1.2 Статус женщины в культуре Китая эпохи Тан.
В танскую эпоху произошло множество изменений в культурном, политическом и социальном укладе страны. Как и прежде, положение женщины в Китае можно охарактеризовать как подавленное и ограниченное. К китаянками всегда предъявлялись завышенные требования по поводу внешнего вида и манер. Начиная с «лотосовых ножек» и заканчивая правилом Конфуция, гласящим о запрете женщинам и мужчинам от семи до шестидесяти лет сидеть и есть за одним столом. К тому же, дом всегда был разделен на две части: мужскую и женскую. Женщина в Китае это – дочь, жена, мать, наложница. Всем этим социальным ролям соответствовали наборы определенных требований и характеристик. Рождение дочери в традиционном китайском обществе сулило ее родителям процесс трудного воспитания, с самого детства девочкам внушали, что если ей не удастся достичь идеала красоты, который так ценился, то и успеха в жизни ей не обрести. В то время как с рождением мальчика в дом приходила радость, ведь он мог стать воином, ученым или чиновником. Статус ребенка в семье определялся не столько гендерной принадлежностью, сколько очередностью рождения. Конкретные юридические постановления кодексов свидетельствуют о том, старшая сестра и брат были равны, но по отношению к младшим детям их правовой статус был выше. В отношении меры наказания закон танской эпохи исходил из того, какое место женщина занимала в общей возрастной иерархии рода. Таким образом правовое положение дочери определялось не так, как ранее, согласно традиционной концепции «уважение к мужчине и презрение к женщине», а в зависимости от старшинства. Так же существовало разделение детей на рожденных от наложниц и детей от законной жены, существенно ограниченные права имели внебрачные дети. Воспитанием ребенка, рожденного вне брака возлагалось на отца. Касаемо детей от лично-зависимых женщин, находящихся на службе у отца ребенка – действовало правило «приплод следует за матерью». Дочери чаще всего не имели права выбирать себе супруга, этим занимались родители и свахи.
Жена должна была обязательно быть молчаливой, здоровой, красивой по меркам того времени. В первом, защищавшем женские права законодательстве Китая в основном предусмотрены семейные инциденты. После заключения брака статус женщины менялся. Брак в Китае считался делом двух семей, в которое не вмешивался религиозный институт и только в случае правонарушений вмешивалось государство. Брак должен был заключаться между людьми с равным социальным положением. Согласно кодексу брак признавался законным только, если младший родственник женился самостоятельно находясь вне дома. Часто чиновников отправляли на службу в разные регионы страны и такие браки не были редкостью. Наложницы проходили специальное обучение, прежде чем приступать к работе. В отличии от европейских представлений о женщинах, «созданных для утех», образ китайской наложницы – это образ традиционно красивой, ухоженной девушки, умеющей петь, танцевать и достойно сдержанно поддержать разговор в обществе мужчин. Наложницами могла стать только незамужние женщины, зачастую бедные семьи сами отдавали своих детей в наложницы. Процесс уравнивания прав женщин и мужчин длится до наших дней, даже сегодня, в 21 веке можно видеть китаянок, прошедших через все присущие достижению традиционной красоты мучения – выбривание лба, «ножка-лотос», замкнутость. Однако, мнение о том, что все женщины в Китае находились под давлением - стереотип. Да, их действительно во многом ограничивали, но начиная со времен эпохи Тан в силу вступает закон, защищающий женщин в семейных и бытовых ситуациях. Согласно материалам величайшего правового памятника уголовного установления династии Тан «Всякий, кто, имея жену, женился снова, наказывается 1 годом каторги < …> Один муж и одна жена - этот порядок неизбывен»[7]. Двоеженство не просто осуждалось, но и наказывалось, права женщины в таких обстоятельствах были защищены. Так же законно наказывалось понижение из статуса жены в наложницы, так как жена должна быть ровней мужу. Положение наложницы намного ниже, их можно было продавать и покупать. " Всякий, кто низвел жену в наложницы или возвел рабыню в жены, наказывается 2 годами каторги, а кто возвел наложницу < …> в жены или рабыню в наложницы, наказывается 1, 5 годами каторги". Но, если рабыня рождала сына или была отпущена в лично свободные, то разрешалось повысить её в статус наложницы. Рабыня не могла стать женой – это наказуемо. Таким образом, стоит отметить, что существовало четкое разграничение между наложницей и женой.
Однако существовали причины, по которым муж мог выгнать жену. Их семь: распутство, бездетность, длинный язык (злословие), неуслужливость к свекру или свекрови, ревнивость, вороватость и неизлечимая болезнь. Тут так же имеют место быть три условия, при которых несмотря ни на что изгнание жены из дома наказывалось: " Хотя бы и была подана [какая-либо из] семи причин для выдворения, однако, если имеет место [какое-либо из] трех условий невозможности ухода, выдворивший жену наказывается 100 ударами тяжелыми палками. Единение возобновляется". Три условия: если жене некуда возвращаться; если на момент женитьбы семья мужа была не знатной, в после стала знатной и если жена уже была в трауре по свекрови или свекру. Однако, не смотря на эти причины, жену могли выдворить, если у неё была неизлечимая болезнь или же она была замечена в развратных отношениях. Касаемо бездетности в «установлениях» сказано, что если жене уже есть 50 лет и у неё нет сыновей, то главным сыном можно назначить старшего сына не от главной жены. Значит, жену возрастом менее 50 лет, не имеющую детей, выдворять нельзя. При измене одного из супругов законодательно гарантируется разлучение. «Всякий раз, когда был совершен разрыв связей [супружеского] долга, [супругов] разлучают. Нарушивший это наказывается 1 годом каторги»[8]. В случае не нарушения этого предписания, одним годом каторги наказывается тот, кто не согласен разойтись. В эпоху Тан закон позволял так же разлучится по обоюдному согласию: «Если муж и жена, не будучи в мире и ладу друг с другом, разлучаются по обоюдному согласию, ответственности они не подлежат»[9]. Что касается самовольного ухода наложницы или жены, в таком случае их наказывали 2 годами каторги. Но если жена ушла в обиде на непродолжительное время, наказание не действовало. Так же в танском законодательстве рассматривалась ситуация отдачи хозяином в жены рабу дочери лично свободного человека: «Всякий, кто отдал рабу в жены дочь лично свободного человека, наказывается 1, 5 годами каторги. Семью женщины должно наказать 1 годом каторги. [Вступивших в брак] разлучают»[10]. В таком случае закон не предусматривает наказания для раба, но если раб женился сам, то его наказывают, а хозяин получает 100 ударов тяжелыми палками, если знал о таком браке. Если же хозяин не был в курсе, то наказания на него не возлагается. Вдобавок у женщин появилась возможность многократно выходить замуж. Иногда доходило до абсурда, так, к примеру, одна из принцесс династии Тан выходила замуж двадцать девять раз, а дочь известного философа Хань Юй тоже несколько раз побывала в браке. Традиционная заповедь о том, что женщине не разрешается выходить замуж дважды была забыта. Согласно данному кодексу женщина не была бесправна и имела четко определенное положение в обществе. Ставить мужчину выше женщины считалось естественным в обществе эпохи Тан, но в то же время, китаянка обладала определенным набором гарантий и прав. Если женщина жила согласно предписанным ей моральным принципам и идеалам, то она могла рассчитывать на защиту её прав. Такое система отношений может показаться европейцу безрадостной и слишком формальной, но китайцы легко приспосабливались в подобного рода ограничениям.
Женщина должна была изящно и достойно служить своему мужу, с уважением относиться к родителям и концентрироваться на домашних проблемах. Так же ей предписывалось следовать установленным нормам поведения и правилам, не быть многословной, придерживаться осторожности в суждениях, избегать шуток и смеха, быть внимательной. Это и есть собирательный образ женщины в Китае, настоящее женское совершенство танской эпохи. Такое положение не считалось угнетенным в китайском обществе, напротив являлось естественным и правильным.
Глава II. Образ женщины в искусстве Китая эпохи Тан
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|