Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И обсуждения на практических занятиях




 

1. Вашему вниманию в разделе «Проблемно-аналитический материал» предлагаются два текста: отрывок из работы

В. П. Вахтерова[27] «Основы новой педагогики» и извлечения из статьи Э. Д. Днепрова[28] «Школа и общество».

1.1 На основе сравнительного анализа текстов и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки:

· выделите ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов;

· сформулируйте приоритетные задачи образовательной политики и педагогической науки, укажите, что в рамках решения этих задач должно стать объектом и предметом исследований конкретных научных дисциплин и отраслей педагогики (напр.: дидактики, сравнительной педагогики, профессиональной педагогики, этнопедагогики и др.), а также других наук, изучающих проблемы человека, общества, научного познания.

 

1.2. Постарайтесь дать определения следующим понятиям, приведенным в текстах:

· гармоническое развитие

· дидактоцентризм

· образовательное общество

· самоопределение

· человекообразующая функция педагогического процесса

· школа как социокультурный институт

Какой смысл имеет работа по формулировке дефиниций (определений)?

 

ВНИМАНИЕ! МЫ НАЧИНАЕМ РАБОТУ ПО СОСТАВЛЕНИЮ «КРАТКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ».

Автором-составителем словаря будете Вы. Постарайтесь формулировать определения кратко, четко, ясно - ведь Вы будете не только автором, но и безусловно (!) активным его пользователем! Кстати, целый ряд определений мы уже ввели - целесообразно включить их в словарь.

 

1.3. Попытайтесь ответить на вопрос:

В.П. Вахтеров пишет: «Воспитание - это самое трудное из искусств». Можно ли на основании этого высказывания и всего прочитанного отрывка сделать вывод, что он считал воспитание только искусством?

 

1.4. Согласны ли вы с мыслью К. Д. Ушинского: «Воспитатель есть художник; школа - мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества» [29]?

Соотнесите это мнение с суждениями В. П. Вахтерова и Э. Д. Днепрова об истоках и целях развития человека. Постарайтесь обосновать свой вывод.

 

2. Л. Н. Толстой, который известен не только как великий писатель, но и как один из крупнейших отечественных педагогов, писал: «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания: предметом же педагогики должно и может быть только образование. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, науки, жизнь - все образовывает».[30]

С чем здесь вы можете согласиться? Что могло бы вызвать сомнение?

Попробуйте соотнести утверждение Л. Н. Толстого «воспитание не есть предмет педагогики» с тезисом о том, что предмет науки составляют наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой.

Почему, по вашему мнению, Л. Н. Толстой сопоставляет и противопоставляет здесь и в целом в своей статье понятия «воспитание» и «образование»?

 

3. Попробуйте на основе анализа фрагмента статьи П. Г. Редкина (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал») составить свод правил, которыми следовало бы руководствоваться при изложении учебного материала по педагогике.

4. Попытайтесь, выступив в двух амплуа: сторонника и оппонента К. Д. Ушинского, доказать справедливость и необоснованность утверждения автора о том, что педагогика не есть наука (на основании фрагмента «Предисловия...», представленного в разделе «Проблемно-аналитический материал»).

 

5. На основе анализа статьи В. В. Краевского «Педагогика между философией и психологией» (см. раздел «Проблемно-аналитический материал») выполните следующие задания:

 

5.1. Подготовьте четыре кратких публикации: две в поддержку позиции, изложенной автором, и две публикации, которые могли бы написать его оппоненты. Соответственно, одна из каждой пары публикаций должна раскрывать взаимоотношения между педагогикой и философией, другая - между педагогикой и психологией. Публикации должны быть выполнены в форме выводов-тезисов.

 

5.2. Подготовьте памятку-рекомендацию для педагога, использующего в своем исследовании материал психологии.

 

6. Мы говорили о том, что педагогика активно использует данные других наук и изменяется в результате их влияния. А оказывает ли педагогика влияние на развитие других наук? Если оказывает, то какое?

 

7. Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: Значение каких наук возрастет? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?

¨ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

(ТЕКСТЫ)

Вахтеров В.П. (1853-1924)

педагог, методист, деятель народного образования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...