Система маркетинговой информации.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Система маркетинговой информации – это совокупность персонала, оборудования и процедур, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации для подготовки и принятия маркетинговых решений. Информация может быть получена из внутренних и внешних источников в результате маркетинговой разведки и маркетинговых исследований. Маркетинговое исследование – это сбор, систематизация и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Основная функция маркетинговых исследований связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Информация используется для идентификации и определения возможностей и проблем маркетинга, исследования конъюнктуры рынка, выбора и оценки стратегий маркетинга, для мониторинга показаний маркетинговой деятельности. Процесс маркетинговых исследований включает следующие четыре этапа: 1 этап - определение проблемы и целей исследования. 2 этап - разработка плана исследования. 3 этап - реализация плана исследований. 4 этап - интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства. Разработка плана исследований включает определение потребностей предприятия в специфической, нестандартной информации; выбор методов и средств сбора первичной и вторичной информации; определение финансовых затрат на проведение исследований, очередности их проведения, ответственных за то или иное направление исследований. Реализация плана исследований предполагает сбор, обработку и анализ полученной информации. При интерпретации конечных результатов, выводов и их доведения до руководства учитываются специфика области деятельности и характер принимаемых решений тех руководителей, для которых предназначена данная информация.
Различают следующие виды маркетинговой информации. В зависимости от периода времени, к которому относятся сведения: 1) историческая; 2) текущая; 3) прогнозная. По отношению к этапам принятия маркетинговых решений: 1) констатирующая; 2) поясняющая; 3) плановая; 4) информация, используемая при контроле маркетинга. По возможности численной оценки: 1) количественная; 2) качественная. По периодичности возникновения: 1) постоянная; 2) переменная; 3) эпизодическая. По источникам возникновения: 1) первичная; 2) вторичная. Концепция маркетинга предполагает, что информация является не менее важным ресурсом предприятия, чем деньги, сырье, оборудование, персонал. Для успешного функционирования предприятия на всех этапах его деятельности маркетинговая информация имеет исключительное значение.
Вопросы 1. Какие цели могут стоять перед исследованиями, призванными облегчить принятие деятельности: организация распределения товара, организация производства товара, реклама, личная продажа, назначение цены товара? 2. Какая разница между системой маркетинговой информации и системой сбора внешней текущей маркетинговой информации? 3. Опишите сущность системы анализа маркетинговой информации (кратко). Будет ли, по вашему мнению, пользоваться этой системой небольшой магазин женской одежды в Камышине? Почему? 4. Сформировав цели исследования и основную проблему, решению которой оно должно способствовать, исследователь готов приступить к формальному опросу аудитории. Прокомментируйте данное утверждение. 5. Какой тип исследования и почему был бы наиболее уместен в следующих операциях: а) завод, выпускающий грузовики, хочет выяснить, какую долю его продукции закупают фермеры?
б) фирма, выпускающая кондитерские изделия, хочет выяснить степень влияния детей на фактический объем покупок своих товаров. в) завод, производящий металлообрабатывающие станки, обдумывает возможность размещения своего филиала. г) маленький промтоварный магазинчик, торгующий на территории вуза, хочет собрать информацию об отношении студентов к своей деятельности. д) фирма, выпускающая электробытовую аппаратуру, хочет выявить степень влияния различных членов семьи на объем покупок своих товаров. 6. Вы состоите в клубе поклонников какой-нибудь рок-группы, число членов которой стало сокращаться. Возможно ли, провести маркетинговое исследование, с целью выявления причин подобного явления? Если бы это исследование было поручено вам, то, как бы вы проводили его? 7. Дайте описание способов сбора маркетинговой информации. Будут ли, по Вашему мнению, пользоваться этими способами: а) книжный киоск в вузе; б) крупный универмаг в центре большого города; в) небольшой молочный магазинчик в пригороде; г) завод сельскохозяйственных машин, являющийся единственным в стране производителем определенного типа тракторов? 8. Внутривузовское издательство приступает к печатанию сборника тестов и заданий по экономической теории. Большая часть тиража будет передана в институтскую библиотеку. Издательство обращается в ректорат за данными о количестве студентов, изучающих экономическую теорию. Какая это информация? Внутренняя, внешняя, первичная, вторичная.
Упражнения 1. Когда занимаешься бизнесом, знать, чего хочет потребитель – значит обладать преимуществом по сравнению с конкурентами на рынке. Если же вы стали уступать конкуренту, чрезвычайно важно выяснить, почему потребитель идет к нему, а не к вам. Лучше всего, конечно, спросить самого потребителя. В качестве примера приводится часть вопросов, заданных потребителям о новом кондитерском изделии компании «Швепс», состоящем из бисквита, карамели и изюма. 1) как часто вы едите кондитерское изделие? 2) когда вы его едите? 3) что из предлагаемого ассортимента вам нравится? 4) почему вам нравится именно эти изделия? 5) не слишком ли кондитерское изделие фирмы «Швепс» мягкое или твердое, или приторное?
6) купите ли вы его по такой цене? 7) от чего вы откажетесь, чтобы купить новое кондитерское изделие? Представьте, что ваша фирма собирается «запустить» на рынок новый продукт. Конечно, вначале целесообразно апробировать его. Подготовьте вопросник из 18-20 вопросов, с помощью которого можно было бы собрать необходимую информацию у потенциальных покупателей. 2. Распределить в логическую цепь следующие пункты маркетингового исследования. а) сбор информации; б) отбор источников информации; в) выявление проблем и формирование целей исследования; г) анализ собранной информации; д) представление полученных результатов. 3. Какой из представленных вопросников является скрытым, какой открытым. а. 1) как вы считаете, почему люди покупают спортивные машины? 2) какие факторы учитывают люди при их приобретении? 3) думают ли люди, приобретающие спортивные машины о престиже? б. 1) почему вы покупаете спортивную машину? 2) какие факторы вы при этом учитываете? 3) важен ли для вас престиж при покупке спортивной машины? 4. Расставить в правильной последовательности операций, составляющие процесс маркетингового исследования. а) рекомендации; б) получение первичной информации; в) определение проблемы; г) использование результатов; д) анализ данных; е) анализ вторичной информации. 5. Дополнить таблицу, имея следующие данные: 1) формирование идей о новых продуктах; 2) прогноз объема продаж; 3) получение информации о конкурентах; 4) тестирование продукта; 5) оценка емкости рынка; 6) анализ тенденций изменения рынка; 7) организация маркетинга тестируемых продуктов; 8) определение характеристики рынка и его сегментов; 9) разработка концепции тестирования продукта; 10) получение информации о существующих и потенциальных потребителях; 11) исследование и испытание различных видов упаковки; 12) выявление системы предпочтений потребителей; 13) исследование месторасположения складов; 14) исследование взаимосвязи между ценой на продукт и спросом;
15) исследование эффективности рекламной деятельности; 16) комплексный анализ различных средств и методов продвижения продукта; 17) исследование месторасположения точек розничной торговли; 18) прогнозирование ценовой политики для разных стадий жизненного цикла продукта; 19) исследование месторасположения сервисных служб; 20) исследование эффективности различных средств массовой информации. Таблица 8.1 Маркетинговые исследования.
6. Какие из ниже перечисленных понятий являются внешними источниками, и какие внутренними источниками вторичной информации при маркетинговых исследованиях. 1) сообщения торгового персонала самой организации; 2) данные международных организаций, правительства, официальной статистики; 3) бюджетные отчеты; 4) данные маркетинговых исследований; 5) научные исследования, проводимые специализированными маркетинговыми организациями; 6) информация, полученная с выставок и ярмарок, конференций и совещаний; 7) обзоры рекламаций потребителей; 8) научные исследования, собранные различными организациями (торговыми палатами, торговыми ассоциациями и др.). 7. Ниже приведены термины и их определение. Расположите термины в таблице так, чтобы каждый их них соответствовал своему определению: а) маркетинговые исследования; б) вторичная информация; в) внутренняя информация; г) внешняя информация; д) первичная информация.
Тесты 1. Наблюдение – это: а) процесс изучения поведения потребителей и фиксирование результатов действия в реальных ситуациях; б) процесс изучения поведения потребителей в контролируемых условиях, где изменяются один или несколько факторов, а остальные остаются без изменений; в) процесс построения математической, графической или иной модели, контролируемых или неконтролируемых факторов, и экспериментирование (на создание модели) влияния этих факторов на объект исследования. 2. Указать, какое из высказываний относится к маркетинговому исследованию рынка и продаж: а) прогноз объема продаж;
б) тестирование продукта; в) исследование и испытание различных видов упаковки. 3. К маркетинговому исследованию продукта относится: а) получение информации о конкурентах; б) разработка концепции тестирования продукта; в) выявление системы предпочтений потребителей. 4. К маркетинговому исследованию цен относится: а) исследование местоположения складов; б) исследование эффективной рекламной деятельности; в) исследование местоположения точек розничной торговли. 5. К маркетинговому исследованию продвижения продукта относится: а) исследование эффективности различных средств массовой информации; б) комплексный соотносительный анализ различных средств и методов продвижения продукта; в) исследование местоположения сервисных служб. 6. Указать какое из высказываний относится к исследованию по доведению продукта до потребителя: а) исследование взаимосвязи между ценой на продукт и спросом; б) исследование эффективности рекламной деятельности; в) исследования местоположения сервисных служб. 7. Внешним источником вторичной информации при маркетинговых исследованиях является: а) сообщения торгового персонала самой организации; б) информация, полученная с выставок и ярмарок, конференций и совещаний; в) бюджетные отчеты. 8. Внешним источником вторичной информации при маркетинговых исследованиях является: а) данные международных организаций, правительства, официальной статистики; б) данные маркетинговых исследований; в) бюджетные отчеты. 9. Внутренним источником вторичной информации при маркетинговых исследованиях является: а) сообщения торгового персонала самой организации; б) научные исследования, собранные различными организациями (торговыми палатами, торговыми ассоциациями); в) информация, полученная с выставок и ярмарок. 10. Внутренним источником вторичной информации при маркетинговых исследованиях является: а) бюджетный отчет; б) научные исследования, собранные различными организациями (торговыми палатами, торговыми ассоциациями); в) научные исследования, проводимые специализированными маркетинговыми организациями. 11. К внешнему фактору, воздействующему на процесс развития системы маркетинга, относится: а) финансовые возможности фирмы; б) научно-технический процесс; в) рабочая сила. 12. К внешнему фактору, воздействующему на процесс развития системы маркетинга, относится: а) средства производства; б) конкуренция; в) расположение фирмы по отношению к рынкам сбыта. 13. К внутреннему фактору, воздействующего на процесс развития системы маркетинга, относится: а) конкуренция; б) рабочая сила; в) политические факторы. 14. При проведении маркетинговых исследований рынка услуг используют: а) кабинетные исследования; б) полевые исследования; в) все перечисленные выше. 15. К внутреннему фактору, воздействующего на процесс развития маркетинга, относится: а) средства производства; б) научно-технический прогресс; в) демография. 16. Из ниже перечисленных понятий выбрать, какое относится к исследованию рынка: а) реакция на введение нового товара; б) упаковка и этикетка; в) гарантия. 17. Из ниже перечисленных понятий выбрать, какое относится к исследованию рынка: а) уровень обслуживания (послепродажный сервис); б) исследование и прогнозирование конъюнктуры; в) торговая марка. 18. Из ниже перечисленных понятий, выбрать, какое относится к исследованию рынка: а) сегментация; б) определение емкости рынка; в) торговая марка. 19. Из ниже перечисленных понятий, выбрать, какое относится к исследованию рынка: а) гарантия; б) реакция на введение нового товара; в) изучение практики деятельности конкурентов. 20. Какую информацию позволяет получить система внутренней отчетности? а) цены на конкурирующие товары; б) объем продаж фирмы; в) суммы издержек; г) прибыльность фирм поставщиков; д) движение денежных средств фирмы; е) объем материальных запасов; ж) число фирм, выпускающих данный товар. 21. В какой последовательности реализуются планы маркетинговых исследований: а) представление полученных результатов; б) сбор информации; в) формирование целей исследования; г) анализ информации; д) отбор источников информации. 22. Какой будет цель исследования, если проверяется взаимосвязь объема сбыта продукции с качественными характеристиками: а) поисковый; б) описательный; в) экспериментальный. 23. Какие виды данных требуют меньших издержек: а) первичные; б) вторичные. 24. Целесообразно ли предварительно опробование анкеты перед широким использованием ее: а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 25. Какой способ связи с аудиторией обеспечивает наибольшую оперативность: а) личное интервью; б) анкеты, рассылаемые по почте; в) интервью по телефону. 26. Какой способ связи с аудиторией является наиболее информативным: а) личное интервью; б) анкеты, рассылаемые по почте; в) интервью по телефону. 27. Какой способ связи с аудиторией является наиболее дорого-стоящим: а) личное интервью; б) анкеты, рассылаемые по почте; в) интервью по телефону. 28. К какому виду интервью относятся «телевизионные беседы за столом»: а) индивидуальным; б) групповым. 29. Какой этап проведения исследования требует, как правило, наибольших затрат: а) выявление проблем, формирование целей; б) отбор источников информации; в) сбор информации; г) анализ информации; д) представление результатов.
ТЕМА № 9 МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ
Фирма, нацелившаяся на деятельность за рубежом, должна разобраться как в ограничениях, так и в возможностях присущих системе международной торговли. Самыми распространенными ограничениями являются таможенный тариф, квота, валютный контроль. Также фирма может, столкнутся и с рядом нетарифных барьеров, таких, как дискриминация ее предложений и наличие производственных стандартов, дискриминационных по отношению к товарам данной фирмы. Ряд стран образовали экономические сообщества, наиболее важными из которых является Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), известное также как общий рынок, Латиноамериканская Ассоциация Свободной Торговли, Центральноамериканский Общий Рынок и т.д. Планируя выход на внешние рынки, деятель международного маркетинга должен изучить экономику каждой интересующей его страны, структуру хозяйства. Существуют четыре типа хозяйственных структур: 1) страны с экономикой типа натурального хозяйства; 2) страны-экспортеры сырья; 3) промышленно развивающиеся страны; 4) промышленно развитые страны. Разные страны резко отличаются друг от друга и своей политико-правовой средой. При решении вопроса об установлении деловых отношений с той или иной страной следует учитывать четыре фактора: 1) отношение к закупках из-за рубежа; 2) политическую стабильность; 3) валютные ограничения; 4) эффективность системы помощи иностранным компаниям со стороны принимающего их государства. Также необходимо изучить культурные традиции, обычаи, правила и запреты той страны, где фирма собирается работать. До выхода за границу фирма должна четко определить задачи и политические установки своего международного маркетинга. Во-первых, если необходимо решить, какой процент общего объема своих продаж она будет стремиться осуществить на внешних рынках. Во-вторых, фирма должна решить, будет ли она заниматься маркетингом всего в нескольких или сразу во многих странах. Составив перечень возможных зарубежных рынков, фирма должна будет заняться их отбором и ранжированием. Страны-кандидаты можно классифицировать по нескольким критериям таким, как: 1) размер рынка; 2) динамика роста рынка; 3) издержки по ведению дел; 4) конкурентные преимущества; 5) степень риска. Цель ранжирования, - установить какой рынок обеспечит фирме наиболее высокий долговременный доход на вложенный капитал. Решив заняться сбытом в той или иной стране, фирма должна выбрать наилучший способ выхода на избранный рынок. Она может остановиться на экспорте, совместной предпринимательской деятельности или приемом инвестирования за рубежом. Все эти стратегии выхода на зарубежный рынок представлены на рис. 9.1
Рис. 9.1 Стратегии выхода на зарубежный рынок Фирма, выступающая на одном или нескольких зарубежных рынках, должна решить в какой мере приспосабливать свой комплекс маркетинга к местным условиям. С одной стороны есть фирмы, повсеместно использующие стандартизированный комплекс маркетинга. С другой стороны фирма осуществляет принцип индивидуализированного комплекса маркетинга. Следует выделить пять стратегий стимулирования товара и его адаптирования к зарубежному рынку: 1) распространение в неизменном виде; 2) приспособление товара; 3) адаптирования коммуникации; 4) двойное адаптирование; 5) изобретение новинки. Выступающая на международном рынке фирма, должна обязательно комплексно рассматривать проблемы доведения своих товаров до конечных потребителей. На рис. 9.2 представлено три основных связующих звена между продавцом и конечным покупателем.
Рис. 9.2 Связующие звенья между продавцом и покупателем
Фирмы организуют управление своей деятельностью по международному маркетингу в основном тремя разными способами. Большинство, сначала создают у себя экспортный отдел, затем международный филиал и, в конце концов, превращаются в транснациональные компании.
Вопросы 1. При оценке международной маркетинговой среды самым важным с точки зрения фирмы является изучение экономической среды конкретной страны. Прокомментируйте это утверждение. 2. Какие этапы предстоит пройти, решая на какие рынки следует выходить? Прокомментируйте этот поэтапный процесс на примере какого-либо товара широкого потребления. 3. Расскажите об основных стратегиях, которыми фирма может воспользоваться для выхода на зарубежный рынок. 4. В чем отличие лицензирования от прочих разновидностей совместной предпринимательской деятельности. 5. Цены товаров продаваемых на зарубежных рынках, как правило, ниже их цен на отечественном рынке. Почему? 6. Каким типом организации международного маркетинга рекомендовали бы вы воспользоваться в следующих случаях: а) крупный производитель мотоциклов планирует организовать сбыт трех своих моделей в странах Дальнего Востока; б) мелкий производитель игрушек собирается продавать свои товары в Европе; в) крупная фирма, выпускающая легковые и грузовые автомобили намеривается организовать их сбыт в Кувейте. 7. Как можно обосновать целесообразность выхода фирмы на внешний рынок? 8. В чем заключаются особенности товарной политики в международном маркетинге. 9. Каковы особенности сбытовой политики в международном маркетинге? 10. Возможно ли, использовать в международном маркетинге те же средства продвижения товара на рынок, которые применяют на внутреннем рынке?
Упражнения 1. Предприятие – изготовитель бытовых электроприборов, анализируя свои экспортные возможности, осуществило оценку конкурентоспособности выпускаемой продукции. Учитывая современный технический уровень и высокое качество изготовления приборов, специалисты предприятия сочли свой труд конкурентоспособным на внешних рынках. Достоверна ли такая оценка. Обоснуйте свой ответ. 2. Расположить в логической последовательности, следующие основные решения, применяемые в сфере международного маркетинга: а) решение о том, на какие рынки выйти; б) решение о структуре комплекса маркетинга; в) изучение среды международного маркетинга; г) решение о структуре службы маркетинга; д) решение о целесообразности выхода на внешний рынок; е) решение о методах выхода на рынок. 3. Заполнить схему, показывающую пять стратегий адаптирования товара и специализирования к внешнему рынку, распределив следующие элементы в нужной последовательности (рис. 9.3) а) двойное адаптирование; б) распространение в неизменном виде; в) изобретение новинки; г) адаптирование коммуникаций; д) приспособление товара.
Рис. 9.3 Схема стратегий адаптирования товара и стимулирования к внешнему рынку
4. Расставьте в схеме (рис.9.4) в правильной очередности основные действия предприятия: а) разработка тактики; б) анализ и контроль; в) прогноз рынка; г) изучение рынка; д) формирование целей экспорта; е) оценка собственных экспортных возможностей; ж) формирование и стимулирование сбыта; з) разработка стратегии экспорта.
Рис. 9.4 Схема последовательности основных действий предприятия, занимающегося экспортным маркетингом
5. Ведутся переговоры о поставке на экспорт турбины для ТЭЦ. Иностранный покупатель требует дополнительного подтверждения качества путем контроля. Назовите наиболее приемлемый в этой ситуации вид контроля. Тесты 1. К стратегиям выхода на зарубежный рынок относится: а) прямой экспорт; б) поиск отрицательного рыночного сегмента; в) дифференциация товара; г) инвестирование предприятий; д) лицензирование. 2. Адаптировать товар к требованиям внешнего рынка возможно путем: а) внесения изменений в товар в соответствии с особенностями потребления; б) создания новой упаковки без изменения товара; в) разработки новой маркировки без изменения товара; г) приспособление коммуникационной политики к новым условиям; д) предложения новинки с учетом международного жизненного цикла товара. 3. Какой тип организации международного маркетинга вы предложили бы средней фирме производителей игрушки и решивший выходить на зарубежный рынок: а) организовать экспортный отдел; б) создать международный филиал; в) создать транснациональную компанию. 4. Какой тип организации международного маркетинга вы бы предложили крупному европейскому производителю велосипедов, который планирует поставлять их в страны Юго-восточной Азии: а) организовать экспортный отдел; б) создать международный филиал; в) создать транснациональную компанию. 5. Регулирование объема наличности в иностранной валюте и ее обменного курса на другие валюты это: а) валютный контроль; б) квота; в) лицензирование. 6. Количественный предел товаров определенных категорий, разрешенных к ввозу в страну это: а) валютный контроль; б) квота; в) лицензирование. 7. Ограниченные меры в международной торговле, включающие в себя дискриминацию предложений из конкретной страны или наличие производственных стандартов, дискриминационных по отношению к товарам какой-либо страны: а) нетарифные барьеры; б) лицензирование; в) валютный контроль. 8. Вовлечение в деятельность на зарубежном рынке посредством создания на нем собственных сборочных или производственных предприятий называется: а) прямое инвестирование за рубежом; б) совместная предпринимательская деятельность; в) лицензирование. 9. Способ проникновения на зарубежный рынок посредством соединения усилий с коммерческими предприятиями страны-партнера с целью создания производственных и маркетинговых мощностей называется: а) прямое инвестирование за рубежом; б) совместная предпринимательская деятельность; в) лицензирование. 10. Налог на некоторые виды импортируемых или экспортируемых товаров имеющий целью увеличение денежных поступлений или защиту интересов отечественных фирм называется: а) таможенный тариф; б) эмбарго; в) квота.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров: Учебное пособие.- М.: ФАИР - ПРЕСС, 2003. – 456 с. 2. Ассаль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вуз.- М.: ИНФРА-М, 2001 – 804 с. 3. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник. - М.: КНОРУС, 2005. – 672 с.: ил. 4. Годин А.М. Маркетинг. М. Дашков и Ко, 2003, 604 с. 5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: «Финпресс», 2000. – 464 с. 6. Котлер Ф., Армстронг Г., Андерс Д., Вонг В. «Основы маркетинга»: Пер. с англ. – М.: СПбпБ: Киев: Изд. дом «Вильямс», 2000. – 944 с. 7. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Сборник практических заданий и ситуаций: - М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 96 с.: ил. 8. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ – Дана, 2000. – 272 с. 9. Смит П. и др. Коммуникация стратегического маркетинга. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 485 с. 10. Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий – пер с нем. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000 - 413 с. 11. Шмидт Р., Райт Х. Финансовые аспекты маркетинга Учеб. пособие Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2000. – 527 с.: ил. 12. Шмидт Р., Рут А. Финансовые аспекты маркетинга Учеб. пособие. Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. – 527 с.: ил.
Александр Викторович Бондарец, Жанна Александровна Чеснокова Генри Николаевич Андреев
Практикум по маркетингу Учебное пособие
Под редакцией авторов Темплан 2007 г., поз. № 51. Подписано в печать 09. 02. 2007 г. Формат 60×84 1/16. Бумага листовая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,25. Усл. авт. л. 6,06. Тираж 100 экз. Заказ № Волгоградский государственный технический университет 400131 Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, 28. РПК «Политехник» Волгоградского государственного технического университета 400131 Волгоград, ул. Советская, 35.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|