ вдовца, чаще всего поэт, потерявший жену, выплескивает чувства в своих стихотворениях, восхваляя лучшие женские качества. «Я был без одежды, Но ты не вздыхала в тоске, Одежду искала, Роясь в своем сундуке. < …> Теперь я имею Больше ста тысяч монет. Зачем мне все это? Тебя уже в мире нет. »[18] 2. 2 Образ женщины в китайской живописи эпохи Тан. В период Танской эпохи живопись почиталась китайцам как значимый вид искусства. Она охватила многие события жизни. Для танской живописи характерно пристальное внимание к природе и быту горожан. В этот период поэзия и живопись сблизились как никогда ранее. В стихотворениях виднелись живописные зримые образы, а в картинах прослеживался подтекст. Художники, выполняя работы, отдавали предпочтение горизонтальным свиткам, которые служили своеобразными книгами впечатлений автора. Танская живопись ярка, исполнена праздничности, нарядна. В период единства государства и целостного подъема культуры, значительного развития достигли все направления в живописи. В равной мере ее сюжетами стали сцены из жизни и образы божеств. Любое изобразительное творчество становилось для мастера поводом выразить собственное восхищение миром. Картины на шелке чаще всего повествовали о жизни во дворцах: прогулки красавиц, беседы ученых. Однако, у каждого художника имелся личный спектр излюбленных тем. Знаменитый Хань Гань писал лошадей, У Даоцзы – композиции, основанные на буддийских писаниях, Янь Либэнь – писал в стиле «жэньу» («люди и предметы»). Художник Чжоу Фан стремился к детальному описанию увиденного, сюжеты его картин были взяты из современного быта. В Китае эпохи Тан первые природа выступила самостоятельным объектом изображения, что ознаменовало появление пейзажной живописи. В целом Это был небывалый подъем для изобразительного искусства.
Испокон веков художники преклонялись перед женской красотой, стараясь передать её художественными средствами. Китайские художники – не исключение, чаще всего они изображали образованных женщин из высшего света, однако с течением времени тенденции менялись. В эпоху Тан, время вольных нравов, женщина стала обладать большей свободой, и мы можем наблюдать на полотнах пышнотелых дев. Художники в женских портретах делали акцент на то, чтобы выразить богатство и высокое происхождение изображаемой. Позволить себе заказать картину у художника могли далеко не все жители Поднебесной и это предопределило набор женских образов, которые встречаются в живописи того времени. Чаще всего рисовали обеспеченных женщин и наложниц из дворцов. Наиболее ярким представителем мастерских живописи того времени является вышеупомянутый выдающийся портретист - Чжоу Фан. Нередко на своих полотнах он изображал женщин. Среди китайских искусствоведов считается, что Чжоу не знал себе равных в женском портрете. Картина «Дама с веером»[19] точно характеризует видение художника на женскую судьбу. На картине изображена сценка из дворцовой жизни, перед наблюдателем: девять наложниц императорского дворца, два евнуха и три служанки. Все персонажи заняты каким-либо делом. Одна из наложниц держит винный графин, другая – просто сидит, кто-то играет на лютне, еще одна девушка сидя перед зеркалом, совершает утренний туалет, другая – несет посуду, еще одна стоит, прислонившись к дереву. Однако, чем бы они не занимались в их выражениях лиц, прослеживается скорее грусть, чем радость. Немолодая полноватая наложница, одетая более роскошно в сравнении с другими, сидит под опахалом, которое держит над ней евнух. Видимо, она занимает более значимое место при дворе, тем не менее, вид у неё очень грустный, она полностью погружена в свои какие-то печальные мысли. Наложницы тоже выглядят опечаленными, выполняют каждая свое дело с явным безразличием. Девушка, что сидит у зеркала, еще не полностью проснулась, другая наложница около кровати – играет с веером. Две дамы неслышно переговариваются, но обсуждают что-то явно невеселое, а скорее всего жалуются друг другу на безрадостную жизнь.
Мотивом этой картины, безусловно, шедевра танской эпохи, является контраст между напускным благополучием жизни при дворце и реальным положением вещей – несчастной судьбой наложниц. В Китае того времени, тысячи молодых девушек попадали в императорский гарем, и только некоторым доставалась благосклонность императора, большая часть из них были обречены безвольно влачить свое безрадостное существование. Все женщины изображены здоровыми, с приятными глазу, телесными формами и канонически красивыми лицами. Такая манера написания характерна и для фресок эпохи Тан, которыми украшали могильные склепы. Новшество танской живописи состоит в том, что творец не боится обнажать что-то наружно красивое, в поисках истинного смысла, а значит обретает большую свободу в самовыражении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|