В ваш краткий педагогический словарь
АЗВИТИЕ – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов
ОРМИРОВАНИЕ - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).
ОЦИАЛИЗАЦИЯ - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия.., так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.»[19]
ОСПИТАНИЕ: в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
в узком педагогическом значении – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
БРАЗОВАНИЕ: как процесс – освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
БУЧЕНИЕ – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: – преподавание («руководство учением»[20]) – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и – учение – усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.
АМОВОСПИТАНИЕ – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
АМООБРАЗОВАНИЕ – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС –специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
ОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.[21] Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.
¨ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Осуществляя теоретический анализ практики воспитания, устанавливая функционирующие в ней существенные связи и закономерности, тенденции и перспективы ее развития, педагогическая наука разрабатывает на этой основе практические рекомендации, благодаря чему открывает перед практикой новые возможности и перспективы.
Схематически взаимодействие науки и практики могло бы быть выражено следующим образом:
Рисунок 3. НАУКА
ПРАКТИКА
Таблица 3
¨ ОБ ЭТОМ СПОРЯТ... В течение практически всего периода существования педагогики как самостоятельной науки ведется дискуссия: к каким наукам следует относить педагогику - теоретическим или прикладным?
«Педагогика одновременно является и прикладной и теоретической наукой. Как теоретическая наука, педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная наука, она использует установленные закономерности в повседневной практической работе» [22] Н. К. Гончаров «Нет, тысячу раз нет, не существует такой категории наук, которые можно было бы назвать прикладными. Существуют науки и практическое применение этих наук, связанные между собой, как плод и дерево...» [23] Луи Пастер Комментарии к проблеме взаимодействия педагогики с другими науками: ¨ Философию, философскую антропологию, социологию, этику, эстетику, анатомию, физиологию, психологию, медицину объединяет с педагогикой объект исследования – человек, человеческое сообщество, взаимодействие человека с другими людьми.
¨ В настоящее время оформились как самостоятельные научные дисциплины философия образования, философия воспитания, философия культуры, философия истории, философия науки, философия права, которые органично дополняют перечень наук о человеке и предоставляют материал, используемый педагогикой в решении ее задач.
¨ Объективно существующие связи педагогики с литературой, историей, экономикой, демографией, этнологией и этнографией, политологией, географией, экологией, с точными и техническими науками (кибернетикой, математикой, информатикой и др.) расширяют горизонты педагогики, усиливают ее научный и практический потенциал.
¨ НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
БЩАЯ ПЕДАГОГИКА - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, основные факторы его развития, формирования его личности; разрабатывающая общие основы организации и осуществления педагогического процесса.
ЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ - научная дисциплина, объектом которой является целенаправленный процесс формирования личности и коллектива, а предметом - его (данного процесса) свойства, противоречия, закономерности, отношения, педагогические технологии.
ЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА ) - научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом - закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения.
К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛО- ГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ЕТОДИКИ обучения и воспитания (частные дидактики) - научные дисциплины, исследующие закономерности, формы, методы и средства преподавания и изучения конкретных учебных предметов, организации внеучебной воспитательной деятельности(напр.: методика преподавания иностранного языка, методика трудового воспитания, методика организации коллективной творческой деятельности).
ЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ - научная дисциплина, объект которой - процесс управления воспитательными системами, предмет - противоречия, закономерности, отношения процесса управления; условия, обеспечивающие его развитие, а, следовательно, жизнеспособность и развитие воспитательных систем.
ЕФЕКТОЛОГИЯ –совокупность научных дисциплин (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особенности развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии. Объект - процесс воспитания и обучения детей, имеющих недостатки в развитии; предмет - закономерные связи и отношения, специфика содержания, форм, методов и средств работы с детьми.
СТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ – научная дисциплина: объект – процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образования; предмет – факты, противоречия, закономерности историко-педагогического процесса, анализ которых призван обеспечить эффективное осуществление, прогнозирование и планирование политики в области развития педагогической теории и практики.
РАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – научная дисциплина, объектом которой являются воспитательные и образовательные системы в различных странах, а предметом – закономерности функционирования и развития данных систем. Сравнительный анализ воспитательно-образовательных систем различных народов, общего и специфического в них способствует обогащению национальной педагогической культуры за счет осмысленного использования международного опыта.
ОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА – сравнительно новая научная дисциплина, объектом которой является процесс воспитания ребенка «с момента рождения до перехода к состоянию взрослости», а предметом – «закономерности, методы, средства и технология организации учебно-воспитательного процесса на различных стадиях Детства»[25]
¨ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ
ОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – отрасль педагогики, объектом которой является процесс воспитания и образования детей дошкольного возраста, предметом – закономерности данного процесса, формы, методы и средства его осуществления. Может быть представлена как развернутая составная часть возрастной педагогики.
ЕДАГОГИКА ШКОЛЫ – отрасль педагогики, изучающая учебно-воспитательный процесс в учреждениях общего образования (объект); закономерности, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы (предмет). Педагогика школы включает в себя дидактику, теорию воспитания и теорию управления, гигиену детей и подростков (школьную гигиену) в той части, где совпадают объект и предмет их исследования, а также взаимодействует с возрастной педагогикой, историей педагогики, сравнительной педагогикой, дефектологией, лечебной педагогикой[26] и другими отраслями педагогической науки.
РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – объект исследования – учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; предмет – закономерности, содержание, формы, методы и средства профессионального образования. Как составные части профессиональной педагогики развиваются педагогики профтехобразования, высшей школы, среднего специального образования, имеющие локализованный объект и предмет деятельности.
ИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА) – отрасль педагогики и гигиены: объект исследования – учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования; предмет – закономерности организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, динамика функционального состояния организма человека в зависимости от содержания, условий, форм и методов его деятельности.
РОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогики: изучает закономерности, содержание, формы, методы, средства непрерывного профессионального образования, обучения работающих, переориентации их на новые профессии, повышения производственной квалификации; ориентирована прежде всего на систему переподготовки и повышения квалификации кадров.
ОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА – отрасль педагогики: анализирует закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, формы и методы образования и воспитания военнослужащих. Основное приложение находит в военных учебных заведениях и в системе обучения воинским специальностям.
ЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – отрасль педагогической науки: объект – процесс формирования личности в семье; предмет – закономерности, противоречия, специфика формирующего влияния семьи. Источниками семейной педагогики являются этнопедагогика, возрастная, дошкольная педагогика, теория воспитания, педагогическая психология.
ТНОПЕДАГОГИКА – формирующаяся отрасль педагогики: изучает специфику и закономерности народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных традициях, обычаях, фольклоре опыт воспитания; анализирует взаимосвязи и взаимовлияния педагогики и этнических воспитательно-образовательных систем.
СПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА (педагогика пенитенциарных учреждений) - изучает специфику и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей.
¨ ЗАДАНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|