Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В ваш краткий педагогический словарь




 

Р

АЗВИТИЕ – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов

Ф

 

ОРМИРОВАНИЕ - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

С

 

ОЦИАЛИЗАЦИЯ - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия.., так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.»[19]

В

 

ОСПИТАНИЕ: в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

 

в узком педагогическом значении – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

О

 

БРАЗОВАНИЕ: как процесс – освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;

как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

О

 

БУЧЕНИЕ – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности:

преподавание («руководство учением»[20]) – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и

учение – усвоение содержания образования и опыта учебно-познаватель­ной деятельности обучаемыми.

С

АМОВОСПИТАНИЕ – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

С

АМООБРАЗОВАНИЕ – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

 

П

ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС –специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

 

В

ОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМАкомплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.[21] Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.

 

¨ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

И

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Осуществляя теоретический анализ практики воспитания,

устанавливая функционирующие в ней существенные связи и закономерности,

тенденции и перспективы ее развития,

педагогическая наука

разрабатывает на этой основе практические рекомендации,

благодаря чему

открывает перед практикой

новые возможности и перспективы.

 

Схематически взаимодействие науки и практики могло бы быть выражено следующим образом:

 

Рисунок 3.

НАУКА

ПРАКТИКА

ОБЩИЕ ДЛЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ ЦЕЛЬ И ИДЕАЛ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Таблица 3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
 
ОБЪЕКТ ОБЪЕКТ
Воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс Деятельность и отношения личности
ПРЕДМЕТ ПРЕДМЕТ
Определяющие развитие личности свойства, противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления процесса воспитания Условия, формы, способы, средства организации и осуществления деятельности по овладению общественным опытом, социальными и духовными отношениями; стандарты и программы образования
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теоретический анализ сущности, закономерностей, тенденций процесса воспитания; прогнозирование перспектив его развития, о пределение принципов и содержания; разработка теории и методики воспитания, педагогических технологий и внедрение их в практику Проектирование, организация, контроль, оценка и корректировка деятельности и общения; формирование знаний, отношений и опыта.

¨ ОБ ЭТОМ СПОРЯТ...

В течение практически всего периода существования педагогики как самостоятельной науки ведется дискуссия: к каким наукам следует относить педагогику - теоретическим или прикладным?

 

 

«Педагогика одновременно является и прикладной и теоретической наукой. Как теоретическая наука, педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная наука, она использует установленные закономерности в повседневной практической работе» [22]

Н. К. Гончаров

«Нет, тысячу раз нет, не существует такой категории наук, которые можно было бы назвать прикладными. Существуют науки и практическое применение этих наук, связанные между собой, как плод и дерево...» [23]

Луи Пастер


Комментарии к проблеме взаимодействия педагогики с другими науками:

¨ Философию, философскую антропологию, социологию, этику, эстетику, анатомию, физиологию, психологию, медицину объединяет с педагогикой объект исследования – человек, человеческое сообщество, взаимодействие человека с другими людьми.

 

¨ В настоящее время оформились как самостоятельные научные дисциплины философия образования, философия воспитания, философия культуры, философия истории, философия науки, философия права, которые органично дополняют перечень наук о человеке и предоставляют материал, используемый педагогикой в решении ее задач.

«...Если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой, чтобы... он... стремился... приобрести всесторонние сведения о человеческой природе»[24] К. Д. Ушинский

¨ Объективно существующие связи педагогики с литературой, историей, экономикой, демографией, этнологией и этнографией, политологией, географией, экологией, с точными и техническими науками (кибернетикой, математикой, информатикой и др.) расширяют горизонты педагогики, усиливают ее научный и практический потенциал.

Педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи ряда других наук, но при этом остается и развивается как самостоятельная наука с собственным предметом, собственными методами и средствами достижения цели.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
 
 


ЭТО ВАЖНО!

 

¨ НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

О

 

БЩАЯ ПЕДАГОГИКА - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, основные факторы его развития, формирования его личности; разрабатывающая общие основы организации и осуществления педагогического процесса.

Т

 

ЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ - научная дисциплина, объектом которой является целенаправленный процесс формирования личности и коллектива, а предметом - его (данного процесса) свойства, противоречия, закономерности, отношения, педагогические технологии.

Т

 

ЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА ) - научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом - закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения.

 

 

К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛО-

ГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

 

М

ЕТОДИКИ обучения и воспитания (частные дидактики) - научные дисциплины, исследующие закономерности, формы, методы и средства преподавания и изучения конкретных учебных предметов, организации внеучебной воспитательной деятельности(напр.: методика преподавания иностранного языка, методика трудового воспитания, методика организации коллективной творческой деятельности).

Т

 

ЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ - научная дисциплина, объект которой - процесс управления воспитательными системами, предмет - противоречия, закономерности, отношения процесса управления; условия, обеспечивающие его развитие, а, следовательно, жизнеспособность и развитие воспитательных систем.

Д

ЕФЕКТОЛОГИЯ –совокупность научных дисциплин (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучаю­щих особенности развития, воспитания и обучения детей с отклоне­ниями в физическом, психическом и умственном развитии. Объект - про­цесс воспитания и обучения детей, имеющих недостатки в развитии; пред­мет - закономерные связи и отношения, специфика содержания, форм, ме­тодов и средств работы с детьми.

И

 

СТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ – научная дисциплина: объект – процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образова­ния; предмет – факты, противоречия, закономерности историко-педа­гогического процесса, анализ которых призван обеспечить эффективное осуществление, прогнозирование и планирование политики в области раз­вития педагогической теории и практики.

С

 

РАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – научная дисциплина, объектом которой являются воспитательные и образовательные системы в раз­личных странах, а предметом – закономерности функционирования и развития данных систем. Сравнительный анализ воспитательно-обра­зовательных систем различных народов, общего и специфического в них способствует обогащению национальной педагогической культуры за счет осмысленного использования международного опыта.

В

 

ОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА – сравнительно новая научная дисциплина, объектом которой является процесс воспитания ребенка «с момента рождения до перехода к состоянию взрослости», а предметом – «закономерности, методы, средства и технология организации учебно-воспитательного процесса на различных стадиях Детства»[25]

 

¨ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ

 

Д

 

ОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – отрасль педагогики, объектом которой является процесс воспитания и образования детей дошкольного возраста, предметом – закономерности данного процесса, формы, методы и средства его осуществления. Может быть представлена как развернутая составная часть возрастной педагогики.

П

ЕДАГОГИКА ШКОЛЫ – отрасль педагогики, изучающая учебно-воспитательный процесс в учреждениях общего образования (объект); закономерности, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы (предмет).

Педагогика школы включает в себя дидактику, теорию воспитания и теорию управления, гигиену детей и подростков (школьную гигиену) в той части, где совпадают объект и предмет их исследования, а также взаимодействует с возрастной педагогикой, историей педагогики, сравнительной педагогикой, дефектологией, лечебной педагогикой[26] и другими отраслями педагогической науки.

П

 

РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКАобъект исследования – учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; предмет – закономерности, содержание, формы, методы и средства профессионального образования.

Как составные части профессиональной педагогики развиваются педагогики профтехобразования, высшей школы, среднего специального образования, имеющие локализованный объект и предмет деятельности.

Г

 

ИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА) – отрасль педагогики и гигиены: объект исследования – учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования; предмет – закономерности организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, динамика функционального состояния организма человека в зависимости от содержания, условий, форм и методов его деятельности.

 

П

 

РОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогики: изучает закономерности, содержание, формы, методы, средства непрерывного профессионального образования, обучения работающих, переориентации их на новые профессии, повышения производственной квалификации; ориентирована прежде всего на систему переподготовки и повышения квалификации кадров.

 

В

ОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА – отрасль педагогики: анализирует закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, формы и методы образования и воспитания военнослужащих. Основное приложение находит в военных учебных заведениях и в системе обучения воинским специальностям.

С

 

ЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – отрасль педагогической науки: объект – процесс формирования личности в семье; предмет – закономерности, противоречия, специфика формирующего влияния семьи. Источниками семейной педагогики являются этнопедагогика, возрастная, дошкольная педагогика, теория воспитания, педагогическая психология.

Э

 

ТНОПЕДАГОГИКА – формирующаяся отрасль педагогики: изучает специфику и закономерности народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных традициях, обычаях, фольклоре опыт воспитания; анализирует взаимосвязи и взаимовлияния педагогики и этнических воспитательно-образовательных систем.

И

 

СПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА (педагогика пенитенциарных учреждений) - изучает специфику и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей.

 

¨ ЗАДАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...