В тезисах, дефинициях, иллюстрациях
Стр 1 из 6Следующая ⇒ В. И. СМИРНОВ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
В ТЕЗИСАХ, ДЕФИНИЦИЯХ, ИЛЛЮСТРАЦИЯХ
Учебное пособие для педагогических учебных заведений Автор: Смирнов Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор, ректор Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии
Рецензенты:
Белкин Август Соломонович, Заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного педагогического университета
Загвязинский Владимир Ильич, академик, действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. Решение МОиПО РФ № 98-124-265-271 от 31.03.98 г.
Оригинал-макет выполнен автором.
Служебный адрес автора: 622031, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская. д.57. Служебный телефон: (365) 25-36-44, Факс (365) 25-48-00.
© Смирнов В.И., НТГПИ, 1998 ©Педагогическое общество России, 1999. СОДЕРЖАНИЕ
К читателю...............................................................................................4 Тема 1. Предмет и задачи педагогики........................................................ 8 Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях............................................................24 Проблемно-аналитический материал.................................................................27 Литература по теме.............................................................................................44
Тема 2. Методология и методика педагогического исследования...........46 Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях............................................................54 Проблемно-аналитический материал.................................................................58 Литература по теме.............................................................................................68 Тема 3. ЧеловекÞЛичность: источники и факторы развития.................69 Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях............................................................90 Проблемно-аналитический материал.................................................................94 Литература по теме.............................................................................................99 Тема 4. Внутренние факторы развития человека....................................101 Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях...........................................................117 Проблемно-аналитический материал................................................................119 Литература по теме............................................................................................125 Тема 5. Деятельность и общение - способы бытия и факторы развития человека........................................................................126 Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях..........................................................144 Проблемно-аналитический материал................................................................149 Литература по теме............................................................................................158 Тема 6. Семья и становление личности...................................................159 Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях..........................................................174 Проблемно-аналитический материал...............................................................178 Литература по теме...........................................................................................183 Тема 7. Коллектив как фактор социализации личности..........................184 Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях..........................................................204
Проблемно-аналитический материал................................................................207 Литература по теме...........................................................................................215 Тема 8. Воспитание как фактор социализации личности.......................217 Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях.........................................................237 Проблемно-аналитический материал..............................................................243 Литература по теме..........................................................................................253 Тема 9. Педагогический процесс.............................................................255 Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях........................................................287 Проблемно-аналитический материал..............................................................289 Литература по теме..........................................................................................322
Уважаемый читатель!
Автор надеется на то, что предлагаемое пособие, поможет вам в изучении общей педагогики – весьма сложной, но вместе с тем чрезвычайно и принципиально важной области педагогического знания. Наше время знаменуется мощным подъемом педагогического творчества: педагоги – ученые, педагоги – практики ищут пути и способы создания воспитательно-образовательных систем, обеспечивающих условия для развития человека, реализации его сегодняшних и завтрашних жизненных целей и потенциалов, удовлетворяющих ожидания семьи и общества. Ищут. Часто находят. Нередко обнаруживают ошибочность избранного пути. Практика показывает, что попытки решения образовательных и воспитательных задач через внедрение универсальных и всемогущих методов, приемов, средств (А.С. Макаренко называл это «педагогическими фокусами») существенных результатов не дают, а порой приводят и к негативным последствиям. Очевидно, что удается достичь желаемого только педагогам, руководствующимся в своей деятельности научными знаниями, в основе которых лежит накопленный, систематизированный и апробированный педагогической теорией и практикой опыт. Можно с уверенностью сказать, что успех в педагогическом поиске обусловлен, во-первых, глубоким пониманием того, как и вследствие чего происходит развитие человека, каков характер формирующих влияний наследственности, различных факторов окружающей природной и социальной среды, деятельности и общения, воспитания и самовоспитания; во-вторых, знанием основных противоречий, закономерностей и принципов процесса воспитания. Это понимание и эти знания можно приобрести при изучении общей педагогики.
Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие имеет ряд особенностей: n Учебный материал пособия, отражающий утвердившиеся в науке, существенно общие для всех авторов и авторских коллективов подходы, суждения, определения, педагогические выводы, отобран на основе сравнительного анализа содержания используемых в настоящее время в педагогических учебных заведениях учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, философии воспитания и образования. n При освещении проблем дискуссионного характера, автор пытается представить различные научные взгляды, трактовки, в большинстве случаев преднамеренно отказываясь от комментариев и оценок, полагая, что читатель на основе самостоятельного изучения источников и литературы, а также с помощью преподавателей педагогики сумеет сам разобраться в сути дискуссии и определит свое отношение и свою педагогическую позицию. n Пособие построено в форме лаконичного тезисного изложения учебного материала с тем, чтобы, во-первых, рельефнее показать внутреннюю логику изучаемых педагогических проблем; во-вторых, стимулировать читателя к самостоятельному активному поиску доказательств, подтверждающих истинность или ложность предлагаемых суждений; в-третьих, дать возможность читателю на основе прочтения сравнительно краткого текста обобщить информацию, полученную из других источников. n С целью создания условий для обобщения учебного материала, иллюстрирования причинно-следственных связей и зависимостей педагогических фактов и явлений, отражения их внутренней структуры автор предлагает схемы и таблицы, выражая надежду на то, что они достаточно конкретны и понятны. n В пособии используется большое количество рисунков, которые призваны в сочетании с текстом усилить активность восприятия учебного материала и несколько снизить утомляемость, неизбежно возникающую при чтении больших текстовых блоков. С этой же целью вводится обрамление и заливка отдельных частей текста, выделение цветом, применяются различные символы.
n Рассматривая развитие педагогической речи читателя как важную задачу, автор рекомендует составление краткого педагогического словаря, в который предлагается включать не только уже готовые дефиниции, но и определения, сформулированные студентами самостоятельно или на практических занятиях в группе. Интересным и полезным будет знакомство с этимологией слова: именно поэтому в тексте часто встречается рубрика «К слову! Толковый этимологический словарь». Этимологический материал также целесообразно включить в ваш краткий педагогический словарь. n Каждая тема – основная структурная единица пособия – завершается комплексом заданий для самостоятельной работы и научно-педагогическими текстами, выполняющими две функции: – тексты раскрывают и комментируют тезисы основной части пособия; – тексты служат основой для анализа и осмысления педагогической информации как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях. n Выбор текстов обусловлен желанием познакомить с труднодоступными материалами и, по мере необходимости, представить противоречивые педагогические подходы, побуждая тем самым читателя к разностороннему рассмотрению изучаемой проблемы, к выбору собственной позиции. n В содержание самостоятельной работы включены задания, связанные с известными литературными персонажами: читателю предлагается охарактеризовать их индивидуальные и половозрастные особенности, проанализировать или спрогнозировать социально-педагогическую ситуацию их развития; персонажи знакомы практически всем - это создает условия для группового взаимодействия и диалога. Ряд заданий для самостоятельной работы ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в период обучения в школе и в вузе. n Предлагаемое пособие может быть использовано при изучении не только курса общей педагогики, но и других педагогических дисциплин, а также при обобщении всего цикла психолого-педагогической подготовки и в практической деятельности. В заключение хотелось бы привести слова прекрасного русского педагога П.Г. Редкина о том, каким требованиям должна отвечать педагогика: «Живая, как сама жизнь, педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто только привык мыслить. Общие ее положения должны быть не общие места, а, так сказать, темы для рассуждений. Правда, воспользоваться правилами, излагаемыми в педагогике, может вполне только тот, кто сам их в себе снова перемыслит; оценит же их и оправдает только человек с достаточным запасом опытных сведений, соединяющий взгляд всесторонний, глубокий, светлый»[1].
Автор был бы рад, если бы предлагаемое пособие оказалось способным возбудить мышление в людях, решивших посвятить себя великому и трудному делу воспитания детей, в людях, соединяющих «взгляд всесторонний, глубоки, светлый». ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ: · вы станете участниками давнего спора о том, что же такое педагогика: наука? искусство? технология? · узнаете о том, что составляет объект и предмет педагогики, каковы ее основные функции и задачи; · выявите систему взаимодействия педагогической науки и педагогической практики; · определите место педагогики в системе антропологических наук и ее структуру; · начнете составлять вашу малую педагогическую энциклопедию - краткий педагогический словарь; · выполните ряд заданий для самостоятельной работы.
u ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА... ИЛИ ИСКУССТВО?... И (!) ИСКУСТВО
ПЕДАГОГИКА – «наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности» [2] ПЕДАГОГИКА – «Совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение» [3]
«Наука о воспитании...» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
СУЩЕСТВУЮТ, ОДНАКО, И ИНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ... § ПЕДАГОГИКА – ЭТО ИСКУССТВО – УТВЕРЖДАЮТ ОДНИ: «...Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками.., а только искусствами... ...Искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства - не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности...»[4] (Ушинский К.Д.)
ПЕДАГОГИКА – ЭТО НАУКА – НАСТАИВАЮТ ДРУГИЕ: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика.» [5] (П. П. Блонский) Педагогика - прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности». [6] (Гессен С.И.)
ПЕДАГОГИКА – ЭТО И НАУКА, И ИСКУССТВО, И ТЕХНОЛОГИЯ – СЧИТАЮТ ТРЕТЬИ: «Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство» [7] (Ободовский А.Г.)
«Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала». [8] (Беспалько В.П.)
К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИКА – [греч. paidagogike от pais(paidos) – дитя и ago - веду] – наука о воспитании человека; буквально: детоводство или детовождение
Для того, чтобы выяснить, что такое педагогика – наука? искусство? наука и искусство? – необходимо определить ее объект, предмет, функции и задачи. В качестве критерия целесообразно использовать универсальные (общепринятые) определения (дефиниции) науки, ее функций, объекта и предмета Рисунок 1
¨ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
В учебниках по педагогике предметом педагогической науки называют, как правило, воспитание. Ниже, в таблице 2, представлены различные позиции в определении предмета педагогики. Таблица 2
Комментарии к Версии 1 Воспитание человека как функция общества - сложное, многофакторное, объективное явление - исследуется многими науками: философией, социологией, этикой, историей, психологией и др. Следовательно, в приведенном определении отражен объект, но не конкретизирован предмет педагогической науки. Комментарии к Версии 2 Если бы педагогика была ориентирована только (или главным образом) на воспитательную деятельность педагога (Версия 2), то задачи науки были бы невольно сведены к разработке педагогической рецептуры, собрания «правил воспитательной деятельности». [17] А это уже функция не науки, а некоей теории искусства деятельности. Кроме того, определения «воспитание человека человеком», «воспитательная деятельность» ориентируют преимущественно на субъектно-объектные отношения в процессе воспитания [учитель (субъект) воспитывает, ученик (объект) формируется в результате воспитательной деятельности учителя], справедливо отвергаемые современной педагогикой. Комментарии к Версии 3 Педагогика изучает процесс воспитания, преследуя при этом конкретную цель - обеспечение его эффективного функционирования на основе исследования закономерных связей, выработки и систематизации знаний о его состоянии и перспективах развития. Отсюда можно сделать вывод: определяя в качестве предмета педагогики воспитательный процесс в целом, авторы, чьи мнения представлены в Версии 3, объект идентифицируют с предметом. Между тем в определении предмета науки объективно должны быть отражены ее основные задачи.
Оптимальными представляются суждения, изложенные в Версии 4, на основании которых объект и предмет педагогики могли бы быть определены как:
Объект педагогики – воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс; Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.
¨ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ [18]
К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|