Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В тезисах, дефинициях, иллюстрациях




В. И. СМИРНОВ

 

 

ОБЩАЯ

ПЕДАГОГИКА

 

В ТЕЗИСАХ, ДЕФИНИЦИЯХ, ИЛЛЮСТРАЦИЯХ

 

Учебное пособие

для педагогических

учебных заведений

Автор: Смирнов Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор, ректор Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

 

Рецензенты:

 

Белкин Август Соломонович, Заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного педагогического университета

 

Загвязинский Владимир Ильич, академик, действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета

 

 

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. Решение МОиПО РФ № 98-124-265-271 от 31.03.98 г.

 

Оригинал-макет выполнен автором.

 

Служебный адрес автора: 622031, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская. д.57. Служебный телефон: (365) 25-36-44, Факс (365) 25-48-00.

 

 

© Смирнов В.И., НТГПИ, 1998

©Педагогическое общество России, 1999.

СОДЕРЖАНИЕ

 

К читателю...............................................................................................4

Тема 1. Предмет и задачи педагогики........................................................ 8

Задания для самостоятельного осмысления

и обсуждения на практических занятиях............................................................24

Проблемно-аналитический материал.................................................................27

Литература по теме.............................................................................................44

Тема 2. Методология и методика педагогического исследования...........46

Задания для самостоятельного осмысления

и обсуждения на практических занятиях............................................................54

Проблемно-аналитический материал.................................................................58

Литература по теме.............................................................................................68

Тема 3. ЧеловекÞЛичность: источники и факторы развития.................69

Задания для самостоятельного осмысления

и обсуждения на практических занятиях............................................................90

Проблемно-аналитический материал.................................................................94

Литература по теме.............................................................................................99

Тема 4. Внутренние факторы развития человека....................................101

Задания для самостоятельного осмысления

и обсуждения на практических занятиях...........................................................117

Проблемно-аналитический материал................................................................119

Литература по теме............................................................................................125

Тема 5. Деятельность и общение - способы бытия и факторы

развития человека........................................................................126

Задания для самостоятельного осмысления

и обсуждения на практических занятиях..........................................................144

Проблемно-аналитический материал................................................................149

Литература по теме............................................................................................158

Тема 6. Семья и становление личности...................................................159

Задания для самостоятельного осмысления

и обсуждения на практических занятиях..........................................................174

Проблемно-аналитический материал...............................................................178

Литература по теме...........................................................................................183

Тема 7. Коллектив как фактор социализации личности..........................184

Задания для самостоятельного осмысления

и обсуждения на практических занятиях..........................................................204

Проблемно-аналитический материал................................................................207

Литература по теме...........................................................................................215

Тема 8. Воспитание как фактор социализации личности.......................217

Задания для самостоятельного осмысления

и обсуждения на практических занятиях.........................................................237

Проблемно-аналитический материал..............................................................243

Литература по теме..........................................................................................253

Тема 9. Педагогический процесс.............................................................255

Задания для самостоятельного осмысления

и обсуждения на практических занятиях........................................................287

Проблемно-аналитический материал..............................................................289

Литература по теме..........................................................................................322

 

 

Уважаемый читатель!

 

Автор надеется на то, что предлагаемое пособие, поможет вам в изучении общей педагогики – весьма сложной, но вместе с тем чрезвычайно и принципиально важной области педагогического знания.

Наше время знаменуется мощным подъемом педагогического творчества: педагоги – ученые, педагоги – практики ищут пути и способы создания воспитательно-образовательных систем, обеспечивающих условия для развития человека, реализации его сегодняшних и завтрашних жизненных целей и потенциалов, удовлетворяющих ожидания семьи и общества.

Ищут. Часто находят. Нередко обнаруживают ошибочность избранного пути.

Практика показывает, что попытки решения образовательных и воспитательных задач через внедрение универсальных и всемогущих методов, приемов, средств (А.С. Макаренко называл это «педагогическими фокусами») существенных результатов не дают, а порой приводят и к негативным последствиям. Очевидно, что удается достичь желаемого только педагогам, руководствующимся в своей деятельности научными знаниями, в основе которых лежит накопленный, систематизированный и апробированный педагогической теорией и практикой опыт.

Можно с уверенностью сказать, что успех в педагогическом поиске обусловлен, во-первых, глубоким пониманием того, как и вследствие чего происходит развитие человека, каков характер формирующих влияний наследственности, различных факторов окружающей природной и социальной среды, деятельности и общения, воспитания и самовоспитания; во-вторых, знанием основных противоречий, закономерностей и принципов процесса воспитания. Это понимание и эти знания можно приобрести при изучении общей педагогики.

Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие имеет ряд особенностей:

n Учебный материал пособия, отражающий утвердившиеся в науке, существенно общие для всех авторов и авторских коллективов подходы, суждения, определения, педагогические выводы, отобран на основе сравнительного анализа содержания используемых в настоящее время в педагогических учебных заведениях учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, философии воспитания и образования.

n При освещении проблем дискуссионного характера, автор пытается представить различные научные взгляды, трактовки, в большинстве случаев преднамеренно отказываясь от комментариев и оценок, полагая, что читатель на основе самостоятельного изучения источников и литературы, а также с помощью преподавателей педагогики сумеет сам разобраться в сути дискуссии и определит свое отношение и свою педагогическую позицию.

n Пособие построено в форме лаконичного тезисного изложения учебного материала с тем, чтобы, во-первых, рельефнее показать внутреннюю логику изучаемых педагогических проблем; во-вторых, стимулировать читателя к самостоятельному активному поиску доказательств, подтверждающих истинность или ложность предлагаемых суждений; в-третьих, дать возможность читателю на основе прочтения сравнительно краткого текста обобщить информацию, полученную из других источников.

n С целью создания условий для обобщения учебного материала, иллюстрирования причинно-следственных связей и зависимостей педагогических фактов и явлений, отражения их внутренней структуры автор предлагает схемы и таблицы, выражая надежду на то, что они достаточно конкретны и понятны.

n В пособии используется большое количество рисунков, которые призваны в сочетании с текстом усилить активность восприятия учебного материала и несколько снизить утомляемость, неизбежно возникающую при чтении больших текстовых блоков. С этой же целью вводится обрамление и заливка отдельных частей текста, выделение цветом, применяются различные символы.

n Рассматривая развитие педагогической речи читателя как важную задачу, автор рекомендует составление краткого педагогического словаря, в который предлагается включать не только уже готовые дефиниции, но и определения, сформулированные студентами самостоятельно или на практических занятиях в группе. Интересным и полезным будет знакомство с этимологией слова: именно поэтому в тексте часто встречается рубрика «К слову! Толковый этимологический словарь». Этимологический материал также целесообразно включить в ваш краткий педагогический словарь.

n Каждая тема – основная структурная единица пособия – заверша­ется комплексом заданий для самостоятельной работы и научно-педагоги­ческими текстами, выполняющими две функции:

– тексты раскрывают и комментируют тезисы основной части пособия;

– тексты служат основой для анализа и осмысления педагогической информации как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях.

n Выбор текстов обусловлен желанием познакомить с труднодоступ­ными материалами и, по мере необходимости, представить противоречи­вые педагогические подходы, побуждая тем самым читателя к разносто­роннему рассмотрению изучаемой проблемы, к выбору собственной пози­ции.

n В содержание самостоятельной работы включены задания, связанные с известными литературными персонажами: читателю предлагается охарактеризовать их индивидуальные и половозрастные особенности, проанализировать или спрогнозировать социально-педагогическую ситуацию их развития; персонажи знакомы практически всем - это создает условия для группового взаимодействия и диалога. Ряд заданий для самостоятельной работы ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в период обучения в школе и в вузе.

n Предлагаемое пособие может быть использовано при изучении не только курса общей педагогики, но и других педагогических дисциплин, а также при обобщении всего цикла психолого-педагогической подготовки и в практической деятельности.

В заключение хотелось бы привести слова прекрасного русского педагога П.Г. Редкина о том, каким требованиям должна отвечать педагогика: «Живая, как сама жизнь, педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто только привык мыслить. Общие ее положения должны быть не общие места, а, так сказать, темы для рассуждений. Правда, воспользоваться пра­вилами, излагаемыми в педагогике, может вполне только тот, кто сам их в себе снова перемыслит; оценит же их и оправдает только человек с доста­точным запасом опытных сведений, соединяющий взгляд всесторонний, глубокий, светлый»[1].

Автор был бы рад, если бы предлагаемое пособие оказалось способным возбудить мышление в людях, решивших посвятить себя великому и трудному делу воспитания детей, в людях, соединяющих «взгляд всесторонний, глубоки, светлый».

ТЕМА 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

 

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

· вы станете участниками давнего спора о том, что же такое педагогика: наука? искусство? технология?

· узнаете о том, что составляет объект и предмет педагогики, каковы ее основные функции и задачи;

· выявите систему взаимодействия педагогической науки и педагогической практики;

· определите место педагогики в системе антропологических наук и ее структуру;

· начнете составлять вашу малую педагогическую энциклопедию -

краткий педагогический словарь;

· выполните ряд заданий для самостоятельной работы.

 

u ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА... ИЛИ ИСКУССТВО?... И (!) ИСКУСТВО

 

ПЕДАГОГИКА«наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности» [2]

ПЕДАГОГИКА«Совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение» [3]

 

«Наука о воспитании...» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

 

СУЩЕСТВУЮТ, ОДНАКО, И ИНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ...

§ ПЕДАГОГИКА – ЭТО ИСКУССТВО – УТВЕРЖДАЮТ ОДНИ:

«...Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками.., а только искусствами...

...Искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства - не наука; теория не излагает законов сущест­вующих уже явлений и отно­шений, но предписывает пра­вила для практической дея­тельности...»[4]

(Ушинский К.Д.)

 

ПЕДАГОГИКА – ЭТО НАУКА – НАСТАИ­ВАЮТ ДРУГИЕ:

«Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педаго­гика.» [5]

(П. П. Блонский)

Педагогика - прикладная наука. Наука «не о сущем, а о долж­ном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо посту­пать. Это наука «об искусстве деятельности». [6]

(Гессен С.И.)

 

ПЕДАГОГИКА – ЭТО И НАУКА, И ИСКУССТ­ВО, И ТЕХНОЛОГИЯ – СЧИТАЮТ ТРЕТЬИ:

«Полное и систематическое из­ложение теории воспита­ния, т.е. правил и методов, относящихся к воспита­нию, называется нау­кою воспитания или педагоги­кою; употребление же тео­рии воспитания на самом деле со­ставляет педагоги­ческое искус­ство» [7]

(Ободовский А.Г.)

 

«Искусство основано на интуи­ции, технология - на науке. С искусства все начинается, тех­нологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала». [8]

(Беспалько В.П.)

 

 

К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПЕДАГОГИКА – [греч. paidagogike от pais(paidos)дитя и ago - веду]наука о воспитании человека; буквально: детоводство или детовождение

 

 

Для того, чтобы выяснить, что такое педагогика

наука?

искусство?

наука и искусство? –

необходимо определить ее

объект, предмет, функции и за­дачи.

В качестве критерия

целесообразно использовать универсальные

(общепринятые) определения (дефиниции) науки,

ее функций,

объекта и предмета

Рисунок 1

 

 

 

¨ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

 

В учебниках по педагогике предметом педагогической науки называют, как правило, воспитание. Ниже, в таблице 2, представлены различ­ные позиции в определении предмета педагогики.

Таблица 2

Версия 1 Предмет педагогики - это Версия 2 Предмет педагогики - это Версия 3 Предмет педагогики - это Версия 4 Объект и предмет педагогики - это
Воспитание как функция человеческого общества передавать новым поколениям знания, мораль, опыт как в организованных формах (система образования), так и в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды.[9]   «Воспитание человека человеком»[10]   Воспитательная деятельность [11]   «Воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях»[12]     Воспитание как «сознательно и целенаправленно организуемый процесс»[13]   Область специально организованного воспи та ния. [14] Объектом педагогики яв­ляется целенаправленный процесс формирования личности и коллективов, предметом – закономерные связи и отношения, функционирующие между составными частями процесса формирования личности и коллективов[15]   «Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного процесса»[16]  

 

 

Комментарии к Версии 1

Воспитание человека как функция общества - сложное, многофакторное, объективное явление - исследуется многими науками: философией, со­циологией, этикой, историей, психологией и др. Следовательно, в приве­денном определении отражен объект, но не конкретизирован предмет педагогической науки.

Комментарии к Версии 2

Если бы педагогика была ориентирована только (или главным образом) на воспитательную деятельность педагога (Версия 2), то задачи науки были бы невольно сведены к разработке педагогической рецептуры, собрания «правил воспитательной деятельности». [17] А это уже функция не науки, а некоей теории искусства деятельности. Кроме того, определения «воспитание человека человеком», «воспитательная дея­тельность» ориентируют преимущественно на субъектно-объектные от­ношения в процессе воспитания [учитель (субъект) воспитывает, ученик (объект) формируется в результате воспитательной деятельности учи­теля], справедливо отвергаемые современной педагогикой.

Комментарии к Версии 3

Педагогика изучает процесс воспитания, преследуя при этом конкретную цель - обеспе­чение его эффективного функционирования на основе исследования за­кономерных связей, выработки и систематизации знаний о его состоянии и перспективах развития. Отсюда можно сделать вывод: определяя в ка­честве предмета педагогики воспитательный процесс в целом, авторы, чьи мнения пред­ставлены в Версии 3, объект идентифицируют с предметом. Между тем в определении предмета науки объективно должны быть отражены ее основные задачи.

 

Оптимальными представляются суждения, изложенные в Версии 4, на основании которых объект и предмет педагогики могли бы быть опреде­лены как:

 

Объект педагогики – воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;

Предмет педагогики – определяющие развитие личности про­тиворе­чия, закономерности, отношения, технологии организации и осу­ществ­ления воспитательного процесса.

 


 

¨ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ [18]

 

КАТЕГОРИЯ (от греч. kategoria – высказывание; признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности. Знать категории необходимо, чтобы понимать язык науки

 

К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...