Информация как объект права.
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Основные определения в области информационного права Разработка информационного законодательства связана с преодолением трудностей, обусловленных спецификой такого продукта как информация. Информация как правовая категория имеет ряд следующих особенностей, отличающих информацию от других товаров. 1.Нематериальность (идеальность) информации. Информация становится доступной человеку, если она содержится на материальном носителе. Поэтому объектами защиты являются материальные носители информации. 2. Информация не исчезает при потреблении и может быть использована многократно. Иначе говоря, информация это неисчерпаемый ресурс, который можно использовать неограниченное количество раз. 3. Информационный продукт со временем подвергается только "моральному износу", т.е. ценность информации изменяется во времени, происходит процесс "старения" информации. 4. Производство информации, в отличии от материального производства, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. 5. При копировании (не изменяющим информационные параметры носителя) количество информации не меняется, а цена снижается. Наиболее важной из перечисленных является первая особенность, а именно то, что информация - может быть как в материализованном, так и в не материализованном (нефиксированном) виде. А без четких границ, определяющих информацию как объект права, применение по отношению к ней любых законодательных норм проблематично. До недавнего времени это было основной причиной, осложняющей регулирование правовых отношений в информационной сфере. Она устранена с вступлением в силу первой части Гражданского кодекса РФ (в январе 1997 г.), где впервые в правовой практике России информация определяется в качестве объекта гражданского права (ст. 128). На рис. 2.1 указаны статьи документов, которые определяют информацию как правовую категорию.
В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Организация и деятельность PR как предмет правового регулирования. Можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.
Правовое регулирование — это система регулирования поведения людей в обществе посредством правовых норм, устанавливаемых органами государственной власти и выполняемых гражданами под контролем уполномоченных оранизаций с возможностью применения фиксированных санкций за отклонение от данных норм. Это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система норм. Ни о каком добровольном следовании даным предписаниям речь не идет.
Саморегулирование — гораздо более подвижная система. Она вступает в действие, когда невозможно применение правового регулирования, когда нет «общественно опасного деяния» с точки зрения права, но есть морально-этическая коллизия, порой более негативная по своим последствиям для общества, чем любой правовой поступок. Саморегулирование не может носить обязательный и всеобщий характер, его основным признаком является добровольность следования декларированным нормам. Роль саморегуляторов играют в данном случае нормы и идеалы, которые служат этическими критериями для оценки как отдельно взятых поступков, так и всей деятельности в целом.
Как и любое другое активно развивающееся явление общественной жизни, связи с общественностью требуют создания самостоятельной законодательной базы, регулирующей те или иные коммуникационные процессы. Воздействие связей с общественностью, СМИ, рекламы на общество происходит, прежде всего, с помощью информации. Таким образом, нормативно-правовые акты, составляющие юридическую основу функционирования PR, отражены в достаточно новой отрасли права — информационной. В зависимости от сферы деятельности, в которой функционируют связи с общественностью, в процесс правового регулирования PR включаются ниже перечисленные законодательные акты. 1. В сфере деятельности органов власти и органов государственного управления — Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Указы Президента РФ 2. В сфере окружающей среды — Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия»; Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.
3. В условиях чрезвычайной и кризисной обстановки—Федеральный закон «О гражданской обороне», Федеральный закон «О защите населения и территории в период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указ Президента «О комиссии при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести» и др.
4. В системе средств массовой информации — Постановление Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со СМИ», Европейская конвенция о трансграничном телевидении, парламентская ассамблея Совета Европы «О роли национального вещания и управления им» и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|