Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На чем должна основываться наука воспитания




(1845 г.)

« Нет науки, которой польза была бы очевиднее той, какую может доставить педагогика. Ее благотворное влияние на всю жизнь человеческую признано всеми мыслящими людьми. Оттого не только педагоги ex professo чувствовали в себе призвание к возделыванию этой науки, не только многие, и притом даже самые знаменитейшие, философы обрабатывали ее как одну из важнейших отраслей своей системы, но в ней более или менее принимает участие всяк, сколько-нибудь понимающий ее значение.

Впрочем, как ни драгоценны многие труды по части этой науки, как ни памятны великие заслуги многих педагогов, все еще педагогика далека от того относительного совершенства, каким могут похвалиться другие отрасли человеческого знания.

Чего же недостает для ее совершенства? Как восполнить этот недостаток и через то подвинуть науку воспитания на высшую ступень ее исторического развития?

Педагогике недостает твердой основы. Найти ее - вот первая задача науки.

Что же это за основа? Это такое главное теоретическое положение или практическое правило, из которого все прочие положения или правила должны развиться сами собой, следуя общим законам логического мышления. Педагогика, получив такую основу, исполнит свое назначение: она станет наукой в полном смысле этого слова. Все отдельные педагогические знания приобретут необходимую основательность; все ее педагогические правила найдут для себя высшее оправдание в науке; все частные наблюдения объяснятся; все вопросы разрешатся для педагога. Словом, тогда педагогика получит такую твердую точку опоры, что ее результаты потеряют свою неопределенность и сомнительность. (...)

Эта наука воспитания не заменяется тем, что обыкновенно называется школой жизни. Жизнь иногда исправляет человека, помогает ему иногда довоспитаться или даже перевоспитаться; но эта школа большей частью слишком поздняя, да и не всякому посчастливится пройти ее. То же, что собственно называется воспитанием, и своевременно, и не случайно. Наука воспитания не заменяется также и тем, что называется врожденным тактом или что приобретается простым долговременным навыком. Воспитатель не должен полагаться на таких ненадежных руководителей. (...)

Несмотря на то, что большая часть людей считают себя вправе быть воспитателями и наставниками юношества, совсем почти не зная педагогики как науки. За то их педагогическая деятельность бывает или бессознательная, т.е. не имеет никакого твердого, точно определенного направления, или же сама в себе несвязна и непоследовательна. (...)

Педагогика в истинном своем значении должна быть вместе и наука положительная, опытная, и наука философская, основанная на началах разума.

Как наука опытная, она не должна быть пустым набором глубокомысленных темных положений, блистательно-бессмысленных фраз, мертвых школьных терминов, определений, разделений и т.п. Она должна быть полная живым содержанием и доступна, по образу своего изложения, всякому образованному человеку. Наука едина с жизнью. Наука только возводит все разнообразие жизни к единству сознания, а потому служит основой и руководством для практики. Живая, как сама жизнь, педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто только привык мыслить. Общие ее положения должны быть не общие места, а, так сказать, темы для рассуждений. Правда, воспользоваться правилами, излагаемыми в педагогике, может вполне только тот, кто сам их в себе снова перемыслит; оценит же их и оправдает только человек с достаточным запасом опытных сведений, соединяющий взгляд всесторонний, глубокий, светлый.

Как наука философская, педагогика не должна быть сборником бессмысленно повторяемых обычных правил, механических подражаний чужим примерам и образцам и т.п. Сущность науки состоит не в изложении отдельных случаев, опытов фактов, но в развитии истинных, общих, основных законов явлений, в развитии мысли, которой дышат факты и без которой все факты безжизненны, не имеют значения для мыслящего человека, не существуют для духовного его сознания. Наука не есть род ручного энциклопедического словаря, в котором можно было бы приискивать прямой ответ на каждый частный вопрос и тем удовлетворять своего случайное любопытство. Наука не забавный рассказ, не остроумная игра представлениями и мыслями, не средство провести время, занять воображение, доставить приятный отдых, возбудить чувствительность или даже чувственность и т.п.

Нет, наука требует строго последовательного мышления, постоянного напряжения всех умственных способностей, занятия не шуточного, но серьезного, полной к себе преданности, основанной на любви к истине, на добросовестном, свободном от предрассудков искании того знания, которое доступно человеку... Конечно, все наше знание основано на опытности, но никто сам всего не переиспытает, да и в том, что предлагает опыт, всяк понимает только то, к чему сам в себе имеет смысл. (...)

Итак, излагающие педагогику как науку должны помнить, что она сверх теоретического достоинства имеет и практическое значение; практические педагоги не должны забывать, что для оправдания своего имени они обязаны изучить педагогику как науку; наконец, и те и другие должны убедиться, что для основательного изложения и изучения педагогики необходимо установить верховное начало этой науки.

Это верховное начал Браубах выражает в виде следующего практического правила: воспитывай так, чтобы твой воспитанник становился собственным своим воспитателем»[36].

Приведем еще несколько важных, на наш взгляд, суждений П.Г. Редкина:

«... Педагогика имеет своим предметом все то, что служит к возвышению человека посредством воспитания на ступень, сообразную его сущности.(...)

...Для того, чтобы педагогика стала наукой, необходимо привести все педагогические познания в такую единую и целостную систему, в которой бы внутренняя связь отдельных мыслей выразилась и во внешней связи. (...)

Знание человека есть первое предположение педагогики. (...)

Предположив в себе такое знание, на нем педагогика основывает свои общие законы; а из этих законов как теоретических начал выводятся все практические правила воспитания. Так постепенно педагогика становится и наукой и искусством.»[37]

 

Ушинский К. Д. (1824-1870)

Основоположник научной педагогики в России

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

Предисловие

(1868 г.)

«... Разве есть специальная наука воспитания? Отвечать на этот вопрос положительно или отрицательно можно, только определив прежде, что мы разумеем вообще под словом наука. Если мы возьмем это слово в его общенародном употреблении, тогда и процесс изучения всякого мастерства будет наукою: если под именем науки мы будем разуметь объективное, более или менее полное и организованное изложение законов тех или иных явлений, относящихся к одному предмету или к предметам одного рода, то ясно, что в таком смысле предметами науки могут быть только или явления природы, или явления души человеческой, или, наконец, математические отношения и формы, существующие также вне человеческого произвола. Но ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в этом строгом смысле, а только искусствами, имеющими своей целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность - будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идеал его творчества. Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию, но теория искусства - не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке.

«Положения науки, - говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, - утверждают только существующие факты: существование, сосуществование, последовательность, сходство (явлений). Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть». Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педагогику искусством, а не наукою воспитания.

Мы не придаем педагогике эпитета высшего искусства, потому что самое слово - искусство - уже отличает ее от ремесла. Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека, т.е. тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы, есть уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека - его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек.

Из сказанного вытекает уже само собою, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности».[38]

 

Семенов В. Д.

доктор педагогических наук, профессор

 

«Социальная педагогика: история и современность»

(1995 г.)

«Термин «педагогика» в современной литературе наполнен многими смыслами - это и:

наука о закономерностях воспитательного (непрофессионального) и педагогического процессов, о способах их организации, о взаимодействии их с окружающей средой. Наука как парадигма[39], система понятий, созданная на определенных принципах. (В прошлом веке - это «новая педагогика», в зарубежной педагогике - это «эдукология», в нашей - это «общие основы педагогики»);

наука о методиках преподавания и воспитательной работы (о «технологиях»);

искусство и мастерство профессионалов-учителей и воспитателей;

учебный предмет в вузах, училищах;

научно-популярное изложение знаний: «педагогика для всех». Даже такой краткий перечень содержания, заключенного в термине, свидетельствует о том, что он безнадежно устарел. (Однако им будут, видимо, еще пользоваться долго, так как нет никакого смысла устраивать споры о терминологии. Тем более нашим коллегам-физикам, скажем, термин «атом» нисколько не мешает исследовать сущность этого явления. Думаю, что и педагогам не нужно изобретать новые термины, но всегда строго оговаривать, что имеет в виду автор, когда употребляет термин «педагогика».) (...)

Метапедагогика [40] в современной научно-методологической ситуации выходит на одно из первых мест, так как в числе глобальных проблем человечества проблема самого человека и воспитания подрастающих поколений становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.

Метапедагогика России не растворяется в потоке общечеловеческих знаний о воспитании, поскольку она выросла из недр российской народной «педагогики», из «новой педагогики» России второй половины Х1Х в., на основе специфической русской философии в ее серебряный век.

Вспомним еще раз:

человек как предмет воспитания (педагогическая антропология, природосообразность);

развитие и воспитание человека происходит в ходе расширения его МИРА, в диалоге с культурой (культуросообразность);

целостность жизнедеятельности человека с его воспитанием. Единство в сущности человеческой типичного (предикатного) и духовного (экзистенциального). МИР: «мир» в душе, «мир» - община, семья (микросреда); «мир» - не война; «мир» - Вселенная, Космос. Индивид «выделывается» (Ф. Достоевский) в человека, преобразовывая себя и свою жизнь, потому начало воспитания - национальная культура, свой ДОМ в полном объеме содержания этого слова. Приобщение ребенка к бесконечному потоку национальной и общечеловеческой культуры и есть ведущая стратегия его воспитания (выращивания и персонализации), так как индивид становится человеком только в стремлении к самоотдаче себя другим (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Рерих).»[41]

 

 

¨ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

· Закон Российской Федерации «Об образовании» //Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. - 1996. - №2.- С.2-60.

· Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. //Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1989. - С. 435-546

· Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

· Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса; Часть 1. - Екатеринбург: Уральский госпединститут, 1992. - 73 с.

· Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций). Часть 1. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 319 с.

· Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. // Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ в. - М., 1990. - С. 520-523

· Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. - М., 1997. - 288 с.

· Вульфсон Б.Л. Педагогика. // Педагогическая энциклопедия. В 4 т. - М., 1966. - Т.3. - С. 281 - 324

· Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

· Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Педагогика, 1990. - 168 с.

· Ильина Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с

· Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996.- 160 с.

· Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

· Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

· Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. - М.: Педагогика, 1985. - 240 с.

· Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания. // Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. - М., 1987. - С. 259-264

· Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1984. - 368 с.

· Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996. - 604 с.

· Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

· Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

· Редкин П. Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. - М., 1987. - С. 373 - 385.

· Семенов В. Д. Социальная педагогика: история и современность. - 2-е изд. - Екатеринбург, 1995.-

· Ушинский К.Д. Научно-практическое назначение педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ в. - М., 1990. - С. 44-45

· Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ в. - М.,1990. - С. 60-68

· Харламов И. Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 512 с.

 


[1] Редкин П. Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. - М., 1987. - С. 375

 

[2] Советский энциклопедический словарь. - М., 1987. - С.979.

[3] Педагогическая энциклопедия, т.3 - М., 1966. - С. 281.

[4] Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М, 1974. - Т.1. - С.229-230.

[5] Блонский П.П. Курс педагогики. - М., 1916 - С.4.

[6] См.: Гессен С.И. Основы педагогики, Введение в прикладную философию. - М., 1995. - С.23.

[7] Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науки воспитания //Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. (до реформ 60-х гг.). - М., 1987. - С. 261.

[8] Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - С.5.

[9] См.: Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.7.

[10] Педагогика / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. - М., 1981. - С. 20.

[11] См.: Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ) - М., 1977. - С.21.

[12] Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С.9.

[13] Педагогика /Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. - М., 1984. - С. 98.

[14] См.: Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск, 1979. - С. 11.

[15] См.: Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 1986. - С.35.

[16] Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990. - С. 23.

[17] См.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х томах.. - М., 1974. - Т. 1. - С. 230.

[18] Здесь представлен только ряд базовых категорий (понятий), которыми оперируют все педагогические дисциплины (прежде всего - общая педагогика); понятия, отражающие структуру педагогической науки и деятельности (теория, методическая система, педагогическая техника, инструментовка и т.п.), операциональные понятия (метод, прием, организационная форма, педагогическое средство и т.п.) будут раскрываться при изучении соответствующего учебного материала.

[19] Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М., 1993.- Т.1. - С. 165.

[20] Педагогическая энциклопедия: В 4 т. - М., 1966. - Т. 3. - С. 286.

[21] См.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993.- С. 169; Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996. - С.13.

[22] Гончаров Н.К. Основы педагогики. - М., 1947. - С.205.

[23] Цит. по: Столетов В.Н. Некоторые проблемы развития педагогической науки в СССР//Советская педагогика. - 1977. - №12. - С.27.

[24] Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии»// Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ в. - М., 1990. - С.62.

[25] См.: Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса; - Екатеринбург, 1992. - Часть 1. - С.7 -8.

[26] Сравнительно новая научная дисциплина, развивающаяся на границе с медициной и изучающая систему воспитательно-образовательной работы с учащимися, имеющими нарушения здоровья

[27] Вахтеров Василий Порфирьевич - педагог, автор работ «Нравственное воспитание и начальная школа». «Внешкольное образование народа», «Всеобщее обучение», «Предметный метод обучения», «Основы новой педагогики» и др.

[28] Днепров Э.Д. - руководитель ВНИКа «Школа», подготовившего Концепцию общего среднего образования (1988), министр образования РФ (1991-1993).

[29]Цит. по кн.: Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996, с.33

[30] Толстой Л. Н. Воспитание и образование // Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1989. - С.208.

[31] Вахтеров В. П. Основы новой педагогики// Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ в. - М., 1990. - С. 520 - 523.

[32] Демков М.И. Педагогические правила и законы//Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ в. - М.,1990. - С. 447

[33] Днепров Э.Д. Школа и общество// Новое педагогическое мышление. - М., 1989. - С.44 - 48.

[34] Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. - 1994. - №6. - С.24-25, 28-31.

[35] Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания. // Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. - М., 1987. - С. 261-262.

[36] Редкин П. Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. - М., 1987. - С. 373-376.

[37] Редкин П. Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. - М., 1987. - С. 376.

[38] Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М.,1974. - Т.1 - С. 229-230.

[39] Парадигма (греч.: образец) - строгая научная теория, исходная концептуальная схема; модель, с помощью которой ставятся проблемы и проводятся исследования. Введено в научный оборот Т. Куном (Структура научных революций. М., 1975). - Сноска В. Д. Семенова.

[40] Метапедагогика как термин обозначает ту сферу научных педагогических знаний, которая включает сверхинформацию, не имеющую временных и территориальных границ (государственных), переходящую из века в век, из страны в страну (например, педагогическая антропология). Эта сверхинформация входит в общую структуру человекознания и обществознания. В русле такого научного подхода все конкретные национальные педагогики всех времен выступают как частные случаи общечеловеческой вечной общей науки, которая развивается в ноосфере, в этосфере. - Сноска В. Д. Семенова.

[41] Семенов В. Д. «Новая» парадигма и походы к практике // Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. - М., 1997. - С. 200-201.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...